Административное наказание коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное наказание коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2024 по делу N 16-7834/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление иностранным гражданином, лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на подпункт "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", не свидетельствует о незаконности назначенного заявителю дополнительного административного наказания, поскольку названная норма не содержит запрета назначения иностранному гражданину административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление иностранным гражданином, лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на подпункт "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", не свидетельствует о незаконности назначенного заявителю дополнительного административного наказания, поскольку названная норма не содержит запрета назначения иностранному гражданину административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2023 N 16-6650/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление иностранным гражданином, лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в жалобе на подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", не свидетельствует о незаконности назначенного заявителю дополнительного административного наказания, поскольку названный Указ Президента Российской Федерации вступил в законную силу 16 июня 2021 года и не действовал на день привлечения Жураева М.Б. к административной ответственности. Кроме того, постановление в части выдворения исполнено.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление иностранным гражданином, лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в жалобе на подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", не свидетельствует о незаконности назначенного заявителю дополнительного административного наказания, поскольку названный Указ Президента Российской Федерации вступил в законную силу 16 июня 2021 года и не действовал на день привлечения Жураева М.Б. к административной ответственности. Кроме того, постановление в части выдворения исполнено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Меры административного принуждения, применяемые для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(Попова Н.Ф.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие человека, меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административного наказания, пандемия коронавируса, режим самоизоляции, чрезвычайная ситуация биолого-социального характера.
(Попова Н.Ф.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие человека, меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административного наказания, пандемия коронавируса, режим самоизоляции, чрезвычайная ситуация биолого-социального характера.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Можно констатировать, что расширение круга лиц, реализующих полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, обусловлено правотворческой деятельностью Федерального Собрания, Правительства РФ, а также правовыми актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, связанной с принятием правовых актов нормативного и распорядительного характера, устанавливающих перечень соответствующих субъектов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях. Однако следует учитывать, что на уровне субъектов Российской Федерации в законы, устанавливающие административную ответственность, стали вносить изменения в части составов административных правонарушений, устанавливающих административные наказания за нарушение требований, направленных на борьбу с распространением пандемии коронавируса.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Можно констатировать, что расширение круга лиц, реализующих полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, обусловлено правотворческой деятельностью Федерального Собрания, Правительства РФ, а также правовыми актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, связанной с принятием правовых актов нормативного и распорядительного характера, устанавливающих перечень соответствующих субъектов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях. Однако следует учитывать, что на уровне субъектов Российской Федерации в законы, устанавливающие административную ответственность, стали вносить изменения в части составов административных правонарушений, устанавливающих административные наказания за нарушение требований, направленных на борьбу с распространением пандемии коронавируса.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 23: Подлежит ли иностранный гражданин или лицо без гражданства привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 20.25 КоАП РФ в связи с неисполнением постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации в предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" период приостановления течения сроков добровольного выезда иностранных граждан, лиц без гражданства из Российской Федерации?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 23: Подлежит ли иностранный гражданин или лицо без гражданства привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 20.25 КоАП РФ в связи с неисполнением постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации в предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" период приостановления течения сроков добровольного выезда иностранных граждан, лиц без гражданства из Российской Федерации?
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
Статья: Смягчение административной ответственности: практика применения
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)2. Если при проведении 1 контрольного/надзорного мероприятия будут выявлены 2 и более правонарушения, ответственность за которые предусмотрена 2 и более статьями КоАП РФ либо регионального закона об административных правонарушениях, наказание назначается как за совершение 1 действия (бездействия), правда, по статье, предусматривающей потенциально более строгое наказание (ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ). Например, если из 2 статей одна предусматривает возможность предупреждения, а другая - нет, то выберут ту, которая не устанавливает назначение предупреждения.
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)2. Если при проведении 1 контрольного/надзорного мероприятия будут выявлены 2 и более правонарушения, ответственность за которые предусмотрена 2 и более статьями КоАП РФ либо регионального закона об административных правонарушениях, наказание назначается как за совершение 1 действия (бездействия), правда, по статье, предусматривающей потенциально более строгое наказание (ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ). Например, если из 2 статей одна предусматривает возможность предупреждения, а другая - нет, то выберут ту, которая не устанавливает назначение предупреждения.
Статья: Актуальные вопросы приоритета специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)Благо, что последняя редакция ст. 4.1.1 КоАП о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение позволяет распространить ее положения на привлекаемые к ответственности некоммерческие организации (их должностных лиц), к числу каковых относятся государственные медицинские, образовательные и социальные учреждения.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)Благо, что последняя редакция ст. 4.1.1 КоАП о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение позволяет распространить ее положения на привлекаемые к ответственности некоммерческие организации (их должностных лиц), к числу каковых относятся государственные медицинские, образовательные и социальные учреждения.
Статья: Об административной ответственности за нарушение сроков оплаты по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом МСП
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)На основании ч. 3 ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектом МСП лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)На основании ч. 3 ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектом МСП лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В течение 2020 г. судами общей юрисдикции также рассмотрено почти 7,5 млн дел об административных правонарушениях, из них по жалобам и протестам на постановления несудебных органов - всего около 250 тыс. дел. При этом более строгие, чем административный штраф, наказания назначены лишь в 1,5 млн случаев. По итогам рассмотрения более чем 4 млн дел об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В течение 2020 г. судами общей юрисдикции также рассмотрено почти 7,5 млн дел об административных правонарушениях, из них по жалобам и протестам на постановления несудебных органов - всего около 250 тыс. дел. При этом более строгие, чем административный штраф, наказания назначены лишь в 1,5 млн случаев. По итогам рассмотрения более чем 4 млн дел об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа.
Статья: Обеспечение законности применения административно-юрисдикционных средств в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации
(Маслов И.А.)
("Законность", 2021, N 8)При этом следует учитывать, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным органом и содержащего обязательные для исполнения правила поведения, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих соответствующие правила поведения, в соответствии с системным толкованием ч. 2 ст. 1.7, п. п. 2 и 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП и сложившейся судебной практикой <6> являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено.
(Маслов И.А.)
("Законность", 2021, N 8)При этом следует учитывать, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным органом и содержащего обязательные для исполнения правила поведения, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих соответствующие правила поведения, в соответствии с системным толкованием ч. 2 ст. 1.7, п. п. 2 и 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП и сложившейся судебной практикой <6> являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено.
Статья: Правовая защита прав потерпевших по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Потерпевшие в случае вынесения мировым судьей незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении лишаются права на судебную защиту своих прав и законных интересов. Строгость административного наказания, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, нивелируемая кратким сроком давности по такой категории дел, пожалуй, выступает показателем востребованности в установлении более продолжительных сроков давности, что потребует и более внимательного отношения правоприменителей. По сути, все производство по такому делу сведено к выражению позиции мировым судьей, которая может быть предвзятой, незаконной и необоснованной.
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Потерпевшие в случае вынесения мировым судьей незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении лишаются права на судебную защиту своих прав и законных интересов. Строгость административного наказания, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, нивелируемая кратким сроком давности по такой категории дел, пожалуй, выступает показателем востребованности в установлении более продолжительных сроков давности, что потребует и более внимательного отношения правоприменителей. По сути, все производство по такому делу сведено к выражению позиции мировым судьей, которая может быть предвзятой, незаконной и необоснованной.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)В-третьих, субъектом преступления, согласно ст. 237 УК РФ, может быть только лицо, служебной обязанностью которого является снабжение населения и органов, обязанных принимать меры по предотвращению опасности и ликвидации вредных последствий произошедшего события, информацией о грозящей или актуальной опасности. Эта обязанность носит нормативный характер и вытекает непосредственно из закона, подзаконного нормативного правового акта или из локального нормативного акта (например, из должностной инструкции). В должностной инструкции о статусе профессора кафедры, как и внештатного специалиста краевого Министерства здравоохранения, нет (и не может быть) ни одного пункта, обязывающего С. сообщать руководству о своем передвижении в пространстве. С. выезжала в Испанию как частное лицо и должна была уведомить администрацию Ставропольского медицинского университета как рядовой его сотрудник. За невыполнение этой обязанности она могла быть привлечена лишь к дисциплинарной ответственности. К ней не могут быть применены даже меры административного, а тем более уголовного наказания, поскольку за несообщение о своем передвижении в условиях пандемии коронавируса не установлено ни административной, ни уголовной ответственности (во всяком случае, по состоянию на март 2020 года). Специальным субъектом преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ (точно так же, как и предусмотренного ст. 293 УК РФ), С. не является.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)В-третьих, субъектом преступления, согласно ст. 237 УК РФ, может быть только лицо, служебной обязанностью которого является снабжение населения и органов, обязанных принимать меры по предотвращению опасности и ликвидации вредных последствий произошедшего события, информацией о грозящей или актуальной опасности. Эта обязанность носит нормативный характер и вытекает непосредственно из закона, подзаконного нормативного правового акта или из локального нормативного акта (например, из должностной инструкции). В должностной инструкции о статусе профессора кафедры, как и внештатного специалиста краевого Министерства здравоохранения, нет (и не может быть) ни одного пункта, обязывающего С. сообщать руководству о своем передвижении в пространстве. С. выезжала в Испанию как частное лицо и должна была уведомить администрацию Ставропольского медицинского университета как рядовой его сотрудник. За невыполнение этой обязанности она могла быть привлечена лишь к дисциплинарной ответственности. К ней не могут быть применены даже меры административного, а тем более уголовного наказания, поскольку за несообщение о своем передвижении в условиях пандемии коронавируса не установлено ни административной, ни уголовной ответственности (во всяком случае, по состоянию на март 2020 года). Специальным субъектом преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ (точно так же, как и предусмотренного ст. 293 УК РФ), С. не является.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В судебном заседании защитники ООО "Прима фешн компани" по доверенностям Ф.И.О.7, Ф.И.О.8 поддержали письменные объяснения, с протоколом об административном правонарушении согласились, пояснили, что юридическим лицом были приняты все необходимые меры по ограничению торговой деятельности. Магазин работал только как пункт выдачи интернет-заказов. Работникам были даны соответствующие указания, он были ознакомлены с инструкцией об организации торговли дистанционным способом, но их нарушили. Продавцы нарушили инструкцию, за что были привлечены к дисциплинарной ответственности. Компании пришлось остановить работу всех магазинов, понести убытки, сохранить рабочие места, отрасль торговли наиболее пострадала от распространения коронавирусной инфекции. Просили за допущенное нарушение назначить административное наказание в виде предупреждения.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В судебном заседании защитники ООО "Прима фешн компани" по доверенностям Ф.И.О.7, Ф.И.О.8 поддержали письменные объяснения, с протоколом об административном правонарушении согласились, пояснили, что юридическим лицом были приняты все необходимые меры по ограничению торговой деятельности. Магазин работал только как пункт выдачи интернет-заказов. Работникам были даны соответствующие указания, он были ознакомлены с инструкцией об организации торговли дистанционным способом, но их нарушили. Продавцы нарушили инструкцию, за что были привлечены к дисциплинарной ответственности. Компании пришлось остановить работу всех магазинов, понести убытки, сохранить рабочие места, отрасль торговли наиболее пострадала от распространения коронавирусной инфекции. Просили за допущенное нарушение назначить административное наказание в виде предупреждения.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 - 2022 годах"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Постановлением от 07.02.2020 N 22/7-3743-19-ОБ/337/150/5/4, принятым государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Алтайском крае Ребезовым В.Ю. (далее также - постановление должностного лица административного органа), главный бухгалтер краевого государственного бюджетного учреждения "Яровской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" (далее также - учреждение) Ларченко Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Решением судьи Яровского районного суда Алтайского края от 15.05.2020 N 12-4/2020 постановление должностного лица административного органа изменено в части назначенного административного наказания: административный штраф заменен на предупреждение. В остальной части названный акт оставлен без изменения (Постановление ВС РФ от 25 декабря 2020 г. по делу N 51-АД20-3).
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Постановлением от 07.02.2020 N 22/7-3743-19-ОБ/337/150/5/4, принятым государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Алтайском крае Ребезовым В.Ю. (далее также - постановление должностного лица административного органа), главный бухгалтер краевого государственного бюджетного учреждения "Яровской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" (далее также - учреждение) Ларченко Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Решением судьи Яровского районного суда Алтайского края от 15.05.2020 N 12-4/2020 постановление должностного лица административного органа изменено в части назначенного административного наказания: административный штраф заменен на предупреждение. В остальной части названный акт оставлен без изменения (Постановление ВС РФ от 25 декабря 2020 г. по делу N 51-АД20-3).
Вопрос: Каковы особенности правового регулирования трудовых отношений моряков?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Отметим, что при смене экипажа морского (речного) судна вновь прибывшие члены экипажа до входа на судно должны предоставлять справку о проведении обследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) (методом ПЦР или на выявление антител IgG), полученную не более чем за 3 дня до прибытия на судно (Письмо Роспотребнадзора от 30.06.2020 N 02/13243-2020-27).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Отметим, что при смене экипажа морского (речного) судна вновь прибывшие члены экипажа до входа на судно должны предоставлять справку о проведении обследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) (методом ПЦР или на выявление антител IgG), полученную не более чем за 3 дня до прибытия на судно (Письмо Роспотребнадзора от 30.06.2020 N 02/13243-2020-27).