Административно-правовой спор
Подборка наиболее важных документов по запросу Административно-правовой спор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости" Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"Судебная коллегия, учитывая, что причиной обращения с иском в суд для административного истца явилась необходимость восстановления нарушенных прав на справедливое налогообложение и, принимая во внимание функцию разрешения административно-правовых споров, которая является основополагающей и вытекает из целевого предназначения самой судебной власти, в целях реализации приведенной задачи судопроизводства, в рамках рассмотрения дела судом принято правильное решение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, определенной заключением эксперта."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и особенности его рассмотрения" Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок""Ссылка апеллянта на то, что нарушение сроков судопроизводства повлияло на своевременность подачи заявления С. о взыскании судебных расходов, судебной коллегией отклоняется, как не нашедшая объективного подтверждения. Право истца на взыскание судебных расходов от иных обстоятельств, в том числе связанных с несвоевременностью изготовления решения в окончательной форме, не зависело, реализовано им в полной мере путем подачи заявления 10 апреля 2023 года и рассмотрения его в судебном заседании 14 июня 2023 года с вынесением определения по существу требований, вступившего в силу по результатам апелляционного обжалования 28 сентября 2023 года. При этом ссылка на нарушение сроков рассмотрения заявления о взыскании судебных расходов по административному делу в рамках рассматриваемого административно-правового спора не имеет правового значения, поскольку в контексте правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной выше, определение, вынесенное по результатам рассмотрения заявления о взыскании судебных расходов, является судебным актом, принятием которого заканчивается рассмотрение по существу именно заявления о взыскании судебных расходов. Период рассмотрения указанного заявления в общий срок судопроизводства по делу не включается, так как по смыслу статьи 3 Закона о компенсации, действие данного Закона не распространяется, в частности, на требования о присуждении компенсации за нарушение сроков рассмотрение жалоб, заявлений о взыскании судебных расходов, об индексации присужденных сумм и др., поскольку они не являются итоговыми судебными решениями и не увеличивают общую продолжительность судопроизводства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовой спор и тенденции его трансформации в современных условиях
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6
Статья: Концептуальные подходы совершенствования института административной ответственности в механизме административно-правового воздействия (к 80-летию доктора юридических наук, профессора В.Е. Севрюгина)
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<21> Зеленцов А.Б. Административный деликт и проблемы юридической ответственности // Административно-правовой спор: вопросы теории: монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2009. С. 466.
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<21> Зеленцов А.Б. Административный деликт и проблемы юридической ответственности // Административно-правовой спор: вопросы теории: монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2009. С. 466.
Статья: Частное лицо как субъект административного права
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Понятием частного лица как субъекта административно-правовых отношений широко оперирует С.А. Корф, разрабатывая проблематику теории административной юстиции. В управленческих отношениях, из которых возникают административно-правовые споры, отмечает С.А. Корф, всегда присутствует сторона, представляющая "интерес публичный, право публичное" (публичная сторона в лице административного органа), а другой стороной выступают частные лица (физические и юридические лица), представляющие "интересы и права частные" <10>. В системе административной юстиции частные лица могут выступать в качестве самостоятельных субъектов административно-правовых притязаний, на что обращал внимание В.А. Рязановский. Отграничивая такие притязания от гражданско-правовых, он отмечал, что "притязание может принадлежать частному лицу по поводу нарушения его субъективных гражданских прав другим частным лицом, по поводу нарушения его субъективных публичных прав органом государственной власти или самому государству по поводу нарушения правопорядка" <11>. А.И. Елистратов рассматривал частных лиц в качестве субъектов административно-договорных отношений и подчеркивал, что "договор между административными и частными лицами представляет собой определенный компромисс между публичными и частными интересами его контрагентов" <12>.
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Понятием частного лица как субъекта административно-правовых отношений широко оперирует С.А. Корф, разрабатывая проблематику теории административной юстиции. В управленческих отношениях, из которых возникают административно-правовые споры, отмечает С.А. Корф, всегда присутствует сторона, представляющая "интерес публичный, право публичное" (публичная сторона в лице административного органа), а другой стороной выступают частные лица (физические и юридические лица), представляющие "интересы и права частные" <10>. В системе административной юстиции частные лица могут выступать в качестве самостоятельных субъектов административно-правовых притязаний, на что обращал внимание В.А. Рязановский. Отграничивая такие притязания от гражданско-правовых, он отмечал, что "притязание может принадлежать частному лицу по поводу нарушения его субъективных гражданских прав другим частным лицом, по поводу нарушения его субъективных публичных прав органом государственной власти или самому государству по поводу нарушения правопорядка" <11>. А.И. Елистратов рассматривал частных лиц в качестве субъектов административно-договорных отношений и подчеркивал, что "договор между административными и частными лицами представляет собой определенный компромисс между публичными и частными интересами его контрагентов" <12>.
Статья: Обжалование как институт российского права
(Шеншин В.М.)
("Российский судья", 2022, N 7)Внесудебная форма оспаривания решений и действий представителей власти является одним из инструментов разрешения административно-правовых споров и относится к сфере публичных интересов общества. Данный порядок обладает большим правозащитным потенциалом.
(Шеншин В.М.)
("Российский судья", 2022, N 7)Внесудебная форма оспаривания решений и действий представителей власти является одним из инструментов разрешения административно-правовых споров и относится к сфере публичных интересов общества. Данный порядок обладает большим правозащитным потенциалом.
Статья: Административные процедуры лицензирования в Великобритании
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Применительно к лицензированию розничной продажи алкогольной продукции предусмотрен особый порядок рассмотрения заявления о выдаче лицензии, предусматривающий опубликование уведомления о намерении осуществления регулируемой деятельности, в соответствии с которым заинтересованные лица указывают свои возражения - objections. Как было подчеркнуто в материалах судебной практики <18>, соответствующим правом наделены не только публичные органы, прежде всего местные органы полиции и органы обеспечения экологической безопасности, но и проживающие на соответствующей местности граждане, поскольку именно они являются заинтересованными лицами. Из позиции суда по делу The British Beer and Pub Association & Ors v Canterbury City Council [2005] EWHC 1318 (Admin) (24 June 2005) <19> следует, что дальнейший порядок рассмотрения заявления зависит от получения лицензирующим органом возражений. Если возражения не поступали, заявление рассматривается без проведения слушания по делу, а лицензия выдается при условии соблюдения обязательных требований. Рассмотрение возражений, по общему правилу, проводится на слушании, в котором участвуют и имеют право предоставлять свои доводы все вышеуказанные лица. При поступлении письменного согласия со стороны всех участников лицензирующий орган уполномочен постановить о рассмотрении дела без проведения слушания. Исходя из анализа данных норм в рамках публичного санкционирования при поступлении возражений административно-правовой спор фактически разрешается.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Применительно к лицензированию розничной продажи алкогольной продукции предусмотрен особый порядок рассмотрения заявления о выдаче лицензии, предусматривающий опубликование уведомления о намерении осуществления регулируемой деятельности, в соответствии с которым заинтересованные лица указывают свои возражения - objections. Как было подчеркнуто в материалах судебной практики <18>, соответствующим правом наделены не только публичные органы, прежде всего местные органы полиции и органы обеспечения экологической безопасности, но и проживающие на соответствующей местности граждане, поскольку именно они являются заинтересованными лицами. Из позиции суда по делу The British Beer and Pub Association & Ors v Canterbury City Council [2005] EWHC 1318 (Admin) (24 June 2005) <19> следует, что дальнейший порядок рассмотрения заявления зависит от получения лицензирующим органом возражений. Если возражения не поступали, заявление рассматривается без проведения слушания по делу, а лицензия выдается при условии соблюдения обязательных требований. Рассмотрение возражений, по общему правилу, проводится на слушании, в котором участвуют и имеют право предоставлять свои доводы все вышеуказанные лица. При поступлении письменного согласия со стороны всех участников лицензирующий орган уполномочен постановить о рассмотрении дела без проведения слушания. Исходя из анализа данных норм в рамках публичного санкционирования при поступлении возражений административно-правовой спор фактически разрешается.
Статья: Квазисудебный механизм разрешения споров, связанных с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности в Республике Казахстан
(Калыков А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Следует отметить, что российское и казахстанское законодательство не содержит понятий "административный трибунал" и (или) "квазисудебный орган", вместе с тем применительно к определенной категории юрисдикционных органов термин "квазисудебный" используется в доктрине, тогда как "административный трибунал", как правило, нет. На доктринальном уровне выделяются следующие общие признаки квазисудебных органов: 1) они наделены специальными юрисдикционными полномочиями по разрешению административно-правовых споров; 2) не входят в систему судебной власти; 3) эти органы используют квазисудебные процедуры, т.е. почти судебные процедуры, максимально приближенные к ним; 4) действуют в рамках системы органов исполнительной власти в качестве учреждений со специальной компетенцией при отдельных министерствах и ведомствах; 5) эти органы не осуществляют правосудие <10>.
(Калыков А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Следует отметить, что российское и казахстанское законодательство не содержит понятий "административный трибунал" и (или) "квазисудебный орган", вместе с тем применительно к определенной категории юрисдикционных органов термин "квазисудебный" используется в доктрине, тогда как "административный трибунал", как правило, нет. На доктринальном уровне выделяются следующие общие признаки квазисудебных органов: 1) они наделены специальными юрисдикционными полномочиями по разрешению административно-правовых споров; 2) не входят в систему судебной власти; 3) эти органы используют квазисудебные процедуры, т.е. почти судебные процедуры, максимально приближенные к ним; 4) действуют в рамках системы органов исполнительной власти в качестве учреждений со специальной компетенцией при отдельных министерствах и ведомствах; 5) эти органы не осуществляют правосудие <10>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина или организации характеризуется следующими признаками: 1) обеспечивается судами общей юрисдикции, основываясь на установленных в законодательстве принципах правосудия; 2) осуществляется в пределах установленной в КАС РФ административной процессуальной формы с использованием процессуальных средств и механизмов; 3) заключается в рассмотрении и разрешении публичных (административных) правовых споров; 4) в качестве целей судебной защиты определены: а) восстановление оспоренных или нарушенных прав, свобод и законных интересов; б) осуществление эффективного обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям; в) обеспечение режима законности в осуществлении органами публичной власти и их должностными лицами властных публичных полномочий.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина или организации характеризуется следующими признаками: 1) обеспечивается судами общей юрисдикции, основываясь на установленных в законодательстве принципах правосудия; 2) осуществляется в пределах установленной в КАС РФ административной процессуальной формы с использованием процессуальных средств и механизмов; 3) заключается в рассмотрении и разрешении публичных (административных) правовых споров; 4) в качестве целей судебной защиты определены: а) восстановление оспоренных или нарушенных прав, свобод и законных интересов; б) осуществление эффективного обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям; в) обеспечение режима законности в осуществлении органами публичной власти и их должностными лицами властных публичных полномочий.
Статья: Административно-юрисдикционная деятельность мобильных групп таможенных органов
(Шорохова И.С.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Административно-юрисдикционная деятельность МГТО - это правоприменительная (правоохранительная) деятельность специально уполномоченных должностных лиц подразделений ТК ПВТ, направленная на разрешение административно-правовых споров в рамках производства по делам об АП, связанная с применением мер административного принуждения.
(Шорохова И.С.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Административно-юрисдикционная деятельность МГТО - это правоприменительная (правоохранительная) деятельность специально уполномоченных должностных лиц подразделений ТК ПВТ, направленная на разрешение административно-правовых споров в рамках производства по делам об АП, связанная с применением мер административного принуждения.
Статья: К вопросу об особом административном судопроизводстве
(Опалев Р.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 2)Примечательно, что сторонники особого производства в административном судопроизводстве, строя свои утверждения, не считают нужным вдаваться в критический анализ не только действующего законодательства и практики его применения, но и положений доктрины. Так, еще полвека назад в классическом исследовании, посвященном проблемам интереса, Р.Е. Гукасян пришел к следующему заключению: "Разрешение административно-правового спора связано с решением вопроса о правомерности действия административного органа, действия, послужившего юридическим фактом, породившим данное правоотношение. Эта задача всегда стоит перед судом независимо от того, по чьей инициативе (гражданина или же органа государственного управления) возбуждается процесс. Поэтому во всех случаях в производстве по спорам, возникающим из административно-правовых отношений, так же как и в исковом производстве, разрешается правовой спор. Предметом судебной защиты выступает либо субъективное право, либо охраняемый законом интерес лица, обращающегося в суд за судебной защитой" <6>. Обоснованное утверждение ученого не подвергается сторонниками особого производства никакому анализу. Оно просто игнорируется.
(Опалев Р.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 2)Примечательно, что сторонники особого производства в административном судопроизводстве, строя свои утверждения, не считают нужным вдаваться в критический анализ не только действующего законодательства и практики его применения, но и положений доктрины. Так, еще полвека назад в классическом исследовании, посвященном проблемам интереса, Р.Е. Гукасян пришел к следующему заключению: "Разрешение административно-правового спора связано с решением вопроса о правомерности действия административного органа, действия, послужившего юридическим фактом, породившим данное правоотношение. Эта задача всегда стоит перед судом независимо от того, по чьей инициативе (гражданина или же органа государственного управления) возбуждается процесс. Поэтому во всех случаях в производстве по спорам, возникающим из административно-правовых отношений, так же как и в исковом производстве, разрешается правовой спор. Предметом судебной защиты выступает либо субъективное право, либо охраняемый законом интерес лица, обращающегося в суд за судебной защитой" <6>. Обоснованное утверждение ученого не подвергается сторонниками особого производства никакому анализу. Оно просто игнорируется.
Статья: Особенности предмета и основания административного иска по законодательству Российской Федерации
(Гвоздев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Таким образом, если вести речь о требовании, предъявляемом управомоченной стороной административно-правового спора (административного истца) к органу публичной администрации (административному ответчику) при его судебном разрешении, то оно представляет собой материальную составляющую предмета административного искового заявления. "Иск в материально-правовом смысле представляет собой требование истца, направленное на восстановление ответчиком нарушенных или оспариваемых прав, защищаемых интересов" <3>. "Различают две стороны иска: материально-правовую и процессуально-правовую. В первом случае речь идет о возможности удовлетворения заявленного требования по существу на основе установленных фактов и юридических норм" <4>.
(Гвоздев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Таким образом, если вести речь о требовании, предъявляемом управомоченной стороной административно-правового спора (административного истца) к органу публичной администрации (административному ответчику) при его судебном разрешении, то оно представляет собой материальную составляющую предмета административного искового заявления. "Иск в материально-правовом смысле представляет собой требование истца, направленное на восстановление ответчиком нарушенных или оспариваемых прав, защищаемых интересов" <3>. "Различают две стороны иска: материально-правовую и процессуально-правовую. В первом случае речь идет о возможности удовлетворения заявленного требования по существу на основе установленных фактов и юридических норм" <4>.
Статья: Дискуссионные вопросы дискреции судьи в доказывании по административным делам
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Насколько дискреция судьи может предрешить судьбу административно-правового спора? Правоприменение показывает, что данный фактор имеет безусловное последствие для рассмотрения конкретного административного дела. Рассмотрим основные правовые категории процесса доказывания по административному судопроизводству с обозначением тех или иных проблем и коллизий, возникающих в правоприменительной деятельности суда при разрешении административных дел.
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Насколько дискреция судьи может предрешить судьбу административно-правового спора? Правоприменение показывает, что данный фактор имеет безусловное последствие для рассмотрения конкретного административного дела. Рассмотрим основные правовые категории процесса доказывания по административному судопроизводству с обозначением тех или иных проблем и коллизий, возникающих в правоприменительной деятельности суда при разрешении административных дел.
Статья: Административно-процессуальная форма как категория административного процесса
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<16> Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Российский университет дружбы народов, 2009. С. 584.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<16> Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Российский университет дружбы народов, 2009. С. 584.