Административно-территориальное устройство республики Бурятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Административно-территориальное устройство республики Бурятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 28.06.2023 по делу N 33-2245/2023 (УИД 04RS0020-01-2023-000123-40)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: 1) О взыскании денежного довольствия; 2) Об обязании при начислении денежного довольствия применять предусмотренный действующим законодательством повышающий коэффициент и процентную надбавку.
Обстоятельства: Установлено, что начисление заявителю в спорный период времени процентной надбавки в пониженном размере ставит его в неравное положение и исключает в отношении заявителя применение гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Факт того, что в соответствии с Законом Республики Бурятия от 10.09.2007 г. N 2433-Ш "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.11.2009 N 431 утвержден Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Бурятия, согласно которому на территории Республики Бурятия город Северобайкальск выделен в отдельную административно-территориальную единицу, не свидетельствует о том, что в городе Северобайкальске иные более благоприятные климатические условия по сравнению с Северо-Байкальским районом Республики Бурятия, в границах которого расположен город Северобайкальск.
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: 1) О взыскании денежного довольствия; 2) Об обязании при начислении денежного довольствия применять предусмотренный действующим законодательством повышающий коэффициент и процентную надбавку.
Обстоятельства: Установлено, что начисление заявителю в спорный период времени процентной надбавки в пониженном размере ставит его в неравное положение и исключает в отношении заявителя применение гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Факт того, что в соответствии с Законом Республики Бурятия от 10.09.2007 г. N 2433-Ш "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.11.2009 N 431 утвержден Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Бурятия, согласно которому на территории Республики Бурятия город Северобайкальск выделен в отдельную административно-территориальную единицу, не свидетельствует о том, что в городе Северобайкальске иные более благоприятные климатические условия по сравнению с Северо-Байкальским районом Республики Бурятия, в границах которого расположен город Северобайкальск.
Определение Верховного Суда РФ от 29.07.2004 N 79-Г04-12
Заявление о назначении даты выборов депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления субъекта РФ удовлетворено правомерно, поскольку полномочия органов местного самоуправления досрочно прекращены, а орган или должностное лицо, уполномоченные назначить выборы, а также избирательные комиссии муниципальных образований отсутствуют.Вопросы административно-территориального устройства автономного округа решаются окружной Думой с учетом мнения населения и в соответствии с законом автономного округа.
Заявление о назначении даты выборов депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления субъекта РФ удовлетворено правомерно, поскольку полномочия органов местного самоуправления досрочно прекращены, а орган или должностное лицо, уполномоченные назначить выборы, а также избирательные комиссии муниципальных образований отсутствуют.Вопросы административно-территориального устройства автономного округа решаются окружной Думой с учетом мнения населения и в соответствии с законом автономного округа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-территориальное устройство в РФ
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- административные округа (городские, поселковые и др.) - административно-территориальные единицы, создаваемые как в рамках субъекта Федерации непосредственно, так и в рамках крупных городских поселений для целей более эффективного управления территорией. Сельские округа включают в свой состав села, деревни, хутора и поселки с прилегающими к ним территориями. В отдельных субъектах РФ административные округа могут быть образованы вместо ранее существовавших автономных округов (например, Усть-Ордынский Бурятский округ в составе Иркутской области (гл. 3 Устава Иркутской области от 17.04.2009 N 1; ст. 10 Закона Иркутской области от 21.06.2010 N 49-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Иркутской области");
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- административные округа (городские, поселковые и др.) - административно-территориальные единицы, создаваемые как в рамках субъекта Федерации непосредственно, так и в рамках крупных городских поселений для целей более эффективного управления территорией. Сельские округа включают в свой состав села, деревни, хутора и поселки с прилегающими к ним территориями. В отдельных субъектах РФ административные округа могут быть образованы вместо ранее существовавших автономных округов (например, Усть-Ордынский Бурятский округ в составе Иркутской области (гл. 3 Устава Иркутской области от 17.04.2009 N 1; ст. 10 Закона Иркутской области от 21.06.2010 N 49-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Иркутской области");
Статья: Особенности правового регулирования вопросов административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации
(Шугрина Е.С., Кабанова И.Е., Иванова К.А.)
("Местное право", 2018, N 3)68. Закон Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2433-III (ред. от 07.07.2017) "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия".
(Шугрина Е.С., Кабанова И.Е., Иванова К.А.)
("Местное право", 2018, N 3)68. Закон Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2433-III (ред. от 07.07.2017) "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия".
Нормативные акты
"Изменение 534/2025 ОКАТО Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95"
(принято и введено в действие Приказом Росстандарта от 14.07.2025 N 753-ст)Первый раздел "Объекты административно-территориального
(принято и введено в действие Приказом Росстандарта от 14.07.2025 N 753-ст)Первый раздел "Объекты административно-территориального
Статья: "Административно-территориальные единицы с особым статусом": под силу ли юриспруденции "искусство невозможного" после "искусства возможного" политики? (Начало)
(Княгинин К.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 8)<12> Можно в связи с этим указать на то, что Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 20 декабря 2007 г. N 38/12/7-ЗС "О плане законопроектных работ Иркутской области на 2008 год" и Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 19 декабря 2008 г. N 6/13-ЗС "О плане законопроектных работ Иркутской области на 2009 год" предусматривали разработку и внесение в Законодательное Собрание области проектов Закона "Об особом статусе Усть-Ордынского Бурятского округа". Указанный проект согласно приложению 1 ("Исполнение Плана законопроектных работ Иркутской области в 2009 году") к Отчету об итогах работы Законодательного Собрания Иркутской области за 2009 год так и не был внесен в Законодательное Собрание. Постановление же Законодательного Собрания Иркутской области от 16 декабря 2009 г. N 17/49-ЗС "О плане законопроектных работ Иркутской области на 2010 год" работу над таким законопроектом больше не предусматривает (упомянутые документы официально не публиковались, их тексты получены с помощью информационной базы "Региональный выпуск" системы "КонсультантПлюс", а также официального сайта Законодательного Собрания Иркутской области по адресам URL: http:// irk.gov.ru/ index.php?IdAction= docs&Event=section&id=26 и http:// irk.gov.ru/ index.php?ldAction= docs&Event=section&id=123). В "послеобъединительный" период в новообразованных Камчатском и Забайкальском краях были приняты новые Законы об административно-территориальном устройстве, нормы которых теоретически должны бы были касаться административно-территориальных единиц с особым статусом. В Законе Камчатского края от 29 апреля 2008 г. N 46 "Об административно-территориальном устройстве Камчатского края" (Официальные ведомости. 2008. 6 мая. N 65 - 69) и Законе Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. N 320-ЗЗК "Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края" (Забайкальский рабочий. 2009. 21 декабря. N 239 - 242) лишь упоминается о вхождении в территорию соответствующего края Корякского и Агинского Бурятского округов как административно-территориальной единицы с особым статусом, сам же этот статус указанные Законы никак не регламентируют (при этом в пункте 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. N 320-ЗЗК формулируется прямое предписание: "Статус Агинского Бурятского округа настоящим Законом края не регулируется").
(Княгинин К.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 8)<12> Можно в связи с этим указать на то, что Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 20 декабря 2007 г. N 38/12/7-ЗС "О плане законопроектных работ Иркутской области на 2008 год" и Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 19 декабря 2008 г. N 6/13-ЗС "О плане законопроектных работ Иркутской области на 2009 год" предусматривали разработку и внесение в Законодательное Собрание области проектов Закона "Об особом статусе Усть-Ордынского Бурятского округа". Указанный проект согласно приложению 1 ("Исполнение Плана законопроектных работ Иркутской области в 2009 году") к Отчету об итогах работы Законодательного Собрания Иркутской области за 2009 год так и не был внесен в Законодательное Собрание. Постановление же Законодательного Собрания Иркутской области от 16 декабря 2009 г. N 17/49-ЗС "О плане законопроектных работ Иркутской области на 2010 год" работу над таким законопроектом больше не предусматривает (упомянутые документы официально не публиковались, их тексты получены с помощью информационной базы "Региональный выпуск" системы "КонсультантПлюс", а также официального сайта Законодательного Собрания Иркутской области по адресам URL: http:// irk.gov.ru/ index.php?IdAction= docs&Event=section&id=26 и http:// irk.gov.ru/ index.php?ldAction= docs&Event=section&id=123). В "послеобъединительный" период в новообразованных Камчатском и Забайкальском краях были приняты новые Законы об административно-территориальном устройстве, нормы которых теоретически должны бы были касаться административно-территориальных единиц с особым статусом. В Законе Камчатского края от 29 апреля 2008 г. N 46 "Об административно-территориальном устройстве Камчатского края" (Официальные ведомости. 2008. 6 мая. N 65 - 69) и Законе Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. N 320-ЗЗК "Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края" (Забайкальский рабочий. 2009. 21 декабря. N 239 - 242) лишь упоминается о вхождении в территорию соответствующего края Корякского и Агинского Бурятского округов как административно-территориальной единицы с особым статусом, сам же этот статус указанные Законы никак не регламентируют (при этом в пункте 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. N 320-ЗЗК формулируется прямое предписание: "Статус Агинского Бурятского округа настоящим Законом края не регулируется").
Статья: Об изменениях российского законодательства в сфере наименования географических объектов
(Шушпанов Б.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2010, N 6)Новая редакция дополнила "районы" и "волости" объектами, равнозначными им по статусу: административными районами, аймаками, кожуунами, национальными районами, улусами, поселковыми советами, наслегами, сельскими советами, национальными сельскими советами, сельскими округами, сомонами, станичными округами. Существование в ряде субъектов РФ, в первую очередь в республиках, особых наименований видов административно-территориальных единиц, таких как аймаки (Алтай), кожууны (Тыва), улусы и наслеги (Якутия), сомоны (Бурятия) и иных, отражающих культурное и историческое наследие народов, проживающих на территории данного субъекта, определило их включение в перечень географических объектов. Как и в отношении населенных пунктов, статус и границы названных объектов устанавливаются законами субъектов РФ об их административно-территориальном устройстве. Отмечая позитивный характер данного изменения, О.С. Кулакова обращает внимание на то, что "ранее вопрос о переименовании либо присвоении наименования, например улуса, всегда вызывал споры. Было не совсем понятно, в чьей компетенции находится присвоение наименования либо переименование данного объекта, какой именно государственный орган вправе решать указанные вопросы" <16>.
(Шушпанов Б.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2010, N 6)Новая редакция дополнила "районы" и "волости" объектами, равнозначными им по статусу: административными районами, аймаками, кожуунами, национальными районами, улусами, поселковыми советами, наслегами, сельскими советами, национальными сельскими советами, сельскими округами, сомонами, станичными округами. Существование в ряде субъектов РФ, в первую очередь в республиках, особых наименований видов административно-территориальных единиц, таких как аймаки (Алтай), кожууны (Тыва), улусы и наслеги (Якутия), сомоны (Бурятия) и иных, отражающих культурное и историческое наследие народов, проживающих на территории данного субъекта, определило их включение в перечень географических объектов. Как и в отношении населенных пунктов, статус и границы названных объектов устанавливаются законами субъектов РФ об их административно-территориальном устройстве. Отмечая позитивный характер данного изменения, О.С. Кулакова обращает внимание на то, что "ранее вопрос о переименовании либо присвоении наименования, например улуса, всегда вызывал споры. Было не совсем понятно, в чьей компетенции находится присвоение наименования либо переименование данного объекта, какой именно государственный орган вправе решать указанные вопросы" <16>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ"
(постатейный)
(отв. ред. Н.Н. Мельников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Административно-территориальное устройство соответствующего субъекта РФ и социально-демографический состав и плотность населения муниципальных образований в границах субъекта - одни из таких показателей. В материалах по обоснованию проектов эти показатели указываются в той форме, которая обусловлена спецификой субъекта РФ. К примеру, в Материалах по обоснованию нормативов градостроительного проектирования, разработанных ОАО "Иркутскгражданпроект" по заказу Службы архитектуры Иркутской области по контракту N 110-ОК/14 от 1 августа 2014 г. (раздел 2), содержится описание особенностей административно-территориального деления области. В начале идет общая информация - законами Иркутской области от 2004 года, законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в 2005 году на территории Иркутской области образовано 42 муниципальных образования, из них 9 городских округов и 33 муниципальных района, из них 6 составляют административно-территориальную единицу с особым статусом Усть-Ордынский Бурятский округ. Затем идет более подробная информация об административно-территориальном делении.
(постатейный)
(отв. ред. Н.Н. Мельников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Административно-территориальное устройство соответствующего субъекта РФ и социально-демографический состав и плотность населения муниципальных образований в границах субъекта - одни из таких показателей. В материалах по обоснованию проектов эти показатели указываются в той форме, которая обусловлена спецификой субъекта РФ. К примеру, в Материалах по обоснованию нормативов градостроительного проектирования, разработанных ОАО "Иркутскгражданпроект" по заказу Службы архитектуры Иркутской области по контракту N 110-ОК/14 от 1 августа 2014 г. (раздел 2), содержится описание особенностей административно-территориального деления области. В начале идет общая информация - законами Иркутской области от 2004 года, законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в 2005 году на территории Иркутской области образовано 42 муниципальных образования, из них 9 городских округов и 33 муниципальных района, из них 6 составляют административно-территориальную единицу с особым статусом Усть-Ордынский Бурятский округ. Затем идет более подробная информация об административно-территориальном делении.
Статья: Регулирование брачных отношений в обычном праве бурят
(Тумурова А.Т.)
("Журнал российского права", 2009, N 7)В 1775 г. собранием представителей всех 11 родов Селенгинского (включающего территориально левобережную часть реки Селенга, впадающей в озеро Байкал) административно-территориального ведомства было утверждено уложение, направленное на регулирование всех сторон жизни бурятского общества. Селенгинское уложение 1775 г. <4> главным своим социальным назначением видело урегулирование разваливающегося института калымного брака и разрешение его противоречий. Одним из его основных противоречий, лежащих вне самих отношений, являлось административно-территориальное деление бурятского общества. Деление на административные ведомства носило произвольный характер, не отражая самих родственных отношений, так что проживавшие в одном ведомстве или административной единице податные могли и не быть кровными родственниками. Брак между такими лицами, по их понятиям, не нарушал запретов, однако русской администрацией и Святейшим Синодом подобные браки воспринимались как факты кровосмешения.
(Тумурова А.Т.)
("Журнал российского права", 2009, N 7)В 1775 г. собранием представителей всех 11 родов Селенгинского (включающего территориально левобережную часть реки Селенга, впадающей в озеро Байкал) административно-территориального ведомства было утверждено уложение, направленное на регулирование всех сторон жизни бурятского общества. Селенгинское уложение 1775 г. <4> главным своим социальным назначением видело урегулирование разваливающегося института калымного брака и разрешение его противоречий. Одним из его основных противоречий, лежащих вне самих отношений, являлось административно-территориальное деление бурятского общества. Деление на административные ведомства носило произвольный характер, не отражая самих родственных отношений, так что проживавшие в одном ведомстве или административной единице податные могли и не быть кровными родственниками. Брак между такими лицами, по их понятиям, не нарушал запретов, однако русской администрацией и Святейшим Синодом подобные браки воспринимались как факты кровосмешения.
Статья: Структура конституционного (уставного) законодательства субъектов Российской Федерации
(Лесин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 2)законодательство об административно-территориальном устройстве;
(Лесин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 2)законодательство об административно-территориальном устройстве;
"Территория в публичном праве"
(Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаев И.А., Алебастрова И.А.)
("Норма", "Инфра-М", 2013)<1> См., например: Закон Республики Бурятия от 10 сентября 2007 г. N 2433-III "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия"; Закон Хабаровского края от 28 марта 2007 г. N 109 "Об административно-территориальном устройстве Хабаровского края".
(Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаев И.А., Алебастрова И.А.)
("Норма", "Инфра-М", 2013)<1> См., например: Закон Республики Бурятия от 10 сентября 2007 г. N 2433-III "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия"; Закон Хабаровского края от 28 марта 2007 г. N 109 "Об административно-территориальном устройстве Хабаровского края".
Статья: Территории административного подчинения в контексте решения проблем правового регулирования статуса населенных пунктов
(Коломеец Н.Е., Чертков А.Н.)
("Законодательство и экономика", 2013, N 9)<13> Закон Республики Бурятия от 10 сентября 2007 г. N 2433-III "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" (в ред. от 11 июля 2011 г.) // Бурятия. 2007. N 170.
(Коломеец Н.Е., Чертков А.Н.)
("Законодательство и экономика", 2013, N 9)<13> Закон Республики Бурятия от 10 сентября 2007 г. N 2433-III "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" (в ред. от 11 июля 2011 г.) // Бурятия. 2007. N 170.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону "О военных судах Российской Федерации"
(постатейный)
(Петров М.И.)
("Юстицинформ", 2008)Сибирский военный округ - в административных границах Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Читинской областей, Агинского Бурятского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Усть-Ордынского Бурятского и Эвенкийского автономных округов;
(постатейный)
(Петров М.И.)
("Юстицинформ", 2008)Сибирский военный округ - в административных границах Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Читинской областей, Агинского Бурятского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Усть-Ордынского Бурятского и Эвенкийского автономных округов;
"Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование)"
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)В субъектах Федерации приняты и действуют региональные законы об административно-территориальном устройстве (см., например, Законы Бурятии от 10 сентября 2007 г. N 2433-III "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" (в ред. от 6 июля 2009 г.); Коми от 6 марта 2006 г. N 13-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Коми" (в ред. от 18 ноября 2009 г.); Марий Эл от 3 мая 2006 г. N 22-З "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства (деления) Республики Марий Эл" (в ред. от 29 сентября 2009 г.); Северной Осетии - Алании от 9 июля 2007 г. N 34-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Северная Осетия - Алания"; Удмуртии от 19 октября 2006 г. N 46-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Удмуртской Республики" (в ред. от 16 октября 2008 г.); Хабаровского края от 28 марта 2007 г. N 109 "Об административно-территориальном устройстве Хабаровского края"; Астраханской области от 4 октября 2006 г. N 67/2006-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Астраханской области" (в ред. от 12 марта 2007 г.) и др.
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)В субъектах Федерации приняты и действуют региональные законы об административно-территориальном устройстве (см., например, Законы Бурятии от 10 сентября 2007 г. N 2433-III "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" (в ред. от 6 июля 2009 г.); Коми от 6 марта 2006 г. N 13-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Коми" (в ред. от 18 ноября 2009 г.); Марий Эл от 3 мая 2006 г. N 22-З "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства (деления) Республики Марий Эл" (в ред. от 29 сентября 2009 г.); Северной Осетии - Алании от 9 июля 2007 г. N 34-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Северная Осетия - Алания"; Удмуртии от 19 октября 2006 г. N 46-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Удмуртской Республики" (в ред. от 16 октября 2008 г.); Хабаровского края от 28 марта 2007 г. N 109 "Об административно-территориальном устройстве Хабаровского края"; Астраханской области от 4 октября 2006 г. N 67/2006-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Астраханской области" (в ред. от 12 марта 2007 г.) и др.
Статья: Новая форма декларации по ЕНВД: что было и что стало
(Николаева К.С.)
("Вмененка", 2009, N 4)В настоящее время эта неточность устранена. Плательщики ЕНВД, которые осуществляют деятельность на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, должны указывать код 24, Коми-Пермяцкого автономного округа - код 59, Корякского автономного округа - код 41, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - код 38.
(Николаева К.С.)
("Вмененка", 2009, N 4)В настоящее время эта неточность устранена. Плательщики ЕНВД, которые осуществляют деятельность на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, должны указывать код 24, Коми-Пермяцкого автономного округа - код 59, Корякского автономного округа - код 41, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - код 38.