7 фз окружающей
Подборка наиболее важных документов по запросу 7 фз окружающей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обучение по экологической безопасности и обращению с отходами
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом... руководителем ФБУЗ... назначен П.А.О., который не имел подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что является нарушением... ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом... руководителем ФБУЗ... назначен П.А.О., который не имел подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что является нарушением... ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Содержание охраны земель" ЗК РФ"Из системного толкования статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность выполнения требований по защите и охране почв от процессов, ухудшающих ее качественное состояние, возникает с момента начала отношений, определенных договором или иной формой собственности, в рассматриваемом случае - аренды земельного участка. Права и обязанности по соблюдению земельного законодательства возникают с момента появления права пользования и распоряжения земельным участком."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с указанным Федеральным законом, ЗК РФ и другими федеральными законами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с указанным Федеральным законом, ЗК РФ и другими федеральными законами.
Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отношения, связанные с использованием и охраной лесных и иных насаждений, регулируются в том числе Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 75 которого установлены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды - имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отношения, связанные с использованием и охраной лесных и иных насаждений, регулируются в том числе Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 75 которого установлены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды - имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"10 января 2002 года N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"10 января 2002 года N 7-ФЗ
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственный экологический надзор, который осуществляется в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024). Кроме того, следует учитывать Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (ред. от 28.02.2024) (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственный экологический надзор, который осуществляется в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024). Кроме того, следует учитывать Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (ред. от 28.02.2024) (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)).
Информация: Рекомендации по основным видам и характеру нарушений, выявляемых Росприроднадзором в ходе проведения проверочных мероприятий
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)6) юридическим лицам осуществлять ввод объекта в эксплуатацию исключительно после получения всей необходимой для ввода разрешительной документации, в том числе при наличии заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти в отношении объектов капитального строительства, имеющих идентифицирующие признаки, установленные пунктом 8 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)6) юридическим лицам осуществлять ввод объекта в эксплуатацию исключительно после получения всей необходимой для ввода разрешительной документации, в том числе при наличии заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти в отношении объектов капитального строительства, имеющих идентифицирующие признаки, установленные пунктом 8 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статья: О возможности учета затрат, понесенных на компенсационное озеленение, в счет восстановительной стоимости
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)В подтверждение этой позиции скажем о том, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) окружающая среда определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов <20>, а также антропогенных объектов. В судебной практике была сформулирована позиция, согласно которой требования об охране окружающей среды, предполагающие в числе прочего предотвращение негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, применимы и к городской среде <21>. Вместе с тем содержание понятия "городская среда" на уровне действующего регулирования практически не раскрывается <22>, <23>.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)В подтверждение этой позиции скажем о том, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) окружающая среда определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов <20>, а также антропогенных объектов. В судебной практике была сформулирована позиция, согласно которой требования об охране окружающей среды, предполагающие в числе прочего предотвращение негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, применимы и к городской среде <21>. Вместе с тем содержание понятия "городская среда" на уровне действующего регулирования практически не раскрывается <22>, <23>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации также устанавливалось, что действие данного Закона не распространяется на приватизацию природных ресурсов. Соответствующим актом является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <46>, который согласно абз. 3 его преамбулы (в ред. Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ <47>) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении экономической (хозяйственной) и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории России, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. Понятие "природные ресурсы" определено в ст. 1 названного Закона: компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации также устанавливалось, что действие данного Закона не распространяется на приватизацию природных ресурсов. Соответствующим актом является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <46>, который согласно абз. 3 его преамбулы (в ред. Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ <47>) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении экономической (хозяйственной) и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории России, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. Понятие "природные ресурсы" определено в ст. 1 названного Закона: компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
Информация: О представлении сведений о сроках эксплуатации опасных производственных объектов, подлежащих отнесению к отдельным опасным производственным объектам
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует, что в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 446-ФЗ) хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие введенные в эксплуатацию до 01.09.2023 здания и сооружения, которые являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты, указанные в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) (за исключением шахт угольной промышленности), в срок до 01.03.2025 обязаны представить в Росприроднадзор сведения о сроке эксплуатации таких зданий и сооружений, содержащемся в проектной документации на строительство или реконструкцию таких зданий и сооружений, с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы данной проектной документации (в случае реконструкции объекта - также реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта).
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует, что в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 446-ФЗ) хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие введенные в эксплуатацию до 01.09.2023 здания и сооружения, которые являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты, указанные в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) (за исключением шахт угольной промышленности), в срок до 01.03.2025 обязаны представить в Росприроднадзор сведения о сроке эксплуатации таких зданий и сооружений, содержащемся в проектной документации на строительство или реконструкцию таких зданий и сооружений, с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы данной проектной документации (в случае реконструкции объекта - также реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Плата при отсутствии действующей разрешительной документации исчисляется с применением п. 5 ст. 16.3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" как за сверхлимитное воздействие с применением коэффициента 100.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Плата при отсутствии действующей разрешительной документации исчисляется с применением п. 5 ст. 16.3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" как за сверхлимитное воздействие с применением коэффициента 100.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- ст. 36 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - предусматривает специальные требования в области охраны окружающей среды к архитектурно-строительному проектированию, строительству и реконструкции;
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- ст. 36 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - предусматривает специальные требования в области охраны окружающей среды к архитектурно-строительному проектированию, строительству и реконструкции;