73-фз культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу 73-фз культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность управляющей организации за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)...материалы дела не содержат доказательств об отсутствии возможности для соблюдения требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и не указывают на принятие Обществом всех зависящих мер по их соблюдению, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица вмененного состава административного правонарушения..."
(КонсультантПлюс, 2025)...материалы дела не содержат доказательств об отсутствии возможности для соблюдения требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и не указывают на принятие Обществом всех зависящих мер по их соблюдению, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица вмененного состава административного правонарушения..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 40 "Права собственников земельных участков на использование земельных участков" ЗК РФ"Доводы ответчика об отсутствии экономической целесообразности по приведению гаража в состояние до реконструкции 2014 - 2016 гг., наличии экономической целесообразности в проведении работ по приведению гаража в состояние до реконструкции 2017-2018 гг. не свидетельствуют о необходимости проведения последних и допущении судом апелляционной инстанции указания работ по таблице 5 заключения эксперта вместо таблицы 4, поскольку нарушения, несоблюдения требований Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ответчиком допущены и самовольная реконструкция была произведена уже в 2014-2016 гг., а затем и в 2017-2018 гг., в связи с чем надлежащим способом восстановления нарушенного положения по смыслу статей 12, 222 ГК РФ, статьи 40 ЗК РФ будет являться приведение самовольно реконструированного гаража в первоначальное состояние, из чего обоснованно исходил суд апелляционной инстанции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач государства (абз. 4 преамбулы Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия)). Для выполнения этих задач законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на выявление, учет и сохранение объектов культурного наследия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач государства (абз. 4 преамбулы Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия)). Для выполнения этих задач законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на выявление, учет и сохранение объектов культурного наследия.
Готовое решение: Какие коэффициенты применяются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Нормативные акты
Приказ Минкультуры России от 13.01.2016 N 28
"Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2016 N 43060)Зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2016 г. N 43060
"Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2016 N 43060)Зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2016 г. N 43060
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)В свою очередь, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (далее - Закон N 73-ФЗ):
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)В свою очередь, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (далее - Закон N 73-ФЗ):
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.06.2022 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, неотъемлемую часть всемирного культурного наследия, а государственная охрана таких объектов является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вместе с тем осуществление такой охраны в отдельных случаях практически невозможно без допуска коммерческого использования таких объектов. Совмещение одновременного соблюдения двух условий - обеспечения сохранности объектов культурного наследия и их использования для осуществления предпринимательской деятельности путем заключения договоров аренды - осуществляется в ряде регионов с помощью запуска программы "1 рубль за квадратный метр". Данная программа в г. Москве действует с 2012 г. для арендаторов объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии <1>. С 2012 по 2023 год было подписано 30 договоров по аренде объектов культурного наследия площадью 17,1 тыс. кв. м <2>. Близкая по содержанию программа для субъектов малого и среднего предпринимательства <3> (далее - МСП) была запущена в Московской области летом 2023 г. <4>, хотя договоры на подобных условиях заключались и ранее. Однако, несмотря на значительный потенциал этого механизма, при его закреплении в действующем законодательстве был допущен ряд недостатков, требующих устранения, о чем свидетельствует приведенное дело.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.06.2022 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, неотъемлемую часть всемирного культурного наследия, а государственная охрана таких объектов является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вместе с тем осуществление такой охраны в отдельных случаях практически невозможно без допуска коммерческого использования таких объектов. Совмещение одновременного соблюдения двух условий - обеспечения сохранности объектов культурного наследия и их использования для осуществления предпринимательской деятельности путем заключения договоров аренды - осуществляется в ряде регионов с помощью запуска программы "1 рубль за квадратный метр". Данная программа в г. Москве действует с 2012 г. для арендаторов объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии <1>. С 2012 по 2023 год было подписано 30 договоров по аренде объектов культурного наследия площадью 17,1 тыс. кв. м <2>. Близкая по содержанию программа для субъектов малого и среднего предпринимательства <3> (далее - МСП) была запущена в Московской области летом 2023 г. <4>, хотя договоры на подобных условиях заключались и ранее. Однако, несмотря на значительный потенциал этого механизма, при его закреплении в действующем законодательстве был допущен ряд недостатков, требующих устранения, о чем свидетельствует приведенное дело.
Статья: Конституционные обязанности
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционная обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры возложена не только на государство, но и на граждан (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ). Объектами культурного наследия согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" признаются памятники, ансамбли, достопримечательные места. Многие культурные ценности находятся в частной собственности, что предполагает активные действия собственников по обеспечению их надлежащего содержания. Выполнение рассматриваемой обязанности включает обеспечение физической сохранности, недопущение порчи культурных ценностей, осуществление мероприятий по их реставрации и т.п.
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционная обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры возложена не только на государство, но и на граждан (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ). Объектами культурного наследия согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" признаются памятники, ансамбли, достопримечательные места. Многие культурные ценности находятся в частной собственности, что предполагает активные действия собственников по обеспечению их надлежащего содержания. Выполнение рассматриваемой обязанности включает обеспечение физической сохранности, недопущение порчи культурных ценностей, осуществление мероприятий по их реставрации и т.п.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)<1> См., напр.: п. 9 и 13 ст. 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)<1> См., напр.: п. 9 и 13 ст. 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)- справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)- справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)"Порядок проведения переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме установлен нормами главы 4 ЖК РФ. Правоотношения, возникающие в связи с реконструкцией, переустройством и перепланировкой жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и других федеральных законов (например, Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральный закон от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 года N 170, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)"Порядок проведения переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме установлен нормами главы 4 ЖК РФ. Правоотношения, возникающие в связи с реконструкцией, переустройством и перепланировкой жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и других федеральных законов (например, Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральный закон от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 года N 170, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья: Охранное обязательство объекта культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под охранным обязательством понимается документ, в котором определяются публичные обязанности собственника или иного законного владельца по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр (п. 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под охранным обязательством понимается документ, в котором определяются публичные обязанности собственника или иного законного владельца по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр (п. 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия).