Административная дееспособность
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная дееспособность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54 "Ведение административных дел в суде через представителей" КАС РФ"В соответствии с частью 1 статьи 54 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
Готовое решение: Кто может выступать представителем в административном судопроизводстве
(КонсультантПлюс, 2025)представители. Также граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя (ч. 1 ст. 54 КАС РФ). Обратите внимание: Кодекс административного судопроизводства РФ может предусматривать случаи, когда участие представителя обязательно. Например, при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных ч. 9 ст. 208 КАС РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)представители. Также граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя (ч. 1 ст. 54 КАС РФ). Обратите внимание: Кодекс административного судопроизводства РФ может предусматривать случаи, когда участие представителя обязательно. Например, при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных ч. 9 ст. 208 КАС РФ;
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
(ред. от 31.07.2025)Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"13. По смыслу части 6 статьи 39, части 7 статьи 40 КАС РФ, в случаях, когда при отказе прокурора, органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, данный гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, заявляет о том, что он поддерживает административный иск, суду следует рассмотреть принятый к производству административный иск по существу.
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"13. По смыслу части 6 статьи 39, части 7 статьи 40 КАС РФ, в случаях, когда при отказе прокурора, органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, данный гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, заявляет о том, что он поддерживает административный иск, суду следует рассмотреть принятый к производству административный иск по существу.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Такой подход законодателя корреспондирует с более общей нормой, закрепленной в ч. 3 ст. 40 КАС РФ, и, кроме этого, вытекает из нормы п. 4 ч. 2 ст. 5 КАС РФ, согласно которой способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит также общественным объединениям, не являющимся юридическими лицами, по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения согласно законодательству могут участвовать.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Такой подход законодателя корреспондирует с более общей нормой, закрепленной в ч. 3 ст. 40 КАС РФ, и, кроме этого, вытекает из нормы п. 4 ч. 2 ст. 5 КАС РФ, согласно которой способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит также общественным объединениям, не являющимся юридическими лицами, по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения согласно законодательству могут участвовать.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В ст. 57 СК РФ закреплены право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (очевидно, вне зависимости от возраста) и обязанность (чья? под угрозой какой ответственности?) учета мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также обязанность органов опеки и попечительства или суда в случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК, принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Однако в ст. 37 ГПК, признающей гражданскую процессуальную дееспособность в полном объеме только за гражданами, достигшими возраста 18 лет (п. 1), за несовершеннолетними, вступившими в брак или эмансипированными (п. 2), обязанность суда привлекать к участию в деле несовершеннолетних установлена лишь в отношении граждан в возрасте от 14 до 18 лет (п. 3). В ст. 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС) административная процессуальная дееспособность признается за гражданами, достигшими возраста 18 лет и не признанными недееспособными, а также за несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно (п. 2 ч. 2). В то же время в ч. 3 ст. 5 КАС не установлен низший предел возраста, с которого суд может в случае необходимости привлечь несовершеннолетних к участию в рассмотрении административного дела.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В ст. 57 СК РФ закреплены право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (очевидно, вне зависимости от возраста) и обязанность (чья? под угрозой какой ответственности?) учета мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также обязанность органов опеки и попечительства или суда в случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК, принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Однако в ст. 37 ГПК, признающей гражданскую процессуальную дееспособность в полном объеме только за гражданами, достигшими возраста 18 лет (п. 1), за несовершеннолетними, вступившими в брак или эмансипированными (п. 2), обязанность суда привлекать к участию в деле несовершеннолетних установлена лишь в отношении граждан в возрасте от 14 до 18 лет (п. 3). В ст. 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС) административная процессуальная дееспособность признается за гражданами, достигшими возраста 18 лет и не признанными недееспособными, а также за несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно (п. 2 ч. 2). В то же время в ч. 3 ст. 5 КАС не установлен низший предел возраста, с которого суд может в случае необходимости привлечь несовершеннолетних к участию в рассмотрении административного дела.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Участник закупки не находится в процессе ликвидации (для участника - юридического лица), не признан по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом) (для участника - как юридического, так и физического лица), отсутствуют основания для прекращения деятельности (для ИП). На день подачи заявки деятельность участника закупки не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Участник закупки - физическое лицо не ограничен судом в дееспособности.
(КонсультантПлюс, 2025)Участник закупки не находится в процессе ликвидации (для участника - юридического лица), не признан по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом) (для участника - как юридического, так и физического лица), отсутствуют основания для прекращения деятельности (для ИП). На день подачи заявки деятельность участника закупки не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Участник закупки - физическое лицо не ограничен судом в дееспособности.
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)Если лицо, которое является административным ответчиком, не обладает административной процессуальной дееспособностью, предъявить к нему административный иск возможно. Ограничений на этот счет КАС РФ не устанавливает.
(КонсультантПлюс, 2025)Если лицо, которое является административным ответчиком, не обладает административной процессуальной дееспособностью, предъявить к нему административный иск возможно. Ограничений на этот счет КАС РФ не устанавливает.
Статья: Отсутствие административной процессуальной правоспособности как основание для признания административного иска не подлежащим рассмотрению в судах
(Остроумов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Ключевые слова: административный иск; отказ в принятии административного искового заявления; не подлежит рассмотрению в судах; гражданская процессуальная правоспособность; административная процессуальная правоспособность; административная правоспособность; административная дееспособность; компетенция в публичной сфере; статус субъекта публичного права; лицо, наделенное публичными полномочиями; статус юридического лица.
(Остроумов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Ключевые слова: административный иск; отказ в принятии административного искового заявления; не подлежит рассмотрению в судах; гражданская процессуальная правоспособность; административная процессуальная правоспособность; административная правоспособность; административная дееспособность; компетенция в публичной сфере; статус субъекта публичного права; лицо, наделенное публичными полномочиями; статус юридического лица.
Статья: Частное лицо как субъект административного права
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)В научных трудах по теории права к властным публичным субъектам (публичным лицам) безоговорочно относится само государство, а также выступающие от имени государства или же от своего имени государственные органы и другие государственные образования. В отраслевой административно-правовой литературе этот вопрос решается неоднозначно. Одни авторы включают государство и муниципальные образования в систему субъектов административного права <63>. Другие, исходя из специфики предмета отрасли, вообще не рассматривают государство и муниципальные образования в качестве субъектов административного права, концентрируя внимание на их органах как участниках конкретных административно-правовых отношений. Третьи полагают, что Российское государство, субъекты Федерации могут рассматриваться в качестве субъектов административного права, но в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют, поскольку вся административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти. По мнению представителей этого подхода, "субъектом административно-правовых отношений являются, например, не республика, край или область, а их администрации" <64>.
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)В научных трудах по теории права к властным публичным субъектам (публичным лицам) безоговорочно относится само государство, а также выступающие от имени государства или же от своего имени государственные органы и другие государственные образования. В отраслевой административно-правовой литературе этот вопрос решается неоднозначно. Одни авторы включают государство и муниципальные образования в систему субъектов административного права <63>. Другие, исходя из специфики предмета отрасли, вообще не рассматривают государство и муниципальные образования в качестве субъектов административного права, концентрируя внимание на их органах как участниках конкретных административно-правовых отношений. Третьи полагают, что Российское государство, субъекты Федерации могут рассматриваться в качестве субъектов административного права, но в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют, поскольку вся административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти. По мнению представителей этого подхода, "субъектом административно-правовых отношений являются, например, не республика, край или область, а их администрации" <64>.