Административно-правовые методы
Подборка наиболее важных документов по запросу Административно-правовые методы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Первый Кодекс законов о труде (далее - КЗоТ) РСФСР, принятый в 1918 г. в условиях военного коммунизма, по существу, вводил административно-правовой метод привлечения к труду. Право на труд в тех условиях не включало таких важных элементов, как право распоряжаться своими способностями к труду или свобода заключения трудового договора. Однако и КЗоТ 1918 г. устанавливал ряд социальных гарантий для работников: ограничение рабочего времени, освобождение от трудовой повинности лиц, вследствие болезни или увечья утративших трудоспособность на срок, необходимый для ее восстановления; беременных женщин на период за 8 недель до разрешения от бремени и 8 недель после родов.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Первый Кодекс законов о труде (далее - КЗоТ) РСФСР, принятый в 1918 г. в условиях военного коммунизма, по существу, вводил административно-правовой метод привлечения к труду. Право на труд в тех условиях не включало таких важных элементов, как право распоряжаться своими способностями к труду или свобода заключения трудового договора. Однако и КЗоТ 1918 г. устанавливал ряд социальных гарантий для работников: ограничение рабочего времени, освобождение от трудовой повинности лиц, вследствие болезни или увечья утративших трудоспособность на срок, необходимый для ее восстановления; беременных женщин на период за 8 недель до разрешения от бремени и 8 недель после родов.
Статья: Безопасность в системе административного права: развитие научных взглядов
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Не умаляя влияния иных отраслевых средств правового регулирования, следует отметить, что обеспечение разных видов безопасности государства входит в полномочия органов исполнительной власти, потому регламентируется в первую очередь административным правом. К.С. Бельский даже подразделяет органы исполнительной власти в зависимости от охраняемых ими объектов и угроз государственной безопасности на общую полицию, специализированную полицию и специальные службы <23>. Состояние экономической безопасности достигается в управленческом плане в первую очередь системой административно-правовых методов и средств, гарантирующих защиту прав участников экономических правоотношений, в том числе и государства <24>.
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Не умаляя влияния иных отраслевых средств правового регулирования, следует отметить, что обеспечение разных видов безопасности государства входит в полномочия органов исполнительной власти, потому регламентируется в первую очередь административным правом. К.С. Бельский даже подразделяет органы исполнительной власти в зависимости от охраняемых ими объектов и угроз государственной безопасности на общую полицию, специализированную полицию и специальные службы <23>. Состояние экономической безопасности достигается в управленческом плане в первую очередь системой административно-правовых методов и средств, гарантирующих защиту прав участников экономических правоотношений, в том числе и государства <24>.
Статья: К вопросу о методологии административно-правового регулирования в сфере экономики
(Сморчкова Л.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Методы административно-правового регулирования обусловлены не только предметом правового регулирования, кругом решаемых задач, особенностями взаимодействия элементов регулируемых экономических отношений, но и самой спецификой административной отрасли права и обладают преимущественно императивным характером.
(Сморчкова Л.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Методы административно-правового регулирования обусловлены не только предметом правового регулирования, кругом решаемых задач, особенностями взаимодействия элементов регулируемых экономических отношений, но и самой спецификой административной отрасли права и обладают преимущественно императивным характером.
Статья: Еще раз о границе между предметами исследования наук конституционного права и административного права
(Лукьянова П.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)А.А. Демин, отмечая отличия конституционного права от административного, обращает внимание на метод правового регулирования. Конституционное право использует метод восходящего подчинения, а административное право - методы самоорганизации власти, а также власти и подчинения, охватываемые общим административно-правовым методом правового регулирования <29>. Метод восходящего подчинения заключается в таком соотношении положения субъектов правоотношения, когда власть исходит от народа и ее осуществление поручается избираемым им субъектам: президенту, парламенту. Таким образом, административное право направлено на упорядочение организационной стороны деятельности органов исполнительной власти, а конституционное - на регулировании политических аспектов их практики. В этом смысле Правительство РФ в силу двойственности своих отраслевых статусов не имеет аналогов среди органов государственной власти федерального уровня.
(Лукьянова П.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)А.А. Демин, отмечая отличия конституционного права от административного, обращает внимание на метод правового регулирования. Конституционное право использует метод восходящего подчинения, а административное право - методы самоорганизации власти, а также власти и подчинения, охватываемые общим административно-правовым методом правового регулирования <29>. Метод восходящего подчинения заключается в таком соотношении положения субъектов правоотношения, когда власть исходит от народа и ее осуществление поручается избираемым им субъектам: президенту, парламенту. Таким образом, административное право направлено на упорядочение организационной стороны деятельности органов исполнительной власти, а конституционное - на регулировании политических аспектов их практики. В этом смысле Правительство РФ в силу двойственности своих отраслевых статусов не имеет аналогов среди органов государственной власти федерального уровня.
Статья: Меры административно-правового принуждения, применяемые в России в порядке, урегулированном административно-процессуальным законодательством
(Стахов А.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Представляется логичным рассматривать систему административно-принудительных мер, устанавливаемых федеральными законами, в качестве одного из методов административного воздействия, который по общему правилу применяется к частным лицам (физическим лицам и организациям) в случае совершения ими противоправного деяния (правонарушения) и поэтому исключает свободу их волеизъявления и предполагает наступление неблагоприятных последствий имущественного, личного, правового характера. Соответственно, в силу ст. 55 - 56 Конституции РФ система административно-ограничительных мер, устанавливаемых федеральными законами, является иным методом административного воздействия (методом административно-правового ограничения), который применяется к частным лицам (физическим лицам и организациям), не совершавшим противоправного деяния, и поэтому в рамках данного метода сохраняется определенная свобода волеизъявления указанных лиц в сочетании с временным ущемлением их прав, свобод, законных интересов в пределах, строго установленных законом (например, такие меры применяются при посадке в воздушное судно или вводятся в связи с пандемией, техногенной аварией, иной общественно опасной ситуацией).
(Стахов А.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Представляется логичным рассматривать систему административно-принудительных мер, устанавливаемых федеральными законами, в качестве одного из методов административного воздействия, который по общему правилу применяется к частным лицам (физическим лицам и организациям) в случае совершения ими противоправного деяния (правонарушения) и поэтому исключает свободу их волеизъявления и предполагает наступление неблагоприятных последствий имущественного, личного, правового характера. Соответственно, в силу ст. 55 - 56 Конституции РФ система административно-ограничительных мер, устанавливаемых федеральными законами, является иным методом административного воздействия (методом административно-правового ограничения), который применяется к частным лицам (физическим лицам и организациям), не совершавшим противоправного деяния, и поэтому в рамках данного метода сохраняется определенная свобода волеизъявления указанных лиц в сочетании с временным ущемлением их прав, свобод, законных интересов в пределах, строго установленных законом (например, такие меры применяются при посадке в воздушное судно или вводятся в связи с пандемией, техногенной аварией, иной общественно опасной ситуацией).
Статья: Система профилактических мероприятий, применяемых при осуществлении государственного контроля (надзора): оценка регулирующего воздействия
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Помимо этого, считаем необходимым внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления нового состава правонарушения "Неисполнение предостережения о нарушении обязательных требований". Добросовестному правонарушителю не составит труда устранить выявленные незначительные нарушения обязательных требований и проинформировать надзорный орган об исполнении предостережения. Если же контролируемым лицом мер по устранению нарушений не предпринято, не соблюден порядок уведомления контрольного, надзорного органа, можно сделать вывод о недобросовестном отношении проверяемых к вопросам соблюдения обязательных требований, соответственно, у надзорного органа уже будут основания для реализации меры принуждения (классическая схема реализации административно-правовых методов убеждения и принуждения).
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Помимо этого, считаем необходимым внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления нового состава правонарушения "Неисполнение предостережения о нарушении обязательных требований". Добросовестному правонарушителю не составит труда устранить выявленные незначительные нарушения обязательных требований и проинформировать надзорный орган об исполнении предостережения. Если же контролируемым лицом мер по устранению нарушений не предпринято, не соблюден порядок уведомления контрольного, надзорного органа, можно сделать вывод о недобросовестном отношении проверяемых к вопросам соблюдения обязательных требований, соответственно, у надзорного органа уже будут основания для реализации меры принуждения (классическая схема реализации административно-правовых методов убеждения и принуждения).
Статья: К вопросу о понимании предмета административного права
(Ордина О.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)<10> Административно-публичная деятельность - это урегулированная нормами административного права деятельность органов исполнительной власти, иных государственных органов, в том числе органов управления, действующих внутри органов законодательной и судебной власти, государственных должностных лиц, исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных уполномоченных действовать от имени государства или муниципальных образований организаций и физических лиц по осуществлению на основе соответствующих законов и подзаконных нормативных правовых актов в специальных административно-правовых формах и с использованием специальных административно-правовых методов властно-публичного регулирования, охраны и защиты отношений, возникающих в сфере внутренней организации и функционирования публичной административной власти и в сфере внешнего взаимодействия ее с обществом. (См.: Административное право России / под ред. П.И. Кононова. М., 2009. С. 8 - 9.)
(Ордина О.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)<10> Административно-публичная деятельность - это урегулированная нормами административного права деятельность органов исполнительной власти, иных государственных органов, в том числе органов управления, действующих внутри органов законодательной и судебной власти, государственных должностных лиц, исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных уполномоченных действовать от имени государства или муниципальных образований организаций и физических лиц по осуществлению на основе соответствующих законов и подзаконных нормативных правовых актов в специальных административно-правовых формах и с использованием специальных административно-правовых методов властно-публичного регулирования, охраны и защиты отношений, возникающих в сфере внутренней организации и функционирования публичной административной власти и в сфере внешнего взаимодействия ее с обществом. (См.: Административное право России / под ред. П.И. Кононова. М., 2009. С. 8 - 9.)
Статья: К вопросу об административно-правовом статусе должностных лиц мобильных групп таможенных органов
(Шорохова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)В рамках обозначенной проблематики, прежде чем сформулировать определение административно-правового статуса должностных лиц мобгрупп, используя такой широко применяемый в административно-правовой науке метод познания, как дедукция, представляется необходимым проанализировать буквальное, доктринальное и нормативно-правовое толкование таких дефиниций, как: 1) "административно-правовой статус"; 2) "должностное лицо"; 3) "мобильные группы"; 4) "таможенные органы", в целях определения их сущности и содержания в контексте употребления в рамках единого термина.
(Шорохова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)В рамках обозначенной проблематики, прежде чем сформулировать определение административно-правового статуса должностных лиц мобгрупп, используя такой широко применяемый в административно-правовой науке метод познания, как дедукция, представляется необходимым проанализировать буквальное, доктринальное и нормативно-правовое толкование таких дефиниций, как: 1) "административно-правовой статус"; 2) "должностное лицо"; 3) "мобильные группы"; 4) "таможенные органы", в целях определения их сущности и содержания в контексте употребления в рамках единого термина.
Статья: Доктрина науки финансового права: эволюционное развитие и современность
(Грачева Е.Ю., Арзуманова Л.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)С другой стороны, складывающаяся система административного управления сделала невостребованными научные исследования названных инструментов финансово-правового воздействия на общественные отношения, поскольку экономические механизмы стали заменяться административно-правовыми методами. На несколько десятилетий изучение курса финансового права исключается из учебных программ юридических факультетов университетов, да и юридические факультеты в большинстве упраздняются. На смену учебному курсу по финансовому праву приходит курс административного права, в котором появляется раздел об особенности управления в сфере финансов. Такой подход принципиально отличается от рассмотрения названных вопросов в учебных курсах финансового права, изучающего финансы как явление, с помощью которого управляют государством и обществом, и в курсе административного права, анализирующего, как управлять финансами.
(Грачева Е.Ю., Арзуманова Л.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)С другой стороны, складывающаяся система административного управления сделала невостребованными научные исследования названных инструментов финансово-правового воздействия на общественные отношения, поскольку экономические механизмы стали заменяться административно-правовыми методами. На несколько десятилетий изучение курса финансового права исключается из учебных программ юридических факультетов университетов, да и юридические факультеты в большинстве упраздняются. На смену учебному курсу по финансовому праву приходит курс административного права, в котором появляется раздел об особенности управления в сфере финансов. Такой подход принципиально отличается от рассмотрения названных вопросов в учебных курсах финансового права, изучающего финансы как явление, с помощью которого управляют государством и обществом, и в курсе административного права, анализирующего, как управлять финансами.