Административная правоспособность
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная правоспособность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 125 "Форма и содержание административного искового заявления" КАС РФ"Наличие статуса адвоката у лица, обратившегося в суд с административным иском в защиту своих прав, само по себе не ограничивает его административную процессуальную правоспособность и не может являться препятствием для реализации им права на судебную защиту."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 64.2 "Прекращение недействующего юридического лица" ГК РФ"В свою очередь довод заявителя о том, что прекращение правоспособности общества "Сюжет Моторс" в административном порядке на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ нарушает права заявителя, а также его кредиторов, поскольку влечет невозможность взыскать с общества "Сюжет Моторс" имеющуюся у него перед заявителем задолженность в судебном порядке, не может быть принята во внимание, поскольку как верно указал суд, заявитель не лишен возможности использования альтернативных механизмов удовлетворения его требований к указанному обществу, предусмотренных статьей 53.1, пунктом 5.2 статьи 64 и пунктом 3 статьи 64.2 ГК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
(ред. от 31.07.2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
Статья: Особенности административно-правового статуса граждан Российской Федерации
(Корчажкина А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Административно-правовой статус гражданина, помимо того что состоит из административной правоспособности и дееспособности, содержит ряд принципов. Профессор Н.В. Макарейко в своем учебнике "Административное право" выделяет такие основные принципы, как социальное равенство, гуманизм, демократизм, презумпция невиновности, неотчуждаемость прав и свобод, единство прав и обязанностей, непосредственное действие прав и свобод, законность и динамизм <7>. Все эти принципы тесно взаимосвязаны между собой и исключение одного из них влечет за собой разрушение каркаса административно-правового статуса.
(Корчажкина А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Административно-правовой статус гражданина, помимо того что состоит из административной правоспособности и дееспособности, содержит ряд принципов. Профессор Н.В. Макарейко в своем учебнике "Административное право" выделяет такие основные принципы, как социальное равенство, гуманизм, демократизм, презумпция невиновности, неотчуждаемость прав и свобод, единство прав и обязанностей, непосредственное действие прав и свобод, законность и динамизм <7>. Все эти принципы тесно взаимосвязаны между собой и исключение одного из них влечет за собой разрушение каркаса административно-правового статуса.
Статья: Гражданская правосубъектность учреждений, являющихся органами публичной власти: дуалистический анализ
(Дондоков Ж.Д.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Рассмотрение именно административной, а не конституционной или иной публичной правосубъектности объясняется исторической преемственностью взглядов. Так, одним из первых проблему соотношения гражданской и административной правосубъектности госорганов <9> поднял А.В. Венедиктов в работе "Государственная социалистическая собственность". Автор, рассматривая правовую природу отношений между государственными органами и между ними и иными организациями и гражданами, утверждает, что не все органы государства, имеющие административную правоспособность, обладают гражданской правоспособностью. При этом всякий государственный орган, имеющий гражданскую правоспособность, обладает и административной правоспособностью <10>.
(Дондоков Ж.Д.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Рассмотрение именно административной, а не конституционной или иной публичной правосубъектности объясняется исторической преемственностью взглядов. Так, одним из первых проблему соотношения гражданской и административной правосубъектности госорганов <9> поднял А.В. Венедиктов в работе "Государственная социалистическая собственность". Автор, рассматривая правовую природу отношений между государственными органами и между ними и иными организациями и гражданами, утверждает, что не все органы государства, имеющие административную правоспособность, обладают гражданской правоспособностью. При этом всякий государственный орган, имеющий гражданскую правоспособность, обладает и административной правоспособностью <10>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Однако в ч. 2 ст. 38 КАС РФ уточняется, что прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, адресующие требование в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, также могут выступать административными истцами, обретая подобающую процессуальную правоспособность. В связи с этим Р.О. Опалев полагает, что если в гражданском судопроизводстве термин "истец" присутствует в узком его понимании, то по административным делам ситуация несколько иная - административные истцы также квалифицируются через так называемую служебную (процессуальную) заинтересованность, которая имеет место быть у органов и должностных лиц, наделенных публичными полномочиями и обращающихся в суд за защитой не своих нарушенных или оспоренных прав <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Однако в ч. 2 ст. 38 КАС РФ уточняется, что прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, адресующие требование в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, также могут выступать административными истцами, обретая подобающую процессуальную правоспособность. В связи с этим Р.О. Опалев полагает, что если в гражданском судопроизводстве термин "истец" присутствует в узком его понимании, то по административным делам ситуация несколько иная - административные истцы также квалифицируются через так называемую служебную (процессуальную) заинтересованность, которая имеет место быть у органов и должностных лиц, наделенных публичными полномочиями и обращающихся в суд за защитой не своих нарушенных или оспоренных прав <1>.
Статья: Теоретические основы привлечения сотрудников МФЦ к административной ответственности: проблемы и пути решения
(Юркова О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)Вместе с тем необходимо отметить существенное отличие понятий административной правоспособности и административной дееспособности от аналогичных понятий гражданско-правового характера.
(Юркова О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)Вместе с тем необходимо отметить существенное отличие понятий административной правоспособности и административной дееспособности от аналогичных понятий гражданско-правового характера.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3. Нормы, определяющие административные права, обязанности, ограничения и запреты в отношении физических лиц и организаций, разбросаны по различным федеральным законам и подзаконным нормативным правовым актам, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. При этом отсутствуют общие нормы, закрепляющие, например, по аналогии с гражданским правом основы административно-правового статуса физических лиц и организаций, в частности такие базовые институты, как административная правосубъектность, которая включает в себя административную правоспособность, административную дееспособность и административную деликтоспособность, понятие и виды субъектов административного права, их общие административные права и обязанности.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3. Нормы, определяющие административные права, обязанности, ограничения и запреты в отношении физических лиц и организаций, разбросаны по различным федеральным законам и подзаконным нормативным правовым актам, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. При этом отсутствуют общие нормы, закрепляющие, например, по аналогии с гражданским правом основы административно-правового статуса физических лиц и организаций, в частности такие базовые институты, как административная правосубъектность, которая включает в себя административную правоспособность, административную дееспособность и административную деликтоспособность, понятие и виды субъектов административного права, их общие административные права и обязанности.