Административно-предупредительные меры
Подборка наиболее важных документов по запросу Административно-предупредительные меры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)1. Сущность административно-предупредительных мер
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)1. Сущность административно-предупредительных мер
Статья: Принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации как административно-предупредительная мера, применяемая при обеспечении миграционной безопасности Российской Федерации
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)"Административное право и процесс", 2024, N 2
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)"Административное право и процесс", 2024, N 2
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2024 года"Что же касается бессрочного характера установленного оспариваемым регулированием запрета, то, как ранее отметил Конституционный Суд в Постановлении от 29 июня 2012 года N 16-П, запрет на приобретение оружия, даже если он представляет собой неблагоприятное последствие противоправного деяния, по своей природе не относится ни к мерам ответственности, ни к условиям занятия определенным видом профессиональной деятельности, которые устанавливаются законом исходя из специфики соответствующих трудовых или служебных отношений, а является административно-предупредительной мерой. Само по себе придание конкретной административно-предупредительной мере свойства бессрочности (особенно в тех случаях, когда она распространяется на отношения, не являющиеся для субъекта этих отношений жизненно важными) не может служить основанием для признания ее несоразмерной и несправедливой.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2012 года"Вместе с тем Конституционный Суд признал оспариваемое законоположение не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой оно, не конкретизируя срок запрета на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданами, совершившими перечисленные в оспоренной норме правонарушения, а также вид юридической ответственности, в связи с которой назначается данная административно-предупредительная мера, позволяет рассматривать ее как установленную в отношении таких граждан бессрочно - вне зависимости от степени общественной опасности и тяжести совершенного правонарушения, а также срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному или уголовному наказанию.
Статья: Административно-правовые меры охраны и обеспечения гарантий здоровья российских граждан как неотъемлемой конституционной ценности
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)4) административно-предупредительные меры охраны здоровья;
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)4) административно-предупредительные меры охраны здоровья;
Статья: Административное принуждение, применяемое мировыми судьями в Российской Федерации
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)В теории выделяются меры административного принуждения: административные наказания (меры административной ответственности), меры административного пресечения, административно-предупредительные меры <3>, меры административного обеспечения, административно-восстановительные, меры административно-принудительного исполнения <4>.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)В теории выделяются меры административного принуждения: административные наказания (меры административной ответственности), меры административного пресечения, административно-предупредительные меры <3>, меры административного обеспечения, административно-восстановительные, меры административно-принудительного исполнения <4>.
Статья: Предписание органа государственного строительного надзора как мера административного пресечения
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)К числу мер административного пресечения, применяемых органами государственного строительного надзора, представляется необходимым отнести предписание. Поскольку государственный строительный надзор относится к разновидности государственного контроля (надзора), при рассмотрении особенностей данной меры административного принуждения следует обратиться к положениям Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), в соответствии со ст. 90 которого "при выявлении в рамках проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган обязан выдать после оформления акта мероприятия контролируемому лицу предписание" <1>. В случае вынесения предписания об устранении выявленных нарушений оно может рассматриваться как мера административного пресечения, а при выдаче предписания о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - как административно-предупредительная мера. В данном аспекте стоит согласиться с позицией А.Ю. Соколова, который отмечает, что "предписание является процессуально-правовой формой воздействия на хозяйственную деятельность, которая имеет различное правовое содержание в зависимости от природы содержащихся в нем требований" <2>.
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)К числу мер административного пресечения, применяемых органами государственного строительного надзора, представляется необходимым отнести предписание. Поскольку государственный строительный надзор относится к разновидности государственного контроля (надзора), при рассмотрении особенностей данной меры административного принуждения следует обратиться к положениям Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), в соответствии со ст. 90 которого "при выявлении в рамках проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган обязан выдать после оформления акта мероприятия контролируемому лицу предписание" <1>. В случае вынесения предписания об устранении выявленных нарушений оно может рассматриваться как мера административного пресечения, а при выдаче предписания о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - как административно-предупредительная мера. В данном аспекте стоит согласиться с позицией А.Ю. Соколова, который отмечает, что "предписание является процессуально-правовой формой воздействия на хозяйственную деятельность, которая имеет различное правовое содержание в зависимости от природы содержащихся в нем требований" <2>.
Статья: Запрещение эксплуатации транспортного средства как индивидуальный правовой акт, направленный на предупреждение дорожно-транспортных происшествий
(Баканов К.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Вместе с тем запрещение эксплуатации ТС как административно-предупредительная мера ДТП не получила должного распространения в практической деятельности.
(Баканов К.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Вместе с тем запрещение эксплуатации ТС как административно-предупредительная мера ДТП не получила должного распространения в практической деятельности.
Статья: Профессор Демьян Николаевич Бахрах: Ученый и Учитель
(Игнатенко В.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Профессор Д.Н. Бахрах обосновал вывод о том, что административное принуждение может применяться только к тем, кто совершает правонарушения. В этой связи, по его мнению, "так называемые административно-предупредительные меры не являются мерами принуждения" <11>.
(Игнатенко В.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Профессор Д.Н. Бахрах обосновал вывод о том, что административное принуждение может применяться только к тем, кто совершает правонарушения. В этой связи, по его мнению, "так называемые административно-предупредительные меры не являются мерами принуждения" <11>.
Статья: Понятие, классификация и природа мер административного принуждения
(Россинский Б.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 11)В статье определяется, что меры административного принуждения применяются с целью соблюдения субъектами общеобязательных правил поведения и направлены на охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, борьбу с иными правонарушениями, способными привести к тяжелым последствиям. Рассматриваются особенности существующих классификаций таких мер. Анализируется двоякая природа административно-предупредительных мер и мер административного пресечения, являющихся как самостоятельными видами мер административного принуждения, так и этапами интегральной административно-наказательной деятельности.
(Россинский Б.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 11)В статье определяется, что меры административного принуждения применяются с целью соблюдения субъектами общеобязательных правил поведения и направлены на охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, борьбу с иными правонарушениями, способными привести к тяжелым последствиям. Рассматриваются особенности существующих классификаций таких мер. Анализируется двоякая природа административно-предупредительных мер и мер административного пресечения, являющихся как самостоятельными видами мер административного принуждения, так и этапами интегральной административно-наказательной деятельности.
Статья: О проблеме обеспечения общественной, транспортной и авиационной безопасности при проведении органами внутренних дел досмотровых мероприятий в аэропортах
(Матюхин О.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В заключение отметим, что: 1) сотрудники полиции не входят в состав групп досмотра и могут действовать самостоятельно при проведении такого мероприятия; 2) досмотр - это право полиции, а не обязанность, реализуемое в отношении всех физических лиц, находящихся на территории аэропорта и в разных зонах транспортной безопасности; 3) проведение досмотровых мероприятий взаимоувязывать с осуществлением оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности нецелесообразно; 4) досмотр является административно-предупредительной мерой, направленной на предупреждение правонарушений, а не только АНВ; 5) результатом проведения досмотра в аэропортах может быть доставление физического лица, возбуждение дела об административном правонарушении или составление протокола осмотра места происшествия.
(Матюхин О.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В заключение отметим, что: 1) сотрудники полиции не входят в состав групп досмотра и могут действовать самостоятельно при проведении такого мероприятия; 2) досмотр - это право полиции, а не обязанность, реализуемое в отношении всех физических лиц, находящихся на территории аэропорта и в разных зонах транспортной безопасности; 3) проведение досмотровых мероприятий взаимоувязывать с осуществлением оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности нецелесообразно; 4) досмотр является административно-предупредительной мерой, направленной на предупреждение правонарушений, а не только АНВ; 5) результатом проведения досмотра в аэропортах может быть доставление физического лица, возбуждение дела об административном правонарушении или составление протокола осмотра места происшествия.
Статья: К вопросу об особенностях и видах административного принуждения
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Цитируемый автор говорит об основаниях действия мер административного принуждения. К таковым обстоятельствам могут быть отнесены ситуации субъективного и объективного характера. Обстоятельства обусловливают выбор меры административно-принудительного воздействия. Так, обстоятельства чрезвычайной ситуации природного, техногенного или социального характера вызывают необходимость применения мер административного предупреждения, а также различных административно-ограничительных мер. Как отметил В.Р. Кисин, "общеизвестно, что основным назначением административно-предупредительных мер является предупреждение правонарушений, обеспечение общественной безопасности в особых условиях. Особенность этих мер состоит в том, что они применяются в отсутствие правонарушений, носят ярко выраженный превентивный характер" <11>.
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Цитируемый автор говорит об основаниях действия мер административного принуждения. К таковым обстоятельствам могут быть отнесены ситуации субъективного и объективного характера. Обстоятельства обусловливают выбор меры административно-принудительного воздействия. Так, обстоятельства чрезвычайной ситуации природного, техногенного или социального характера вызывают необходимость применения мер административного предупреждения, а также различных административно-ограничительных мер. Как отметил В.Р. Кисин, "общеизвестно, что основным назначением административно-предупредительных мер является предупреждение правонарушений, обеспечение общественной безопасности в особых условиях. Особенность этих мер состоит в том, что они применяются в отсутствие правонарушений, носят ярко выраженный превентивный характер" <11>.
Статья: Публично-правовой механизм защиты граждан от семейного насилия
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)2) основанный на нормах законов инструментальный блок. Реализация правоохранительной функции осуществляется с помощью таких инструментов, как правовые и неправовые средства (издание на основе конституционных норм подзаконных правовых актов, принятие управленческих решений, имеющих правовые и неправовые формы, воплощающие в себе различные методы, способы и меры воздействия). Среди них можно назвать Приказ МВД России от 29 сентября 2022 г. N 715 <47> "Об организационных вопросах профилактики правонарушений в системе МВД России", Приказ МВД России об официальном предостережении <48>. Основанные на законах и подзаконных правовых актах средства воплощаются посредством применения определенных мер принудительного воздействия: административно-предупредительных; административных мер пресечения; мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; мер административного наказания и административно-восстановительных мер. Базовым инструментов защиты прав граждан от семейного насилия является институт административной ответственности;
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)2) основанный на нормах законов инструментальный блок. Реализация правоохранительной функции осуществляется с помощью таких инструментов, как правовые и неправовые средства (издание на основе конституционных норм подзаконных правовых актов, принятие управленческих решений, имеющих правовые и неправовые формы, воплощающие в себе различные методы, способы и меры воздействия). Среди них можно назвать Приказ МВД России от 29 сентября 2022 г. N 715 <47> "Об организационных вопросах профилактики правонарушений в системе МВД России", Приказ МВД России об официальном предостережении <48>. Основанные на законах и подзаконных правовых актах средства воплощаются посредством применения определенных мер принудительного воздействия: административно-предупредительных; административных мер пресечения; мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; мер административного наказания и административно-восстановительных мер. Базовым инструментов защиты прав граждан от семейного насилия является институт административной ответственности;
Статья: Административно-правовое противодействие чрезмерному употреблению алкоголя как метод охраны здоровья населения
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Административно-предупредительными мерами в отношении несовершеннолетних в части их алкоголизации являются профилактические учеты несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и иные психоактивные вещества (наркотики, психотропные и одурманивающие вещества).
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Административно-предупредительными мерами в отношении несовершеннолетних в части их алкоголизации являются профилактические учеты несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и иные психоактивные вещества (наркотики, психотропные и одурманивающие вещества).