Административная процессуальная дееспособность
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная процессуальная дееспособность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54 "Ведение административных дел в суде через представителей" КАС РФ"В соответствии с частью 1 статьи 54 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
Готовое решение: Кто может выступать представителем в административном судопроизводстве
(КонсультантПлюс, 2025)представители. Также граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя (ч. 1 ст. 54 КАС РФ). Обратите внимание: Кодекс административного судопроизводства РФ может предусматривать случаи, когда участие представителя обязательно. Например, при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных ч. 9 ст. 208 КАС РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)представители. Также граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя (ч. 1 ст. 54 КАС РФ). Обратите внимание: Кодекс административного судопроизводства РФ может предусматривать случаи, когда участие представителя обязательно. Например, при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных ч. 9 ст. 208 КАС РФ;
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
(ред. от 31.07.2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Следует выделить полномочия суда в отношении распоряжения прокурором процессуальными средствами защиты в отношении граждан: 1) оставление административного искового заявления без рассмотрения в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов гражданина, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявят об отказе от административного иска; 2) прекращение производства по делу при отказе гражданина, обладающего административной процессуальной дееспособностью, его представителя или законного представителя гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, от административного иска.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Следует выделить полномочия суда в отношении распоряжения прокурором процессуальными средствами защиты в отношении граждан: 1) оставление административного искового заявления без рассмотрения в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов гражданина, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявят об отказе от административного иска; 2) прекращение производства по делу при отказе гражданина, обладающего административной процессуальной дееспособностью, его представителя или законного представителя гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, от административного иска.
Статья: Теория и практика применения положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на примере решений судов Сибирского федерального округа
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Особое внимание привлекает то, что 110 административных исков, поданных в суды, возвращены без рассмотрения, что составляет 84,6% от принятых и рассмотренных. В качестве основания оставления административного иска без рассмотрения суды указывают, что заявления поданы лицами, не обладающими административной процессуальной дееспособностью. Подобные случаи возникают в том случае, когда интересы административного истца в суде представляют доверенные ему лица. В соответствии с требованиями ст. 55 КАС РФ представителями административного истца могут быть адвокаты и иные лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Иные лица, действующие по доверенности, не всегда отвечают установленным требованиям в части наличия высшего юридического образования.
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Особое внимание привлекает то, что 110 административных исков, поданных в суды, возвращены без рассмотрения, что составляет 84,6% от принятых и рассмотренных. В качестве основания оставления административного иска без рассмотрения суды указывают, что заявления поданы лицами, не обладающими административной процессуальной дееспособностью. Подобные случаи возникают в том случае, когда интересы административного истца в суде представляют доверенные ему лица. В соответствии с требованиями ст. 55 КАС РФ представителями административного истца могут быть адвокаты и иные лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Иные лица, действующие по доверенности, не всегда отвечают установленным требованиям в части наличия высшего юридического образования.
Статья: Отсутствие административной процессуальной правоспособности как основание для признания административного иска не подлежащим рассмотрению в судах
(Остроумов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Из приведенной позиции следует, что если административная процессуальная правоспособность указанных в ч. 1 ст. 5 КАС РФ органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц как их возможность быть сторонами и заинтересованными лицами по административному делу обусловлена их административной право- и дееспособностью, а административная право- и дееспособность этих лиц неразделимы и вместе представляют собой их компетенцию, то это позволяет сделать вывод о том, что условием признания за указанными лицами административной процессуальной право- и дееспособности является наличие у них компетенции в определенной публичной сфере. Предусмотренная КАС РФ и другими федеральными законами возможность защиты принадлежащих им в силу наделения компетенцией в той или иной публичной сфере прав и законных интересов в судах общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства указывает на наличие у них как административной процессуальной правоспособности, так и административной процессуальной дееспособности одновременно.
(Остроумов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Из приведенной позиции следует, что если административная процессуальная правоспособность указанных в ч. 1 ст. 5 КАС РФ органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц как их возможность быть сторонами и заинтересованными лицами по административному делу обусловлена их административной право- и дееспособностью, а административная право- и дееспособность этих лиц неразделимы и вместе представляют собой их компетенцию, то это позволяет сделать вывод о том, что условием признания за указанными лицами административной процессуальной право- и дееспособности является наличие у них компетенции в определенной публичной сфере. Предусмотренная КАС РФ и другими федеральными законами возможность защиты принадлежащих им в силу наделения компетенцией в той или иной публичной сфере прав и законных интересов в судах общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства указывает на наличие у них как административной процессуальной правоспособности, так и административной процессуальной дееспособности одновременно.
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)Если лицо, которое является административным ответчиком, не обладает административной процессуальной дееспособностью, предъявить к нему административный иск возможно. Ограничений на этот счет КАС РФ не устанавливает.
(КонсультантПлюс, 2025)Если лицо, которое является административным ответчиком, не обладает административной процессуальной дееспособностью, предъявить к нему административный иск возможно. Ограничений на этот счет КАС РФ не устанавливает.
Статья: Проблемы правосубъектности несовершеннолетних
(Булавина М.А., Долинская В.В., Заикина И.В.)
("Современное право", 2023, N 6)В ст. 57 СК РФ закреплены право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (очевидно, вне зависимости от возраста) и обязанность (чья? под угрозой какой ответственности?) учета мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также обязанность органов опеки и попечительства или суда в случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК РФ, принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Однако в ст. 37 Гражданского процессуального кодекса РФ, признающей гражданскую процессуальную дееспособность в полном объеме только за гражданами, достигшими возраста 18 лет (п. 1), за несовершеннолетними, вступившими в брак или эмансипированными (п. 2), обязанность суда привлекать к участию в деле несовершеннолетних установлена только в отношении граждан в возрасте от 14 до 18 лет (п. 3). В ст. 5 Кодекса административного судопроизводства РФ административная процессуальная дееспособность признается за гражданами, достигшими возраста 18 лет и не признанными недееспособными, а также за несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно (п. 2). В то же время в п. 3 ст. 5 КАС РФ не установлен низший предел возраста, с которого суд может в случае необходимости привлечь несовершеннолетних к участию в рассмотрении административного дела.
(Булавина М.А., Долинская В.В., Заикина И.В.)
("Современное право", 2023, N 6)В ст. 57 СК РФ закреплены право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (очевидно, вне зависимости от возраста) и обязанность (чья? под угрозой какой ответственности?) учета мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также обязанность органов опеки и попечительства или суда в случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК РФ, принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Однако в ст. 37 Гражданского процессуального кодекса РФ, признающей гражданскую процессуальную дееспособность в полном объеме только за гражданами, достигшими возраста 18 лет (п. 1), за несовершеннолетними, вступившими в брак или эмансипированными (п. 2), обязанность суда привлекать к участию в деле несовершеннолетних установлена только в отношении граждан в возрасте от 14 до 18 лет (п. 3). В ст. 5 Кодекса административного судопроизводства РФ административная процессуальная дееспособность признается за гражданами, достигшими возраста 18 лет и не признанными недееспособными, а также за несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно (п. 2). В то же время в п. 3 ст. 5 КАС РФ не установлен низший предел возраста, с которого суд может в случае необходимости привлечь несовершеннолетних к участию в рассмотрении административного дела.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Такой подход законодателя корреспондирует с более общей нормой, закрепленной в ч. 3 ст. 40 КАС РФ, и, кроме этого, вытекает из нормы п. 4 ч. 2 ст. 5 КАС РФ, согласно которой способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит также общественным объединениям, не являющимся юридическими лицами, по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения согласно законодательству могут участвовать.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Такой подход законодателя корреспондирует с более общей нормой, закрепленной в ч. 3 ст. 40 КАС РФ, и, кроме этого, вытекает из нормы п. 4 ч. 2 ст. 5 КАС РФ, согласно которой способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит также общественным объединениям, не являющимся юридическими лицами, по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения согласно законодательству могут участвовать.
Статья: Актуальные проблемы судебной защиты прав несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет
(Ионова Д.Ю., Казиханова С.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 8)Между тем в ч. 5 ст. 58 КАС РФ указывается на то, что суд может инициировать перед соответствующими органами вопрос не только о замене, но и о назначении представителя лицу, не обладающему административной процессуальной дееспособностью. А в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <19> разъясняется, что под органами, перед которыми может быть инициирован вопрос о назначении представителя, понимаются адвокатские палаты субъектов Российской Федерации. Получается, что по сути это еще один случай назначения судом адвоката. Однако о его существовании достаточно сложно сделать вывод из содержания ч. 5 ст. 58 КАС РФ, не обращаясь к разъяснениям Верховного Суда РФ, поскольку в ней говорится не о назначении представителя судом, а об инициировании вопроса о его назначении перед соответствующими органами и лицами.
(Ионова Д.Ю., Казиханова С.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 8)Между тем в ч. 5 ст. 58 КАС РФ указывается на то, что суд может инициировать перед соответствующими органами вопрос не только о замене, но и о назначении представителя лицу, не обладающему административной процессуальной дееспособностью. А в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <19> разъясняется, что под органами, перед которыми может быть инициирован вопрос о назначении представителя, понимаются адвокатские палаты субъектов Российской Федерации. Получается, что по сути это еще один случай назначения судом адвоката. Однако о его существовании достаточно сложно сделать вывод из содержания ч. 5 ст. 58 КАС РФ, не обращаясь к разъяснениям Верховного Суда РФ, поскольку в ней говорится не о назначении представителя судом, а об инициировании вопроса о его назначении перед соответствующими органами и лицами.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В ст. 57 СК РФ закреплены право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (очевидно, вне зависимости от возраста) и обязанность (чья? под угрозой какой ответственности?) учета мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также обязанность органов опеки и попечительства или суда в случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК, принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Однако в ст. 37 ГПК, признающей гражданскую процессуальную дееспособность в полном объеме только за гражданами, достигшими возраста 18 лет (п. 1), за несовершеннолетними, вступившими в брак или эмансипированными (п. 2), обязанность суда привлекать к участию в деле несовершеннолетних установлена лишь в отношении граждан в возрасте от 14 до 18 лет (п. 3). В ст. 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС) административная процессуальная дееспособность признается за гражданами, достигшими возраста 18 лет и не признанными недееспособными, а также за несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно (п. 2 ч. 2). В то же время в ч. 3 ст. 5 КАС не установлен низший предел возраста, с которого суд может в случае необходимости привлечь несовершеннолетних к участию в рассмотрении административного дела.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В ст. 57 СК РФ закреплены право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (очевидно, вне зависимости от возраста) и обязанность (чья? под угрозой какой ответственности?) учета мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также обязанность органов опеки и попечительства или суда в случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК, принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Однако в ст. 37 ГПК, признающей гражданскую процессуальную дееспособность в полном объеме только за гражданами, достигшими возраста 18 лет (п. 1), за несовершеннолетними, вступившими в брак или эмансипированными (п. 2), обязанность суда привлекать к участию в деле несовершеннолетних установлена лишь в отношении граждан в возрасте от 14 до 18 лет (п. 3). В ст. 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС) административная процессуальная дееспособность признается за гражданами, достигшими возраста 18 лет и не признанными недееспособными, а также за несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно (п. 2 ч. 2). В то же время в ч. 3 ст. 5 КАС не установлен низший предел возраста, с которого суд может в случае необходимости привлечь несовершеннолетних к участию в рассмотрении административного дела.