Административно-территориальное устройство субъектов РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Административно-территориальное устройство субъектов РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации;
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1) административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации;
(ред. от 31.07.2025)1) административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации;
Статья: Институт федеральной территории в системе российской государственности: методология конституционно-правового исследования
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Федеральная территория сущностно, институционно обособлена и от субъекта РФ, и от муниципального образования, несводима к таковым. Федеральные территории, как следует из Заключения Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З, не являются и не могут приобретать признаки субъектов РФ, не входят в состав федеративного устройства. При этом федеральная территория с учетом своего федерального характера (статуса) и закрепления по смежеству с субъектами РФ может, наряду с реализацией специальных федеральных функций, с чем связано ее создание, включать реализацию довольно широкого спектра функций и задач, относящихся к компетенции субъектов РФ и муниципальных образований. Вместе с тем стоит учитывать, что Конституция РФ не предопределяет необходимость соответствия создания федеральных территорий сложившейся структуре территориальной организации публичной власти: ничто не препятствует созданию федеральных территорий вне связи с границами субъектов РФ и муниципальных образований и безотносительно административно-территориальному делению субъектов РФ.
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Федеральная территория сущностно, институционно обособлена и от субъекта РФ, и от муниципального образования, несводима к таковым. Федеральные территории, как следует из Заключения Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З, не являются и не могут приобретать признаки субъектов РФ, не входят в состав федеративного устройства. При этом федеральная территория с учетом своего федерального характера (статуса) и закрепления по смежеству с субъектами РФ может, наряду с реализацией специальных федеральных функций, с чем связано ее создание, включать реализацию довольно широкого спектра функций и задач, относящихся к компетенции субъектов РФ и муниципальных образований. Вместе с тем стоит учитывать, что Конституция РФ не предопределяет необходимость соответствия создания федеральных территорий сложившейся структуре территориальной организации публичной власти: ничто не препятствует созданию федеральных территорий вне связи с границами субъектов РФ и муниципальных образований и безотносительно административно-территориальному делению субъектов РФ.
Статья: Система взглядов А.И. Елистратова на природу и сущность института административно-территориального устройства и их актуальность в современных науках конституционного и административного права
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)На основе трудов по государственному и административному праву известного дореволюционного ученого-юриста, представителя Санкт-Петербургской и Казанской научных школ Аркадия Ивановича Елистратова (1872 - 1955) анализируются его взгляды на понятие и сущность института административно-территориального устройства (административного деления). Кроме того, предлагается актуализировать данную систему воззрений, используя их как в современной науке, так и в законодательстве с целью обновления и реформирования административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)На основе трудов по государственному и административному праву известного дореволюционного ученого-юриста, представителя Санкт-Петербургской и Казанской научных школ Аркадия Ивановича Елистратова (1872 - 1955) анализируются его взгляды на понятие и сущность института административно-территориального устройства (административного деления). Кроме того, предлагается актуализировать данную систему воззрений, используя их как в современной науке, так и в законодательстве с целью обновления и реформирования административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Как видно, выстроенная законом иерархия следственных органов, входящих в систему СК РФ, соответствует как административно-территориальному устройству России (федеральный центр - субъекты РФ - районы и города областного или районного значения), так и предметному принципу организации уголовного преследования по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к подследственности следователей СК РФ.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Как видно, выстроенная законом иерархия следственных органов, входящих в систему СК РФ, соответствует как административно-территориальному устройству России (федеральный центр - субъекты РФ - районы и города областного или районного значения), так и предметному принципу организации уголовного преследования по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к подследственности следователей СК РФ.
Статья: Населенные пункты и муниципальные образования в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2030 года и в перспективе до 2036 года
(Диденко А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Следует отметить, что в тексте новой Стратегии также используются понятия "сельские территории" и "сельские населенные пункты", но по каким-то причинам их содержание в ней не раскрывается, что может привести к неоднозначному применению данных понятий в процессе правоприменительной практики, в том числе в части формирования единых подходов и принципов к решению вопросов административно-территориального устройства субъектов РФ.
(Диденко А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Следует отметить, что в тексте новой Стратегии также используются понятия "сельские территории" и "сельские населенные пункты", но по каким-то причинам их содержание в ней не раскрывается, что может привести к неоднозначному применению данных понятий в процессе правоприменительной практики, в том числе в части формирования единых подходов и принципов к решению вопросов административно-территориального устройства субъектов РФ.
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В последнее время как в научном сообществе, так и в законодательной среде все чаще звучат предложения по урегулированию базовых концептуальных основ административно-территориального устройства субъектов Федерации посредством принятия федерального закона и, соответственно, перевода данного вопроса из исключительного ведения регионов в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов. Разделяя указанную идею и соглашаясь с необходимостью преодоления весьма дифференцированных подходов к пониманию административно-территориального устройства, видов и критериев разграничения административно-территориальных единиц и населенных пунктов, установлению разных правил их образования и преобразования, тем не менее считаем необходимым акцентировать внимание на еще одном значимом аргументе, который вновь позволит Федерации взять на себя спустя 31 год после принятия Конституции 1993 г. <1> полномочие по урегулированию общих принципов данной формы территориальной организации. И связан он с пониманием системы публичной власти, а также с необходимостью вернуть науку административного права к изучению отдельных аспектов административно-территориального устройства, как это планировали дореволюционные административисты А.И. Елистратов и Н.И. Лазаревский.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В последнее время как в научном сообществе, так и в законодательной среде все чаще звучат предложения по урегулированию базовых концептуальных основ административно-территориального устройства субъектов Федерации посредством принятия федерального закона и, соответственно, перевода данного вопроса из исключительного ведения регионов в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов. Разделяя указанную идею и соглашаясь с необходимостью преодоления весьма дифференцированных подходов к пониманию административно-территориального устройства, видов и критериев разграничения административно-территориальных единиц и населенных пунктов, установлению разных правил их образования и преобразования, тем не менее считаем необходимым акцентировать внимание на еще одном значимом аргументе, который вновь позволит Федерации взять на себя спустя 31 год после принятия Конституции 1993 г. <1> полномочие по урегулированию общих принципов данной формы территориальной организации. И связан он с пониманием системы публичной власти, а также с необходимостью вернуть науку административного права к изучению отдельных аспектов административно-территориального устройства, как это планировали дореволюционные административисты А.И. Елистратов и Н.И. Лазаревский.
Статья: Административно-территориальное устройство в РФ
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под административно-территориальным устройством субъекта РФ обычно понимается разделение его территории на части - административно-территориальные единицы, в рамках которых в субъектах РФ осуществляется управление государственными делами и отражаются их исторические, национальные, культурные и социально-экономические особенности. Основной целью деления территории на административно-территориальные единицы является создание условий для эффективного управления, сохранения целостности и социально-экономического единства территории, поддержания оптимальных отношений между центром и территориальными единицами, направленных на обеспечение максимального удовлетворения потребностей населения, а в ряде случаев - для обеспечения сохранения и развития национальной самобытности народов, традиционно проживающих на определенной территории, гармонизации социально-экономического развития и эффективного осуществления публичной власти на данной территории. В основу административно-территориального устройства (деления) субъектов РФ положены следующие принципы: 1) экономический; 2) национальный; 3) максимальное приближение органов публичной власти к населению; 4) стабильность; 5) учет мнения местного населения.
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под административно-территориальным устройством субъекта РФ обычно понимается разделение его территории на части - административно-территориальные единицы, в рамках которых в субъектах РФ осуществляется управление государственными делами и отражаются их исторические, национальные, культурные и социально-экономические особенности. Основной целью деления территории на административно-территориальные единицы является создание условий для эффективного управления, сохранения целостности и социально-экономического единства территории, поддержания оптимальных отношений между центром и территориальными единицами, направленных на обеспечение максимального удовлетворения потребностей населения, а в ряде случаев - для обеспечения сохранения и развития национальной самобытности народов, традиционно проживающих на определенной территории, гармонизации социально-экономического развития и эффективного осуществления публичной власти на данной территории. В основу административно-территориального устройства (деления) субъектов РФ положены следующие принципы: 1) экономический; 2) национальный; 3) максимальное приближение органов публичной власти к населению; 4) стабильность; 5) учет мнения местного населения.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Структурное выделение в подсистеме судов общей юрисдикции самостоятельных кассационных и апелляционных судов, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов РФ, позволяет усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку, при этом существование отдельных кассационных и апелляционных судов в РФ можно признать положительным на опыте их деятельности в системе арбитражных судов.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Структурное выделение в подсистеме судов общей юрисдикции самостоятельных кассационных и апелляционных судов, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов РФ, позволяет усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку, при этом существование отдельных кассационных и апелляционных судов в РФ можно признать положительным на опыте их деятельности в системе арбитражных судов.
Статья: Отчетность по форме 0409707 "Сведения об осуществлении депозитарной деятельности и деятельности по инвестиционному консультированию"
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: В соответствии с пунктом 2.5 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409707 в графе 4 подраздела 1.1 раздела 1 отчетности по форме 0409707 для клиентов-резидентов, а также для международных компаний (в графе 3 подраздела 1.1 указаны коды "643" и "996" соответственно) указываются в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОКАТО) первые два разряда кода субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован клиент (первые пять разрядов кода субъекта Российской Федерации - для субъектов Российской Федерации, код которых состоит из пяти разрядов).
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: В соответствии с пунктом 2.5 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409707 в графе 4 подраздела 1.1 раздела 1 отчетности по форме 0409707 для клиентов-резидентов, а также для международных компаний (в графе 3 подраздела 1.1 указаны коды "643" и "996" соответственно) указываются в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОКАТО) первые два разряда кода субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован клиент (первые пять разрядов кода субъекта Российской Федерации - для субъектов Российской Федерации, код которых состоит из пяти разрядов).