796 налоговые расходы
Подборка наиболее важных документов по запросу 796 налоговые расходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 265 "Внереализационные расходы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о необоснованном отнесении к внереализационным расходам стоимости утерянного товара. Налоговый орган, не оспаривая обстоятельств утраты груза, полагал, что в нарушение подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ налогоплательщик не представил документы уполномоченных органов, подтверждающие отсутствие лиц, виновных в утере груза, уголовное дело не возбуждено, с заявлением о хищении груза налогоплательщик в правоохранительные органы не обращался, страхователь за страховой премией не обращался. Суд признал решение налогового органа недействительным, поскольку возмещение ущерба в виде утерянного груза напрямую связано с деятельностью налогоплательщика как перевозчика, подтверждено документально, соответственно, согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ выплаченная заказчику компенсация стоимости утерянного груза правомерно отнесена в состав внереализационных расходов. Суд отметил, что по смыслу п. 1 ст. 796, п. 3 ст. 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда, доказательства того, что утраты груза не было, налоговый орган не представил, положения подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ применимы к собственнику груза, а не к перевозчику.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о необоснованном отнесении к внереализационным расходам стоимости утерянного товара. Налоговый орган, не оспаривая обстоятельств утраты груза, полагал, что в нарушение подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ налогоплательщик не представил документы уполномоченных органов, подтверждающие отсутствие лиц, виновных в утере груза, уголовное дело не возбуждено, с заявлением о хищении груза налогоплательщик в правоохранительные органы не обращался, страхователь за страховой премией не обращался. Суд признал решение налогового органа недействительным, поскольку возмещение ущерба в виде утерянного груза напрямую связано с деятельностью налогоплательщика как перевозчика, подтверждено документально, соответственно, согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ выплаченная заказчику компенсация стоимости утерянного груза правомерно отнесена в состав внереализационных расходов. Суд отметил, что по смыслу п. 1 ст. 796, п. 3 ст. 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда, доказательства того, что утраты груза не было, налоговый орган не представил, положения подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ применимы к собственнику груза, а не к перевозчику.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Становление и развитие системы оценки налоговых расходов
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)В свою очередь, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" вслед за Правилами система оценки налоговых расходов была процедурно формализована на всех уровнях бюджетной системы.
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)В свою очередь, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" вслед за Правилами система оценки налоговых расходов была процедурно формализована на всех уровнях бюджетной системы.
Статья: Правосубъектность публично-правовых образований в аспекте налогового суверенитета Российского государства
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 <23> предусмотрены критерии эффективности налоговых расходов. Общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2019 г. N 796 <24>. Оценка эффективности налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется по критериям целесообразности и результативности. Результативность налоговых расходов определяется по одному из индикаторов государственной (муниципальной) программы (целей социально-экономического развития) и бюджетной эффективности в сравнении с альтернативными механизмами достижения целей развития. По итогам оценки эффективности налоговых расходов формулируются выводы о достижении целевых характеристик налоговых расходов.
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 <23> предусмотрены критерии эффективности налоговых расходов. Общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2019 г. N 796 <24>. Оценка эффективности налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется по критериям целесообразности и результативности. Результативность налоговых расходов определяется по одному из индикаторов государственной (муниципальной) программы (целей социально-экономического развития) и бюджетной эффективности в сравнении с альтернативными механизмами достижения целей развития. По итогам оценки эффективности налоговых расходов формулируются выводы о достижении целевых характеристик налоговых расходов.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 15.05.2023 N 752
(ред. от 29.04.2025)
"Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"2. Пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1918 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 100).
(ред. от 29.04.2025)
"Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"2. Пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1918 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 100).
Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 N 670
(ред. от 16.12.2024)
"О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации")начисленная к уплате сумма налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (без учета сумм возвращенных налогоплательщикам денежных средств в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении субъектов Российской Федерации, налоговый потенциал которых, учтенный при распределении дотации на отчетный финансовый год, выше фактического поступления такого налога за отчетный финансовый год), скорректированная с учетом эффекта прекращения действия консолидированных групп налогоплательщиков, нормативов распределения доходов от налога на прибыль организаций, уплаченного налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 г. являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, а также сумма налоговых льгот (без учета налоговых льгот, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговых льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации по отдельным категориям налогоплательщиков в соответствии со статьями 284, 284.3, 284.3-1, 284.4, 284.9, 286.1 и 288.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и налоговых льгот, оценка совокупного бюджетного эффекта по которым принимает положительное значение в соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (без учета налоговых льгот, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и налоговых льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии со статьями 284, 284.3, 284.3-1, 284.4, 284.9, 286.1 и 288.1 Налогового кодекса Российской Федерации, участников консолидированных групп налогоплательщиков и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере добычи сырой нефти и природного газа, производства нефтепродуктов, добычи металлических руд, металлургического производства и производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, а также финансовую и страховую деятельность, классифицируемую в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также иных налоговых льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых в текущем финансовом году превышает 100 процентов);
(ред. от 16.12.2024)
"О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации")начисленная к уплате сумма налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (без учета сумм возвращенных налогоплательщикам денежных средств в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении субъектов Российской Федерации, налоговый потенциал которых, учтенный при распределении дотации на отчетный финансовый год, выше фактического поступления такого налога за отчетный финансовый год), скорректированная с учетом эффекта прекращения действия консолидированных групп налогоплательщиков, нормативов распределения доходов от налога на прибыль организаций, уплаченного налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 г. являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, а также сумма налоговых льгот (без учета налоговых льгот, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговых льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации по отдельным категориям налогоплательщиков в соответствии со статьями 284, 284.3, 284.3-1, 284.4, 284.9, 286.1 и 288.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и налоговых льгот, оценка совокупного бюджетного эффекта по которым принимает положительное значение в соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (без учета налоговых льгот, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и налоговых льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии со статьями 284, 284.3, 284.3-1, 284.4, 284.9, 286.1 и 288.1 Налогового кодекса Российской Федерации, участников консолидированных групп налогоплательщиков и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере добычи сырой нефти и природного газа, производства нефтепродуктов, добычи металлических руд, металлургического производства и производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, а также финансовую и страховую деятельность, классифицируемую в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также иных налоговых льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых в текущем финансовом году превышает 100 процентов);
Типовая ситуация: Что такое представительские расходы и какими документами их подтверждать (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Нельзя учесть для целей налогообложения расходы (Письмо Минфина от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796):
(Издательство "Главная книга", 2025)Нельзя учесть для целей налогообложения расходы (Письмо Минфина от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796):
Статья: Подтверждаем представительские расходы
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 6)- расходы на фуршеты, прогулки на теплоходах и выступления артистов в рамках развлекательной программы, организованной после официальной части семинара (Письмо от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796).
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 6)- расходы на фуршеты, прогулки на теплоходах и выступления артистов в рамках развлекательной программы, организованной после официальной части семинара (Письмо от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796).
Готовое решение: Управленческие расходы в налоговом учете по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Как рассчитать норму представительских расходов
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Как рассчитать норму представительских расходов
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- 600 руб. - НДС принят к налоговому вычету.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- 600 руб. - НДС принят к налоговому вычету.
Статья: Представительские расходы. Как рассчитать НДС-вычет?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Не получится учесть и расходы на приобретение подарков, призов, дипломов для участников мероприятия, об этом также сообщил Минфин России в Письме от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176. "Расходы на приобретение призов, изготовление дипломов, оформление зала пунктом 2 статьи 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли", - указали в упомянутом выше Письме финансового ведомства.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Не получится учесть и расходы на приобретение подарков, призов, дипломов для участников мероприятия, об этом также сообщил Минфин России в Письме от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176. "Расходы на приобретение призов, изготовление дипломов, оформление зала пунктом 2 статьи 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли", - указали в упомянутом выше Письме финансового ведомства.
Вопрос: О предложении по внесению изменений в части передачи налоговыми органами сведений о налогоплательщиках (плательщиках сборов, страховых взносов, налоговых агентах), составляющих налоговую тайну.
(Письмо Минфина России от 18.11.2024 N 03-02-06/114368)Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее соответственно - Постановление N 796, Общие требования) для оценки эффективности налоговых расходов используется ряд фискальных данных, администрируемых главными администраторами доходов бюджета (ФНС России, ФТС России), характеризующих не только объемы выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, но и объемы налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, декларируемых (заявляемых) по линии уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, опосредующие возникновение стимулирующих налоговых расходов.
(Письмо Минфина России от 18.11.2024 N 03-02-06/114368)Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее соответственно - Постановление N 796, Общие требования) для оценки эффективности налоговых расходов используется ряд фискальных данных, администрируемых главными администраторами доходов бюджета (ФНС России, ФТС России), характеризующих не только объемы выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, но и объемы налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, декларируемых (заявляемых) по линии уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, опосредующие возникновение стимулирующих налоговых расходов.
Готовое решение: Налогообложение услуг кейтеринга
(КонсультантПлюс, 2025)Если же услуги кейтеринга вы приобретаете для развлекательных мероприятий, учесть расходы на них при расчете налога на прибыль нельзя (п. 2 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796).
(КонсультантПлюс, 2025)Если же услуги кейтеринга вы приобретаете для развлекательных мероприятий, учесть расходы на них при расчете налога на прибыль нельзя (п. 2 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796).
Корреспонденция счетов: Российская организация импортирует товар на условиях FCA. При перевозке товара автомобиль перевозчика попал в ДТП за пределами РФ. В результате ДТП возник пожар и товар был полностью уничтожен. Перевозчик компенсировал убыток в полном размере. Как отражается данная операция в учете российской организации?..
(Консультация эксперта, 2025)Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком. Стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком. Стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Статья: О разницах в учете представительских расходов
(Сергеева И.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 12)Постоянные разницы образуются в отношении тех затрат, которые с точки зрения налогового законодательства не относятся к представительским расходам. К примеру, затраты на приобретение подарков и сувениров для членов официальных делегаций других компаний, расходы на организацию развлечений в п. 2 ст. 264 НК РФ в перечне представительских расходов не поименованы. Следовательно, они не могут быть учтены в составе расходов, признаваемых при расчете налога на прибыль (см., например, Письмо Минфина России от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796).
(Сергеева И.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 12)Постоянные разницы образуются в отношении тех затрат, которые с точки зрения налогового законодательства не относятся к представительским расходам. К примеру, затраты на приобретение подарков и сувениров для членов официальных делегаций других компаний, расходы на организацию развлечений в п. 2 ст. 264 НК РФ в перечне представительских расходов не поименованы. Следовательно, они не могут быть учтены в составе расходов, признаваемых при расчете налога на прибыль (см., например, Письмо Минфина России от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796).