Административно-Правовой акт
Подборка наиболее важных документов по запросу Административно-Правовой акт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности судебного оспаривания интерпретационных нормативных актов
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)<14> Андреев Д.С. Дефектные административно-правовые акты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9.
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)<14> Андреев Д.С. Дефектные административно-правовые акты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)О.Е. Сельхова на основе обобщения признаков предписания предложила следующее определение рассматриваемой категории: "...персонифицированный административно-правовой акт, который является основанием возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений и непосредственно связан с конкретным делом о нарушении ОТ, выдается только контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу в специальном административно-процессуальном порядке, предусмотренном Законом о контроле (надзоре), и направлен на устранение выявленных нарушений ОТ <196>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)О.Е. Сельхова на основе обобщения признаков предписания предложила следующее определение рассматриваемой категории: "...персонифицированный административно-правовой акт, который является основанием возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений и непосредственно связан с конкретным делом о нарушении ОТ, выдается только контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу в специальном административно-процессуальном порядке, предусмотренном Законом о контроле (надзоре), и направлен на устранение выявленных нарушений ОТ <196>.
Статья: Внепроцессуальные формы административной деятельности органов публичной администрации
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В теории административного права формам уделялось внимание практически во всех научных исследованиях и учебной литературе. Рассмотрению данного вопроса посвящены традиционно целые главы, начиная от первых учебников по советскому административному праву, где для форм использовалась терминология "административные действия" <1>, продолжая в послевоенный период, когда устоялась привычная для нас категория "административно-правовая форма", которая включала в себя акты управления и административное принуждение <2>. В современном административном праве в зависимости от способа выражения административно-правовые формы принято дифференцировать на административно-правовые акты, административные договоры и иные действия, влекущие административно-правовые последствия <3>. И если категория "административный акт" разработана достаточно детально, то выделение административно-процессуального права и формирование административно-процессуального законодательства поставило вопрос о разграничении действий как форм административного права и как форм административно-процессуального права.
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В теории административного права формам уделялось внимание практически во всех научных исследованиях и учебной литературе. Рассмотрению данного вопроса посвящены традиционно целые главы, начиная от первых учебников по советскому административному праву, где для форм использовалась терминология "административные действия" <1>, продолжая в послевоенный период, когда устоялась привычная для нас категория "административно-правовая форма", которая включала в себя акты управления и административное принуждение <2>. В современном административном праве в зависимости от способа выражения административно-правовые формы принято дифференцировать на административно-правовые акты, административные договоры и иные действия, влекущие административно-правовые последствия <3>. И если категория "административный акт" разработана достаточно детально, то выделение административно-процессуального права и формирование административно-процессуального законодательства поставило вопрос о разграничении действий как форм административного права и как форм административно-процессуального права.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Согласно п. 1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, строения или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, уже в силу этого обстоятельства приобретает право постоянного пользования соответствующей частью такого участка, но если только речь идет о земельном участке, находящемся в публичной собственности. Однако это "право постоянного пользования" нельзя считать особым ограниченным вещным правом (не случайно оно не названо в этом качестве в п. 1 ст. 216 ГК РФ). Оно предназначено играть резервную, вспомогательную роль для случаев, когда частный собственник здания или строения на государственной земле не может доказать свой титул на данный земельный участок, ибо в условиях исключительной собственности государства на землю использование принадлежащих ему участков оформлялось административно-правовыми актами "землеотвода", которые во многих случаях не сохранились и не могут быть восстановлены <480> (а предусмотренный п. 1 ст. 234 ГК РФ 15-летний срок приобретательной давности надолго исключает такую недвижимую вещь из гражданского оборота).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Согласно п. 1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, строения или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, уже в силу этого обстоятельства приобретает право постоянного пользования соответствующей частью такого участка, но если только речь идет о земельном участке, находящемся в публичной собственности. Однако это "право постоянного пользования" нельзя считать особым ограниченным вещным правом (не случайно оно не названо в этом качестве в п. 1 ст. 216 ГК РФ). Оно предназначено играть резервную, вспомогательную роль для случаев, когда частный собственник здания или строения на государственной земле не может доказать свой титул на данный земельный участок, ибо в условиях исключительной собственности государства на землю использование принадлежащих ему участков оформлялось административно-правовыми актами "землеотвода", которые во многих случаях не сохранились и не могут быть восстановлены <480> (а предусмотренный п. 1 ст. 234 ГК РФ 15-летний срок приобретательной давности надолго исключает такую недвижимую вещь из гражданского оборота).
Статья: Осмысление места градостроительных договоров в российском праве
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2025, N 3)С.И. Аскназий и Б.С. Мартынов разработали юридическую категорию регулируемых отношений, которые со своей внешней стороны часто не выходят за пределы гражданского права (т.е. регулируются договорами), но по существу имеют совсем иное содержание. Договор для регулирования этих соглашений - лишь одна из возможных форм закрепления устанавливаемых плановыми органами отношений между хозяйственными единицами. Авторы акцентировали внимание на том, что в рамках регулируемых отношений применяются лишь технические приемы договорного оборота, "инструментарий" гражданского права, но что здесь нет "души последнего" <75>. Самый же подробный анализ практики предопределения содержания договоров через издание административно-правовых актов планово-регулирующих органов приведен в монографии А.В. Венедиктова <76>.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2025, N 3)С.И. Аскназий и Б.С. Мартынов разработали юридическую категорию регулируемых отношений, которые со своей внешней стороны часто не выходят за пределы гражданского права (т.е. регулируются договорами), но по существу имеют совсем иное содержание. Договор для регулирования этих соглашений - лишь одна из возможных форм закрепления устанавливаемых плановыми органами отношений между хозяйственными единицами. Авторы акцентировали внимание на том, что в рамках регулируемых отношений применяются лишь технические приемы договорного оборота, "инструментарий" гражданского права, но что здесь нет "души последнего" <75>. Самый же подробный анализ практики предопределения содержания договоров через издание административно-правовых актов планово-регулирующих органов приведен в монографии А.В. Венедиктова <76>.
Статья: Размышления об административном праве и государственном управлении
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Рассматривая и иные многочисленные законодательные, подзаконные, ведомственные и локальные административно-правовые акты, можно убедиться, что в них находятся в подавляющем большинстве управленческие нормы-модели.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Рассматривая и иные многочисленные законодательные, подзаконные, ведомственные и локальные административно-правовые акты, можно убедиться, что в них находятся в подавляющем большинстве управленческие нормы-модели.
Статья: Опыт критического анализа некоторых научных представлений о понятии и сущности административного принуждения
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Меры административного принуждения - предусмотренные административно-правовыми нормами властные действия и письменные административно-правовые акты, ограничивающие субъективные права физических и юридических лиц или (и) возлагающие на них дополнительные обязанности, совершаемые уполномоченными органами и должностными лицами на основании, в порядке и в целях, установленных законодательством.
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Меры административного принуждения - предусмотренные административно-правовыми нормами властные действия и письменные административно-правовые акты, ограничивающие субъективные права физических и юридических лиц или (и) возлагающие на них дополнительные обязанности, совершаемые уполномоченными органами и должностными лицами на основании, в порядке и в целях, установленных законодательством.
Статья: Административное право России с позиции функционального подхода как самостоятельная отрасль права и ключевая учебная дисциплина
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)- противодействие административным деликтам - выявление, пресечение, нейтрализация компетентными органами (уполномоченными должностными лицами) административных правонарушений и иных административных деликтов, влекущих применение мер административного принуждения. В том числе: противодействие административно-наказуемым деликтам - административным правонарушениям, предусмотренным КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях; противодействие административно-устранимым деликтам в ходе контрольно-надзорных мероприятий, установленных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими контрольно-надзорную деятельность публичной администрации (Федеральный закон "О защите конкуренции", Налоговый кодекс РФ и др.); противодействие административно-понуждаемым деликтам в ходе обеспечения административно-принудительного исполнения специальных обязанностей, возложенных на физических лиц и организации законным правоприменительным актом: судебным актом или административно-правовым актом в установленный в нем срок для добровольного исполнения, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом "О техническом регулировании" и др.;
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)- противодействие административным деликтам - выявление, пресечение, нейтрализация компетентными органами (уполномоченными должностными лицами) административных правонарушений и иных административных деликтов, влекущих применение мер административного принуждения. В том числе: противодействие административно-наказуемым деликтам - административным правонарушениям, предусмотренным КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях; противодействие административно-устранимым деликтам в ходе контрольно-надзорных мероприятий, установленных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими контрольно-надзорную деятельность публичной администрации (Федеральный закон "О защите конкуренции", Налоговый кодекс РФ и др.); противодействие административно-понуждаемым деликтам в ходе обеспечения административно-принудительного исполнения специальных обязанностей, возложенных на физических лиц и организации законным правоприменительным актом: судебным актом или административно-правовым актом в установленный в нем срок для добровольного исполнения, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом "О техническом регулировании" и др.;
Статья: Неправомочность состава субъекта публичной администрации при принятии коллегиального административного акта
(Андреев Д.С.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)<42> См.: Андреев Д.С. Процедурные дефекты административно-правовых актов // Журнал российского права. 2016. N 4. С. 81 - 92; Давыдов К.В. Процедурные дефекты административных актов: сравнительно-правовой анализ // Административное право и процесс. 2020. N 6. С. 23 - 27.
(Андреев Д.С.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)<42> См.: Андреев Д.С. Процедурные дефекты административно-правовых актов // Журнал российского права. 2016. N 4. С. 81 - 92; Давыдов К.В. Процедурные дефекты административных актов: сравнительно-правовой анализ // Административное право и процесс. 2020. N 6. С. 23 - 27.
Статья: О совершенствовании правового регулирования и организации принудительного исполнения судебного приказа с применением цифровых средств и без таковых
(Бакурова Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)<1> Старилов Ю.Н. Публичная власть и публичное управление: проблемы соотношения и развития с учетом результатов конституционной реформы 2020 года // Публичная власть в современной России: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов по материалам международной научно-практической конференции памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Василия Михайловича Манохина (VII Саратовские административно-правовые чтения) / Саратовская государственная юридическая академия; Саратовский филиал Института государства и права РАН. Саратов, 2021. С. 21 - 31; Зубарев С.М. Система контроля в сфере государственного управления: монография. М.: Норма, 2023; Бакурова Н.Н. Административная реформа и институт судебных приставов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 1. С. 78 - 84; Бакурова Н.Н. Органы принудительного исполнения в системе органов публичной власти России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 11. С. 27 - 32; Бакурова Н.Н. Административные правовые акты государственного управления в системе принудительного исполнения России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. N 11. С. 33 - 38.
(Бакурова Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)<1> Старилов Ю.Н. Публичная власть и публичное управление: проблемы соотношения и развития с учетом результатов конституционной реформы 2020 года // Публичная власть в современной России: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов по материалам международной научно-практической конференции памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Василия Михайловича Манохина (VII Саратовские административно-правовые чтения) / Саратовская государственная юридическая академия; Саратовский филиал Института государства и права РАН. Саратов, 2021. С. 21 - 31; Зубарев С.М. Система контроля в сфере государственного управления: монография. М.: Норма, 2023; Бакурова Н.Н. Административная реформа и институт судебных приставов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 1. С. 78 - 84; Бакурова Н.Н. Органы принудительного исполнения в системе органов публичной власти России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 11. С. 27 - 32; Бакурова Н.Н. Административные правовые акты государственного управления в системе принудительного исполнения России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. N 11. С. 33 - 38.