83-ФЗ исполнительные листы
Подборка наиболее важных документов по запросу 83-ФЗ исполнительные листы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Предъявление исполнительного листа в казначейство
(КонсультантПлюс, 2025)Проанализировав положения статьи 30 Закона N 83-ФЗ, содержащей исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых исполнительный документ подлежит возврату взыскателю, суды... принимая во внимание, что спорный исполнительный документ содержит все необходимые реквизиты, включая срок его предъявления к исполнению, при этом исполнительный лист предъявлен к исполнению в пределах установленного срока... пришли к верному выводу об отсутствии... правовых оснований для возврата исполнительного листа взыскателю, в связи с чем обоснованно удовлетворили требования Общества...
(КонсультантПлюс, 2025)Проанализировав положения статьи 30 Закона N 83-ФЗ, содержащей исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых исполнительный документ подлежит возврату взыскателю, суды... принимая во внимание, что спорный исполнительный документ содержит все необходимые реквизиты, включая срок его предъявления к исполнению, при этом исполнительный лист предъявлен к исполнению в пределах установленного срока... пришли к верному выводу об отсутствии... правовых оснований для возврата исполнительного листа взыскателю, в связи с чем обоснованно удовлетворили требования Общества...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как предъявить исполнительный лист в Федеральное казначейство?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных листов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных, бюджетных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (абз. 3 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13), ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных листов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных, бюджетных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (абз. 3 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13), ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Вопрос: Как взыскать задолженность по исполнительному листу?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения также предъявляется в территориальный орган Федерального казначейства, в котором открыты лицевые счета соответствующему учреждению (ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений") далее - Закон N 83-ФЗ), п. 1 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказами ФССП России N 308, Казначейства России N 218 от 30.09.2013). Более подробно организация исполнения исполнительного документа, поступившего в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств федерального бюджета, а также порядок действий в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н, содержится в Письме Казначейства России от 27.01.2011 N 42-7.4-05/9.3-56 "О порядке организации исполнения судебных актов в условиях оптимизации структуры органов Федерального казначейства".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения также предъявляется в территориальный орган Федерального казначейства, в котором открыты лицевые счета соответствующему учреждению (ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений") далее - Закон N 83-ФЗ), п. 1 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказами ФССП России N 308, Казначейства России N 218 от 30.09.2013). Более подробно организация исполнения исполнительного документа, поступившего в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств федерального бюджета, а также порядок действий в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н, содержится в Письме Казначейства России от 27.01.2011 N 42-7.4-05/9.3-56 "О порядке организации исполнения судебных актов в условиях оптимизации структуры органов Федерального казначейства".
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2024 N 3-П
"По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2, абзаца первого пункта 5, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в связи с жалобами граждан И.В. Гусевой и С.Н. Тихомирова"Часть 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ не предусматривает трехмесячного срока на исполнение судебных актов со дня поступления исполнительных документов, аналогичного установленному пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вместо этого в ней указаны сроки на совершение отдельных действий в рамках исполнения судебного акта. В частности, в абзаце первом пункта 6 и абзаце первом пункта 7 предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя, а учреждение в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в названный орган распоряжение о совершении казначейского платежа, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника. Общая продолжительность исполнения судебного акта, однако, в таком случае все равно - при соблюдении участниками данной процедуры обозначенных сроков - должна составлять меньше, чем три месяца. При этом указание в пункте 11 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ на то, что при невозможности взыскать денежные средства с учреждения в связи с отсутствием таковых на его лицевых счетах в течение трех месяцев названный орган информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока, не означает с учетом приведенных положений, что три месяца являются нормативным сроком для исполнения судебного акта о взыскании денежных средств при наличии таковых на лицевом счете должника.
"По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2, абзаца первого пункта 5, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в связи с жалобами граждан И.В. Гусевой и С.Н. Тихомирова"Часть 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ не предусматривает трехмесячного срока на исполнение судебных актов со дня поступления исполнительных документов, аналогичного установленному пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вместо этого в ней указаны сроки на совершение отдельных действий в рамках исполнения судебного акта. В частности, в абзаце первом пункта 6 и абзаце первом пункта 7 предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя, а учреждение в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в названный орган распоряжение о совершении казначейского платежа, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника. Общая продолжительность исполнения судебного акта, однако, в таком случае все равно - при соблюдении участниками данной процедуры обозначенных сроков - должна составлять меньше, чем три месяца. При этом указание в пункте 11 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ на то, что при невозможности взыскать денежные средства с учреждения в связи с отсутствием таковых на его лицевых счетах в течение трех месяцев названный орган информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока, не означает с учетом приведенных положений, что три месяца являются нормативным сроком для исполнения судебного акта о взыскании денежных средств при наличии таковых на лицевом счете должника.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2024 года"До внесения законодательных изменений, вытекающих из данного решения и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2023 года N 34-П, срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и на средства бюджетных учреждений должен исчисляться со дня поступления исполнительных документов, названных соответственно в статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или в части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, на исполнение в уполномоченный орган (орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения). При ошибочном направлении данных документов судом по просьбе взыскателя не в тот орган, в который они должны были быть направлены, указанный срок исчисляется со дня их поступления в тот орган, в который документы были ошибочно направлены.
Статья: Индексация присужденных денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов
(Галина Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 5)Проанализировав действующие нормы, установленные ст. 242.1 и 242.2, а также ст. 242.3 - 242.5 и ст. 242.6-1 БК РФ, ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ, КС РФ указал, что ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ не предусматривает трехмесячного срока на исполнение судебных актов со дня поступления исполнительных документов, аналогичного установленному п. 6 ст. 242.2 БК РФ. Вместо этого в ней указаны сроки для совершения отдельных действий в рамках исполнения судебного акта. Общая продолжительность исполнения судебного акта, однако, в таком случае все равно - при соблюдении участниками данной процедуры обозначенных сроков - должна составлять меньше трех месяцев. При этом указание в п. 11 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ на то, что при невозможности взыскать денежные средства с учреждения в связи с отсутствием таковых на его лицевых счетах в течение трех месяцев названный орган информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока, не означает с учетом приведенных положений, что три месяца являются нормативным сроком для исполнения судебного акта о взыскании денежных средств при наличии таковых на лицевом счете должника.
(Галина Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 5)Проанализировав действующие нормы, установленные ст. 242.1 и 242.2, а также ст. 242.3 - 242.5 и ст. 242.6-1 БК РФ, ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ, КС РФ указал, что ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ не предусматривает трехмесячного срока на исполнение судебных актов со дня поступления исполнительных документов, аналогичного установленному п. 6 ст. 242.2 БК РФ. Вместо этого в ней указаны сроки для совершения отдельных действий в рамках исполнения судебного акта. Общая продолжительность исполнения судебного акта, однако, в таком случае все равно - при соблюдении участниками данной процедуры обозначенных сроков - должна составлять меньше трех месяцев. При этом указание в п. 11 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ на то, что при невозможности взыскать денежные средства с учреждения в связи с отсутствием таковых на его лицевых счетах в течение трех месяцев названный орган информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока, не означает с учетом приведенных положений, что три месяца являются нормативным сроком для исполнения судебного акта о взыскании денежных средств при наличии таковых на лицевом счете должника.
Готовое решение: Как санкционируют расходы учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)непревышение остатка целевой субсидии (за исключением расходов по исполнительным листам и решениям налоговых органов);
(КонсультантПлюс, 2025)непревышение остатка целевой субсидии (за исключением расходов по исполнительным листам и решениям налоговых органов);
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)5) сведения о должнике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения; для организаций - наименование и адрес, указанные в ЕГРЮЛ, фактический адрес, ИНН (пункт изложен с 20 июня 2022 г. Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ полностью в новой редакции; в прежней редакции пункта указывалось на следующие сведения: наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения (указание на место рождения включено Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 206-ФЗ <82>); для организаций - наименование и адрес, указанный в ЕГРЮЛ, фактический адрес (до внесения Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ <83> изменения вместо таких адресов указывалось на юридический адрес));
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)5) сведения о должнике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения; для организаций - наименование и адрес, указанные в ЕГРЮЛ, фактический адрес, ИНН (пункт изложен с 20 июня 2022 г. Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ полностью в новой редакции; в прежней редакции пункта указывалось на следующие сведения: наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения (указание на место рождения включено Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 206-ФЗ <82>); для организаций - наименование и адрес, указанный в ЕГРЮЛ, фактический адрес (до внесения Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ <83> изменения вместо таких адресов указывалось на юридический адрес));
Статья: О платежах при блокировке лицевого счета бюджетного учреждения образования в связи с налоговой задолженностью
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В соответствии с абз. 4 пп. 7 п. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ <1> при нарушении бюджетным учреждением образования - должником сроков исполнения исполнительных документов (или решения) налогового органа территориальный орган Федерального казначейства, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов учреждения-должника, приостанавливает операции по расходованию средств на лицевых счетах учреждения.
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В соответствии с абз. 4 пп. 7 п. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ <1> при нарушении бюджетным учреждением образования - должником сроков исполнения исполнительных документов (или решения) налогового органа территориальный орган Федерального казначейства, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов учреждения-должника, приостанавливает операции по расходованию средств на лицевых счетах учреждения.
Вопрос: В какой орган Федерального казначейства необходимо предъявить исполнительный документ по денежным обязательствам казенного, бюджетного (автономного) учреждения - должника?
("Официальный сайт Казначейства России", 2023)Ответ: В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" органы Федерального казначейства организуют исполнение исполнительных документов о взыскании денежных средств с казенных, бюджетных (автономных) учреждений, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства. В связи с этим исполнительный документ можно предъявить в любой орган Федерального казначейства или непосредственно в тот орган Федерального казначейства, в котором казенному, бюджетному (автономному) учреждению открыт лицевой счет.
("Официальный сайт Казначейства России", 2023)Ответ: В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" органы Федерального казначейства организуют исполнение исполнительных документов о взыскании денежных средств с казенных, бюджетных (автономных) учреждений, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства. В связи с этим исполнительный документ можно предъявить в любой орган Федерального казначейства или непосредственно в тот орган Федерального казначейства, в котором казенному, бюджетному (автономному) учреждению открыт лицевой счет.
Вопрос: Какие документы необходимо направить в орган Федерального казначейства для обращения взыскания на средства казенных, бюджетных (автономных) учреждений?
("Официальный сайт Казначейства России", 2023)Для взыскания средств с бюджетного (автономного) учреждения необходимо предъявить следующие документы: исполнительный лист, заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя. Если заявление подписывается представителем взыскателя, то прикладывается доверенность или нотариально удостоверенная копия доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия. При направлении дубликата исполнительного листа прикладывается копия определения суда о его выдаче. Судебный приказ направляется на исполнение без приложения заявления взыскателя, с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (в случае если банковские реквизиты взыскателя имеются в судебном приказе) (пункт 2 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
("Официальный сайт Казначейства России", 2023)Для взыскания средств с бюджетного (автономного) учреждения необходимо предъявить следующие документы: исполнительный лист, заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя. Если заявление подписывается представителем взыскателя, то прикладывается доверенность или нотариально удостоверенная копия доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия. При направлении дубликата исполнительного листа прикладывается копия определения суда о его выдаче. Судебный приказ направляется на исполнение без приложения заявления взыскателя, с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (в случае если банковские реквизиты взыскателя имеются в судебном приказе) (пункт 2 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").