94-фЗ о размещении
Подборка наиболее важных документов по запросу 94-фЗ о размещении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Если наступление последствий нарушения обязательства не подтверждено, критерием явной несоразмерности установленной в госконтракте неустойки может являться чрезмерность санкций по сравнению с законной либо обычно взимаемой по госконтрактам неустойкой
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12945/13 по делу N А68-7334/2012
Применимые нормы: ст. 333 ГК РФ, ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗПримечание. Вывод сделан при рассмотрении вопроса об уменьшении на основании ст. 333 ГК РФ размера неустойки по госконтракту, который заключен в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12945/13 по делу N А68-7334/2012
Применимые нормы: ст. 333 ГК РФ, ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗПримечание. Вывод сделан при рассмотрении вопроса об уменьшении на основании ст. 333 ГК РФ размера неустойки по госконтракту, который заключен в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положенияВ соответствии с п. 11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который утратил силу в связи с принятием Закона N 44-ФЗ, размер неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Банка России.
Статья: Правовое регулирование публичных закупок в России и Бразилии: виды закупок, обеспечение общественного интереса, способы закупок, ценовые пороги
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 9)<18> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (утратил силу) // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105. Закон действовал с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2013 г.
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 9)<18> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (утратил силу) // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105. Закон действовал с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2013 г.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"До 1 января 2008 года лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. До указанного преобразования мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться без размещения заказов на выполнение соответствующих работ в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"До 1 января 2008 года лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. До указанного преобразования мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться без размещения заказов на выполнение соответствующих работ в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<148> Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<148> Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в первоначальной редакции данной части устанавливалось, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <109>;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в первоначальной редакции данной части устанавливалось, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <109>;
Статья: Государственный контроль в сфере публичных закупок: понятие и виды
(Каменских Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)<3> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СПС "КонсультантПлюс".
(Каменских Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)<3> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Запрет на закупку одноименных товаров был предусмотрен утратившим силу с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в п. 14 и 14.1 ч. 2 ст. 55), однако понятие "одноименные товары" применяется до сих пор. Вы сможете убедиться в этом, когда мы перейдем к разбору судебной практики.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Запрет на закупку одноименных товаров был предусмотрен утратившим силу с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в п. 14 и 14.1 ч. 2 ст. 55), однако понятие "одноименные товары" применяется до сих пор. Вы сможете убедиться в этом, когда мы перейдем к разбору судебной практики.
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Понятие одноименности было важным при размещении заказов по Закону N 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Понятие одноименности было важным при размещении заказов по Закону N 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 г.
Статья: Легализация дробления закупок: критический взгляд
(Глуздак Г.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Вопрос о допустимости дробления закупок, то есть их искусственного разделения на несколько контрактов с общим (одинаковым) предметом, заключенных с одним и тем же единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) [1, с. 45], остро стоял с момента признания утратившим силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1>, устанавливавшего предельный размер заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала.
(Глуздак Г.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Вопрос о допустимости дробления закупок, то есть их искусственного разделения на несколько контрактов с общим (одинаковым) предметом, заключенных с одним и тем же единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) [1, с. 45], остро стоял с момента признания утратившим силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1>, устанавливавшего предельный размер заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала.
Статья: Правовые способы обеспечения прав недропользователей на землю: проблемы современной практики
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)<9> Полномочия по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) предоставлены Роснедрам Постановлением Правительства РФ от 18.03.2016 N 210. При этом правом принимать решения по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд, определяемых в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ныне утратил силу), в целях ведения работ, связанных с пользованием недрами, на участках недр (за исключением участков недр местного значения) Федеральное агентство по недропользованию было наделено еще в 2013 году (см.: Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 294).
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)<9> Полномочия по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) предоставлены Роснедрам Постановлением Правительства РФ от 18.03.2016 N 210. При этом правом принимать решения по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд, определяемых в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ныне утратил силу), в целях ведения работ, связанных с пользованием недрами, на участках недр (за исключением участков недр местного значения) Федеральное агентство по недропользованию было наделено еще в 2013 году (см.: Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 294).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Пунктом 4 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в настоящее время не действующего) было установлено, что в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Пунктом 4 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в настоящее время не действующего) было установлено, что в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации.
"Момент заключения договора в российском гражданском праве: монография"
(Танага А.Н.)
("Проспект", 2023)Во избежание бездумного механического применения указанных положений, ВАС РФ тогда разъяснил, что нельзя таким способом исцелить сделку, совершенную в обход закона. Дело было в период действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2>. Общество с ограниченной ответственностью выполнило для государственного учреждения работы по очистке инженерных систем отопления и водоотведения. После этого общество потребовало оплату работ в соответствии с нормами гл. 60 ГК РФ о неосновательном обогащении. Суд установил, что государственный заказ не размещался, государственный контракт между сторонами не заключался. Исцелить договор не позволят нормы ст. 10 ГК РФ о злоупотреблении правом. Но если таким образом переходить к кондикции, то все равно незаконные имущественные выгоды научились бы извлекать недобросовестные исполнители, умышленно обходящие законодательство о государственных контрактах на закупку для государственных нужд. Основанием к отказу в иске в данном случае послужит п. 4 ст. 1 ГК РФ <3>, на основании которого никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
(Танага А.Н.)
("Проспект", 2023)Во избежание бездумного механического применения указанных положений, ВАС РФ тогда разъяснил, что нельзя таким способом исцелить сделку, совершенную в обход закона. Дело было в период действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2>. Общество с ограниченной ответственностью выполнило для государственного учреждения работы по очистке инженерных систем отопления и водоотведения. После этого общество потребовало оплату работ в соответствии с нормами гл. 60 ГК РФ о неосновательном обогащении. Суд установил, что государственный заказ не размещался, государственный контракт между сторонами не заключался. Исцелить договор не позволят нормы ст. 10 ГК РФ о злоупотреблении правом. Но если таким образом переходить к кондикции, то все равно незаконные имущественные выгоды научились бы извлекать недобросовестные исполнители, умышленно обходящие законодательство о государственных контрактах на закупку для государственных нужд. Основанием к отказу в иске в данном случае послужит п. 4 ст. 1 ГК РФ <3>, на основании которого никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Статья: "Безденежные" государственные (муниципальные) контракты
(Кичик К.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)Как и во время действия предшественника Закона о контрактной системе - Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2> (далее также - Закон N 94-ФЗ; утратил силу с 1 января 2014 г.), актуальным в судебной практике остается вопрос о правомерности заключения государственных (муниципальных) контрактов <3> с ценой ноль рублей ноль копеек (далее также - "безденежные" контракты).
(Кичик К.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)Как и во время действия предшественника Закона о контрактной системе - Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2> (далее также - Закон N 94-ФЗ; утратил силу с 1 января 2014 г.), актуальным в судебной практике остается вопрос о правомерности заключения государственных (муниципальных) контрактов <3> с ценой ноль рублей ноль копеек (далее также - "безденежные" контракты).