Административное доставление
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное доставление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27.1 "Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"Учитывая положения ч. 1 статьи 27.1, ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, тот факт, что составление протокола на месте выявления административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, проведения в общественном месте публичного мероприятия, было невозможным, применение меры обеспечения производства в данном случае в виде административного доставления связано, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, применение к заявителю такой меры не противоречило положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлось соразмерным конституционно значимым целям охраны правопорядка и общественной безопасности, и было законно выполнено сотрудниками правоохранительных органов."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27.2 "Доставление" КоАП РФ"Из смысла части 1 статьи 27.2, части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного доставления и задержания в отделение полиции связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому применение к З.ой С. мер обеспечения производства по делу в виде доставления и задержания, подтвержденных соответствующими протоколами, не противоречит требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-процессуальные средства в механизме обеспечения прав граждан, подвергшихся семейному насилию
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Меры административно-процессуального пресечения служат в качестве способа предотвращения противоправного деяния. К ним относится требование о прекращении совершения противоправного деяния и административное доставление.
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Меры административно-процессуального пресечения служат в качестве способа предотвращения противоправного деяния. К ним относится требование о прекращении совершения противоправного деяния и административное доставление.
Статья: Модель административной ответственности: под патронажем Н.Г. Салищевой и спустя годы
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В частности, А.Б. Клименко, заместитель начальника отдела обеспечения правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (место работы значится по состоянию на 2013 г. - Пояснение автора), обратил внимание аудитории на отсутствие в нормах КоАП РФ возможности восстановления утраченных материалов административных дел. Были с его стороны и претензии к законодателю, который поторопился исключить компетенцию органов ГИБДД по административному доставлению лиц, не уплативших в установленный срок наложенный штраф.
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В частности, А.Б. Клименко, заместитель начальника отдела обеспечения правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (место работы значится по состоянию на 2013 г. - Пояснение автора), обратил внимание аудитории на отсутствие в нормах КоАП РФ возможности восстановления утраченных материалов административных дел. Были с его стороны и претензии к законодателю, который поторопился исключить компетенцию органов ГИБДД по административному доставлению лиц, не уплативших в установленный срок наложенный штраф.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3) военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.27 (в случае непосредственного обнаружения либо обращения граждан или организаций), частями 1 и 1.1 статьи 8.37, статьей 11.7 (в части нарушения границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов, а также правил, установленных для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов), статьей 14.1 (в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности), статьей 14.2 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему), статьями 17.7, 17.9 - 17.13, 18.2 - 18.4, 19.3, 19.7, 19.13, 19.20, 20.1 - 20.3, 20.5, 20.8 - 20.24, частями 1, 2 и 5 статьи 20.25, статьями 20.30 - 20.32, 20.34 настоящего Кодекса, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение войск национальной гвардии Российской Федерации, помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) или специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку);
(ред. от 04.11.2025)3) военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.27 (в случае непосредственного обнаружения либо обращения граждан или организаций), частями 1 и 1.1 статьи 8.37, статьей 11.7 (в части нарушения границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов, а также правил, установленных для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов), статьей 14.1 (в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности), статьей 14.2 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему), статьями 17.7, 17.9 - 17.13, 18.2 - 18.4, 19.3, 19.7, 19.13, 19.20, 20.1 - 20.3, 20.5, 20.8 - 20.24, частями 1, 2 и 5 статьи 20.25, статьями 20.30 - 20.32, 20.34 настоящего Кодекса, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение войск национальной гвардии Российской Федерации, помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) или специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку);
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)В Верховный Суд Российской Федерации поступили неофициальные переводы постановлений Европейского Суда по правам человека <3> по жалобам N 72051/17 "Корнеева против Российской Федерации" (вынесено 8 октября 2019 года и вступило в силу 24 февраля 2020 года) и N 17054/08 "Гремина против Российской Федерации" (вынесено 26 мая 2020 года, вступило в силу 26 августа 2020 года), которыми установлены нарушения пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года <4> в связи с административным доставлением участвовавших в публичном мероприятии заявителей в отделение полиции и их задержанием (более подробная информация по делу "Корнеева против Российской Федерации" изложена ниже).
(подготовлен Верховным Судом РФ)В Верховный Суд Российской Федерации поступили неофициальные переводы постановлений Европейского Суда по правам человека <3> по жалобам N 72051/17 "Корнеева против Российской Федерации" (вынесено 8 октября 2019 года и вступило в силу 24 февраля 2020 года) и N 17054/08 "Гремина против Российской Федерации" (вынесено 26 мая 2020 года, вступило в силу 26 августа 2020 года), которыми установлены нарушения пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года <4> в связи с административным доставлением участвовавших в публичном мероприятии заявителей в отделение полиции и их задержанием (более подробная информация по делу "Корнеева против Российской Федерации" изложена ниже).
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)4. Административно-правовой метод реализуется в ходе осуществления административно-публичной деятельности посредством использования рассмотренных нами выше материальных административно-правовых форм данной деятельности, а именно путем принятия (издания) административно-правовых актов, совершения административно-правовых действий и заключения административно-правовых договоров (соглашений) и в рамках процедурно-процессуальных административно-правовых форм (материальной административной процедуры и административного производства). Например, метод административного принуждения в отношении физического лица, совершившего административное правонарушение, может быть реализован посредством совершения административно-правовых действий (применение в отношении правонарушителя специальных средств, его административное доставление и задержание), вынесения в отношении правонарушителя индивидуального административно-правового акта-постановления о назначении административного наказания, в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)4. Административно-правовой метод реализуется в ходе осуществления административно-публичной деятельности посредством использования рассмотренных нами выше материальных административно-правовых форм данной деятельности, а именно путем принятия (издания) административно-правовых актов, совершения административно-правовых действий и заключения административно-правовых договоров (соглашений) и в рамках процедурно-процессуальных административно-правовых форм (материальной административной процедуры и административного производства). Например, метод административного принуждения в отношении физического лица, совершившего административное правонарушение, может быть реализован посредством совершения административно-правовых действий (применение в отношении правонарушителя специальных средств, его административное доставление и задержание), вынесения в отношении правонарушителя индивидуального административно-правового акта-постановления о назначении административного наказания, в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Статья: Роль административного принуждения в системе мер по обеспечению безопасности дорожного движения
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)При этом при наличии оснований к водителям и иным участникам дорожного движения могут применяться и "общие" меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (административное задержание, доставление, личный досмотр и др.).
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)При этом при наличии оснований к водителям и иным участникам дорожного движения могут применяться и "общие" меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (административное задержание, доставление, личный досмотр и др.).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, Пленум Верховного Суда Российской Федерации особо оговаривает, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении к административной ответственности, но повлекшие нарушение прав, свобод физических или юридических лиц, также могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ (абз. 2 п. 8 Постановления от 28.06.2022 N 21, п. 25 Постановления от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). К числу таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ относит, например, доставление, административное задержание, различные досмотры (личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, помещений), изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством и т.п.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, Пленум Верховного Суда Российской Федерации особо оговаривает, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении к административной ответственности, но повлекшие нарушение прав, свобод физических или юридических лиц, также могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ (абз. 2 п. 8 Постановления от 28.06.2022 N 21, п. 25 Постановления от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). К числу таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ относит, например, доставление, административное задержание, различные досмотры (личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, помещений), изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством и т.п.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Столь же противоречиво регулируются вопросы, связанные с применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде доставления и административного задержания лица, в отношении которого ведется производство по делу, и рассмотрением дел о привлечении к административной ответственности в виде административного ареста. По смыслу ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения, за совершение которого предусмотрен административный арест даже в качестве единственного основного наказания (например, ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ), задерживать правонарушителя и доставлять его в суд должностное лицо, уполномоченное применять названные меры, не обязано. При этом в силу ч. 3 ст. 25.1 и ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело о таком правонарушении должно быть рассмотрено в течение суток с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим не ясно, как должен поступить судья, если упомянутое лицо не доставлено в суд. Указанный вопрос остается без прямого ответа. Только посредством логических умозаключений можно предположить, что в подобной ситуации судье, на рассмотрение которого передано данное дело, следует возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, составивший протокол, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Столь же противоречиво регулируются вопросы, связанные с применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде доставления и административного задержания лица, в отношении которого ведется производство по делу, и рассмотрением дел о привлечении к административной ответственности в виде административного ареста. По смыслу ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения, за совершение которого предусмотрен административный арест даже в качестве единственного основного наказания (например, ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ), задерживать правонарушителя и доставлять его в суд должностное лицо, уполномоченное применять названные меры, не обязано. При этом в силу ч. 3 ст. 25.1 и ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело о таком правонарушении должно быть рассмотрено в течение суток с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим не ясно, как должен поступить судья, если упомянутое лицо не доставлено в суд. Указанный вопрос остается без прямого ответа. Только посредством логических умозаключений можно предположить, что в подобной ситуации судье, на рассмотрение которого передано данное дело, следует возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, составивший протокол, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Ситуация: Как взыскать алименты на ребенка с неработающего должника?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В предусмотренных законом случаях судебный пристав-исполнитель вправе применить меры обеспечения по делу в виде доставления и (или) административного задержания должника (п. 14 ч. 1 ст. 27.2, п. 10 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В предусмотренных законом случаях судебный пристав-исполнитель вправе применить меры обеспечения по делу в виде доставления и (или) административного задержания должника (п. 14 ч. 1 ст. 27.2, п. 10 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).
Ситуация: Как взыскать алименты на ребенка с работающего должника?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В предусмотренных законом случаях судебный пристав-исполнитель вправе применить меры обеспечения по делу в виде доставления и (или) административного задержания должника (п. 14 ч. 1 ст. 27.2, п. 10 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В предусмотренных законом случаях судебный пристав-исполнитель вправе применить меры обеспечения по делу в виде доставления и (или) административного задержания должника (п. 14 ч. 1 ст. 27.2, п. 10 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).
Статья: "Один за три, и два для одного..." Тонкости "штрафообложения"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Возможно, силовикам разрешат участвовать в мероприятиях, в которых нужно будет защищать "охраняемые законом ценности", жизнь и здоровье граждан, применять физическую силу и спецсредства, административные задержания или доставления (например, если нарушитель угрожает инспекторам).
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Возможно, силовикам разрешат участвовать в мероприятиях, в которых нужно будет защищать "охраняемые законом ценности", жизнь и здоровье граждан, применять физическую силу и спецсредства, административные задержания или доставления (например, если нарушитель угрожает инспекторам).
Ситуация: Как проводится административный арест за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)О доставлении гражданина составляется протокол или делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается гражданину по его просьбе (ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)О доставлении гражданина составляется протокол или делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается гражданину по его просьбе (ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ).
Статья: Проблемы применения полицией мер административно-процессуального принуждения в сфере охраны общественного порядка
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Говоря о мерах административно-процессуального воздействия, ограничивающих свободу человека, нужно отметить несколько моментов. Так, срок административного доставления законом не определен, при этом указывается, что доставление должно быть осуществлено в максимально короткий срок (ст. 27.2 КоАП РФ). Во время доставления лицо фактически ограничено в своей свободе. Исходя из этого, можно заключить, что доставление - это административное задержание, только в своей динамике.
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Говоря о мерах административно-процессуального воздействия, ограничивающих свободу человека, нужно отметить несколько моментов. Так, срок административного доставления законом не определен, при этом указывается, что доставление должно быть осуществлено в максимально короткий срок (ст. 27.2 КоАП РФ). Во время доставления лицо фактически ограничено в своей свободе. Исходя из этого, можно заключить, что доставление - это административное задержание, только в своей динамике.