Административная процессуальная правоспособность
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная процессуальная правоспособность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 125 "Форма и содержание административного искового заявления" КАС РФ"Наличие статуса адвоката у лица, обратившегося в суд с административным иском в защиту своих прав, само по себе не ограничивает его административную процессуальную правоспособность и не может являться препятствием для реализации им права на судебную защиту."
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 55
"О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Статья 26. Административная процессуальная правоспособность
"О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Статья 26. Административная процессуальная правоспособность
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
(ред. от 31.07.2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
Статья: Оптимизация законодательства об административном судопроизводстве в направлении обеспечения баланса специализации и унификации процессуального права
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)В ст. 5 КАС РФ закреплен комплекс процессуальных норм, регламентирующих административную процессуальную правосубъектность. Определенные вопросы вызывает само наименование статьи, так как правоспособность, дееспособность и правосубъектность указаны в качестве самостоятельных категорий. Но, как известно, правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, что также следует из ч. 7 ст. 5 КАС РФ. Комплекс норм ст. 4 КАС РФ относится к институту лиц, участвующих в деле, и должен быть перенесен в гл. 4 КАС РФ (как это сделано в АПК РФ <6> и ГПК РФ <7>). В противном случае создается неверное впечатление, что и, например, свидетель тоже должен обладать процессуальной правосубъектностью <8>.
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)В ст. 5 КАС РФ закреплен комплекс процессуальных норм, регламентирующих административную процессуальную правосубъектность. Определенные вопросы вызывает само наименование статьи, так как правоспособность, дееспособность и правосубъектность указаны в качестве самостоятельных категорий. Но, как известно, правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, что также следует из ч. 7 ст. 5 КАС РФ. Комплекс норм ст. 4 КАС РФ относится к институту лиц, участвующих в деле, и должен быть перенесен в гл. 4 КАС РФ (как это сделано в АПК РФ <6> и ГПК РФ <7>). В противном случае создается неверное впечатление, что и, например, свидетель тоже должен обладать процессуальной правосубъектностью <8>.
Статья: Законодательство о некоммерческих организациях и проблемы их участия в гражданском обороте
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Понятно, что неопределенность в правовом регулировании статуса юридического лица влияет на все группы отношений - на отношения с третьими лицами, на отношения внутри корпорации, на отношения с контролирующими и проверяющими органами. Например, административная процессуальная правоспособность признана и за неправосубъектными образованиями, т.е. не имеющими статуса юридического лица, такими как общественные объединения и религиозные организации (ч. 1 ст. 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и это положение вполне воспринято судебной практикой <1>.
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Понятно, что неопределенность в правовом регулировании статуса юридического лица влияет на все группы отношений - на отношения с третьими лицами, на отношения внутри корпорации, на отношения с контролирующими и проверяющими органами. Например, административная процессуальная правоспособность признана и за неправосубъектными образованиями, т.е. не имеющими статуса юридического лица, такими как общественные объединения и религиозные организации (ч. 1 ст. 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и это положение вполне воспринято судебной практикой <1>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Однако в ч. 2 ст. 38 КАС РФ уточняется, что прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, адресующие требование в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, также могут выступать административными истцами, обретая подобающую процессуальную правоспособность. В связи с этим Р.О. Опалев полагает, что если в гражданском судопроизводстве термин "истец" присутствует в узком его понимании, то по административным делам ситуация несколько иная - административные истцы также квалифицируются через так называемую служебную (процессуальную) заинтересованность, которая имеет место быть у органов и должностных лиц, наделенных публичными полномочиями и обращающихся в суд за защитой не своих нарушенных или оспоренных прав <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Однако в ч. 2 ст. 38 КАС РФ уточняется, что прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, адресующие требование в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, также могут выступать административными истцами, обретая подобающую процессуальную правоспособность. В связи с этим Р.О. Опалев полагает, что если в гражданском судопроизводстве термин "истец" присутствует в узком его понимании, то по административным делам ситуация несколько иная - административные истцы также квалифицируются через так называемую служебную (процессуальную) заинтересованность, которая имеет место быть у органов и должностных лиц, наделенных публичными полномочиями и обращающихся в суд за защитой не своих нарушенных или оспоренных прав <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В отличие от Закона 1997 г. об исполнительном производстве, часть 1 комментируемой статьи прямо называет еще одного субъекта, обладающего правоспособностью стороны исполнительного производства, - объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. В части 1 ст. 5 принятого позднее КАС РФ предусмотрено, что способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в т.ч. некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно данному Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В отличие от Закона 1997 г. об исполнительном производстве, часть 1 комментируемой статьи прямо называет еще одного субъекта, обладающего правоспособностью стороны исполнительного производства, - объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. В части 1 ст. 5 принятого позднее КАС РФ предусмотрено, что способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в т.ч. некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно данному Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.