Административная ответственность нк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность нк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль" КоАП РФ"Административная ответственность за не предоставление налоговой декларации в налоговый орган в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок, установлена специальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - статьей 15.5 и частью 1 статьи 15.6 указанного Кодекса.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 208 "Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть командировочные расходы при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган докажет, что командировочные расходы учтены на основании поддельных документов, то он исключит такие расходы из расчета налоговой базы по налогу на прибыль. В результате вам доначислят налог, пени и штраф, а также привлекут должностное лицо организации к административной ответственности (ст. ст. 75, 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган докажет, что командировочные расходы учтены на основании поддельных документов, то он исключит такие расходы из расчета налоговой базы по налогу на прибыль. В результате вам доначислят налог, пени и штраф, а также привлекут должностное лицо организации к административной ответственности (ст. ст. 75, 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ).
Статья: Сравнительно-правовой анализ отношений налоговой ответственности за налоговые, финансовые и административные правонарушения
(Артемов Н.М., Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Различия состоят в том, кто является субъектом налоговой и административной ответственности. В НК РФ - налогоплательщик, в КоАП РФ - лицо, управляющее организацией-налогоплательщиком. В налоговой сфере нарушается налоговая норма ответственным лицом, в административной - лицом, управляющим организацией-налогоплательщиком. В первом случае налоговая обязанность возлагается на лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, во втором - на лицо, которым управляет административный правонарушитель. Квалификация правонарушения в налоговой сфере прямая: налогоплательщик не исполнил налоговые правила; квалификация в административном праве предполагает определение налоговой обязанности не правонарушителя, выполняющего управленческие (административные) функции, а лица, которым он управляет.
(Артемов Н.М., Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Различия состоят в том, кто является субъектом налоговой и административной ответственности. В НК РФ - налогоплательщик, в КоАП РФ - лицо, управляющее организацией-налогоплательщиком. В налоговой сфере нарушается налоговая норма ответственным лицом, в административной - лицом, управляющим организацией-налогоплательщиком. В первом случае налоговая обязанность возлагается на лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, во втором - на лицо, которым управляет административный правонарушитель. Квалификация правонарушения в налоговой сфере прямая: налогоплательщик не исполнил налоговые правила; квалификация в административном праве предполагает определение налоговой обязанности не правонарушителя, выполняющего управленческие (административные) функции, а лица, которым он управляет.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Для целей применения настоящей главы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) определяются в соответствии со статьями 254 и 268 Налогового кодекса Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)1. Для целей применения настоящей главы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) определяются в соответствии со статьями 254 и 268 Налогового кодекса Российской Федерации.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)15. По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)15. По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Готовое решение: В какой срок и куда подает декларацию по НДС налоговый агент
(КонсультантПлюс, 2025)Помните, что за непредставление декларации по НДС или ее представление с нарушением срока инспекция может привлечь к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ, а также к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа по ст. 15.5 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Помните, что за непредставление декларации по НДС или ее представление с нарушением срока инспекция может привлечь к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ, а также к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа по ст. 15.5 КоАП РФ.
Статья: Совершенствование административной ответственности в области финансов
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<3> Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушение налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ и по Кодексу РФ об административных правонарушениях // Государство и право. 2007. N 8. С. 15 - 21.
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<3> Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушение налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ и по Кодексу РФ об административных правонарушениях // Государство и право. 2007. N 8. С. 15 - 21.
Готовое решение: Какую ответственность и иные негативные последствия несет налоговый агент за неуплату и несвоевременное перечисление НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение срока установлен штраф в размере 200 руб. за каждое непредставленное сообщение. Кроме того, к административной ответственности могут привлечь должностных лиц организации (п. 1 ст. 126 НК РФ, примечание к ст. 2.4, ст. 15.6 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение срока установлен штраф в размере 200 руб. за каждое непредставленное сообщение. Кроме того, к административной ответственности могут привлечь должностных лиц организации (п. 1 ст. 126 НК РФ, примечание к ст. 2.4, ст. 15.6 КоАП РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример 1. Решением Арбитражного суда удовлетворено требование транспортного прокурора о привлечении ООО "Проф-НК" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП за допущенные грубые нарушения лицензионных требований в части подготовки судоводителей маломерных судов, выразившиеся в том, что чтение теории осуществляет Н., не имеющая специального профессионального образования в сфере водного транспорта. Суд указал на нарушение лицензиатом требований п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства от 28.10.2013 N 966, отметив, что наличие у Н. высшего профессионального образования по специальностям инженера и юриста, удостоверения на право управление маломерным судном и свидетельства о прохождении курса обучения по программе "Педагогические основы деятельности по подготовке водителей автомототранспортных средств" в силу ч. 1 ст. 46 комментируемого Закона не является достаточным для преподавания дисциплин "управление гидроциклом в районе плавания "ВП" и "ВВП" и "управление маломерным моторным судном в районе плавания "ВП" и "ВВП". Ссылка общества о том, что Н. имеет аттестационный лист, была отклонена судом, поскольку комментируемая статья, содержащая перечень документов об образовании и о квалификации, не содержит такого документа, как "аттестационный лист". Наличие благодарственных писем и грамот, выданных ГИМС МЧС России по Кемеровской области, также не свидетельствует о соблюдении лицензионных требований и ч. 1 ст. 46 комментируемого Закона (см. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 N 07АП-8410/15 по делу N А27-10203/2015).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример 1. Решением Арбитражного суда удовлетворено требование транспортного прокурора о привлечении ООО "Проф-НК" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП за допущенные грубые нарушения лицензионных требований в части подготовки судоводителей маломерных судов, выразившиеся в том, что чтение теории осуществляет Н., не имеющая специального профессионального образования в сфере водного транспорта. Суд указал на нарушение лицензиатом требований п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства от 28.10.2013 N 966, отметив, что наличие у Н. высшего профессионального образования по специальностям инженера и юриста, удостоверения на право управление маломерным судном и свидетельства о прохождении курса обучения по программе "Педагогические основы деятельности по подготовке водителей автомототранспортных средств" в силу ч. 1 ст. 46 комментируемого Закона не является достаточным для преподавания дисциплин "управление гидроциклом в районе плавания "ВП" и "ВВП" и "управление маломерным моторным судном в районе плавания "ВП" и "ВВП". Ссылка общества о том, что Н. имеет аттестационный лист, была отклонена судом, поскольку комментируемая статья, содержащая перечень документов об образовании и о квалификации, не содержит такого документа, как "аттестационный лист". Наличие благодарственных писем и грамот, выданных ГИМС МЧС России по Кемеровской области, также не свидетельствует о соблюдении лицензионных требований и ч. 1 ст. 46 комментируемого Закона (см. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 N 07АП-8410/15 по делу N А27-10203/2015).
Статья: Прообраз судопроизводства по делам об административных правонарушениях советской предвоенной эпохи
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)<28> См.: Административная ответственность нанимателей за нарушение обязательных постановлений НК Труда РСФСР // Еженедельник советской юстиции. 1928. N 48.
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)<28> См.: Административная ответственность нанимателей за нарушение обязательных постановлений НК Труда РСФСР // Еженедельник советской юстиции. 1928. N 48.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)2) различия в признаках субъектов, привлекаемых к ответственности: для налоговой ответственности - это физические лица и организации (абз. 2 п. 2 ст. 11, ст. 107 НК РФ), субъектами административной ответственности помимо физических лиц выступают юридические лица и специальные субъекты, в частности, должностные лица (ст. 2.4, 2.5, 2.10 КоАП РФ);
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)2) различия в признаках субъектов, привлекаемых к ответственности: для налоговой ответственности - это физические лица и организации (абз. 2 п. 2 ст. 11, ст. 107 НК РФ), субъектами административной ответственности помимо физических лиц выступают юридические лица и специальные субъекты, в частности, должностные лица (ст. 2.4, 2.5, 2.10 КоАП РФ);
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Авторы из Санкт-Петербургского университета МВД России профессор С.А. Денисов и А.А. Кирьянов отмечают сходство ст. 125 НК РФ и ст. 312 УК РФ. "В соответствии со ст. 125 НК РФ, незаконные действия в отношении арестованного имущества образуют самостоятельный состав налогового правонарушения. Очевидным является то, что при совершении правонарушения, предусмотренного ст. 125 НК РФ, непосредственный предмет правонарушения будет входить и в предмет преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ. Но ст. 125 НК РФ устанавливает ответственность только в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб. Получается, что за данное деяние предусмотрена ответственность налоговым и уголовным законодательством. Только по ст. 125 НК РФ предусмотрена административная ответственность, в отличие от ст. 312 УК РФ. Отсюда вытекает вопрос, что делать правоприменителю в этой ситуации? Изучая налоговое законодательство, можно найти ответ в ч. 4 ст. 108 НК РФ, где указывается, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующего основания от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 108 НК РФ, основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Так, предметом преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ, может выступать имущество, которое было арестовано в соответствии со ст. 77 НК РФ для обеспечения взыскания налога" <238>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Авторы из Санкт-Петербургского университета МВД России профессор С.А. Денисов и А.А. Кирьянов отмечают сходство ст. 125 НК РФ и ст. 312 УК РФ. "В соответствии со ст. 125 НК РФ, незаконные действия в отношении арестованного имущества образуют самостоятельный состав налогового правонарушения. Очевидным является то, что при совершении правонарушения, предусмотренного ст. 125 НК РФ, непосредственный предмет правонарушения будет входить и в предмет преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ. Но ст. 125 НК РФ устанавливает ответственность только в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб. Получается, что за данное деяние предусмотрена ответственность налоговым и уголовным законодательством. Только по ст. 125 НК РФ предусмотрена административная ответственность, в отличие от ст. 312 УК РФ. Отсюда вытекает вопрос, что делать правоприменителю в этой ситуации? Изучая налоговое законодательство, можно найти ответ в ч. 4 ст. 108 НК РФ, где указывается, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующего основания от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 108 НК РФ, основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Так, предметом преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ, может выступать имущество, которое было арестовано в соответствии со ст. 77 НК РФ для обеспечения взыскания налога" <238>.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 26.06.2023 N СД-4-2/8096@ <О рекомендациях по истребованию (вместе с Рекомендациями по истребованию документов (информациями))>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)К налоговой и административной ответственности за непредставление в установленный НК РФ срок истребованных ДИ привлекает инспекция, направившая требование.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)К налоговой и административной ответственности за непредставление в установленный НК РФ срок истребованных ДИ привлекает инспекция, направившая требование.