7/1 КоАП РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу 7/1 КоАП РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда зданий и сооружений4. Возможность применения ст. 7.1 КоАП РФ об административной ответственности за пользование земельным участком без правоустанавливающих документов к арендатору здания (сооружения)
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информации8. Представление акционерным обществом в Банк России неполной и (или) недостоверной информации как основание для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.3 КоАП РФ ("Непредставление информации в Банк России")
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
Решение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2014 года"1. Постановлением от 25 февраля 2014 года N 4-П Конституционный Суд дал оценку конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2014 года"1. Постановлением от 25 февраля 2014 года N 4-П Конституционный Суд дал оценку конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Готовое решение: Предоставление национального режима при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)за отсутствие в документах, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок, сведений о мерах, установленных в рамках нацрежима в отношении объекта закупки (за их наличие, когда меры не установлены), - предупреждение или штраф в размере до 10 тыс. руб., а если нарушение повлекло необоснованное ограничение числа участников закупки - штраф до 50 тыс. руб. (ч. 5, 6 ст. 7.30.1 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)за отсутствие в документах, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок, сведений о мерах, установленных в рамках нацрежима в отношении объекта закупки (за их наличие, когда меры не установлены), - предупреждение или штраф в размере до 10 тыс. руб., а если нарушение повлекло необоснованное ограничение числа участников закупки - штраф до 50 тыс. руб. (ч. 5, 6 ст. 7.30.1 КоАП РФ);
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Применение положений статьи 1.7 КоАП РФ
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Применение положений статьи 1.7 КоАП РФ
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Отсутствие проектной документации в описании объекта закупки по реконструкции объекта капитального строительства при одновременном требовании к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об учредителях влечет административную ответственность за утверждение такой документации по части 4.2 статьи 7.30 КоАП и за размещение в ЕИС по части 1.4 статьи 7.30 КоАП.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Отсутствие проектной документации в описании объекта закупки по реконструкции объекта капитального строительства при одновременном требовании к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об учредителях влечет административную ответственность за утверждение такой документации по части 4.2 статьи 7.30 КоАП и за размещение в ЕИС по части 1.4 статьи 7.30 КоАП.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Готовое решение: Как уволить работника в связи с лишением специального права
(КонсультантПлюс, 2025)у вас есть вступившие в законную силу постановление суда о назначении административного наказания в виде лишения специального права или приговор суда о лишении работника такого права (ч. 1 ст. 3.8, ч. 1 ст. 32.7 КоАП РФ, ч. 1 ст. 43, п. "б" ст. 44 УК РФ, абз. 2 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58). А если решение о лишении (аннулировании) специального права принял уполномоченный орган - решение такого органа. Например, разрешение на хранение и ношение оружия может аннулировать орган, который выдал работнику такое разрешение (п. 3 ч. 1 ст. 26 Закона об оружии);
(КонсультантПлюс, 2025)у вас есть вступившие в законную силу постановление суда о назначении административного наказания в виде лишения специального права или приговор суда о лишении работника такого права (ч. 1 ст. 3.8, ч. 1 ст. 32.7 КоАП РФ, ч. 1 ст. 43, п. "б" ст. 44 УК РФ, абз. 2 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58). А если решение о лишении (аннулировании) специального права принял уполномоченный орган - решение такого органа. Например, разрешение на хранение и ношение оружия может аннулировать орган, который выдал работнику такое разрешение (п. 3 ч. 1 ст. 26 Закона об оружии);
Вопрос: Необходимо ли составление акта проверки для назначения административного наказания как за одно административное правонарушение при выявлении таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия фактов совершения трех административных правонарушений по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: Необходимо ли составление акта проверки для применения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ и назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения при выявлении таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия фактов совершения организацией трех административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: Необходимо ли составление акта проверки для применения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ и назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения при выявлении таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия фактов совершения организацией трех административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ?
Вопрос: У ИП сеть магазинов. По части новых магазинов, открытых 01.03.2025, предприниматель не уведомил Роспотребнадзор. Если ИП после вступления в силу изменений в ст. 4.5 КоАП РФ подаст уведомление о начале деятельности новых магазинов, будет ли он привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: 27.06.2025 в КоАП РФ изменен срок давности привлечения к административной ответственности за неуведомление о начале ведения отдельных видов деятельности с 90 календарных дней на 1 год. У ИП сеть магазинов, по части новых магазинов, открытых 01.03.2025, предприниматель не уведомил Роспотребнадзор. Если ИП после вступления в силу изменений в ст. 4.5 КоАП РФ подаст уведомление о начале деятельности новых магазинов, открытых 01.03.2025, будет ли он привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ? Когда в описанной ситуации истекает срок давности привлечения к административной ответственности?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: 27.06.2025 в КоАП РФ изменен срок давности привлечения к административной ответственности за неуведомление о начале ведения отдельных видов деятельности с 90 календарных дней на 1 год. У ИП сеть магазинов, по части новых магазинов, открытых 01.03.2025, предприниматель не уведомил Роспотребнадзор. Если ИП после вступления в силу изменений в ст. 4.5 КоАП РФ подаст уведомление о начале деятельности новых магазинов, открытых 01.03.2025, будет ли он привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ? Когда в описанной ситуации истекает срок давности привлечения к административной ответственности?
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности по уплате налогов в установленный срок
(КонсультантПлюс, 2025)директора (главного бухгалтера, иное должностное лицо) привлекут к административной либо уголовной ответственности. Это будет зависеть от размера неисполненной обязанности по уплате налога, а также от конкретных действий и намерений этих должностных лиц. Применять одновременно административную и уголовную ответственность за одно и то же нарушение нельзя. Причем если в нарушении есть признаки налогового преступления, то назначат уголовное наказание. А если было начато дело по административному нарушению, его должны прекратить (п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)директора (главного бухгалтера, иное должностное лицо) привлекут к административной либо уголовной ответственности. Это будет зависеть от размера неисполненной обязанности по уплате налога, а также от конкретных действий и намерений этих должностных лиц. Применять одновременно административную и уголовную ответственность за одно и то же нарушение нельзя. Причем если в нарушении есть признаки налогового преступления, то назначат уголовное наказание. А если было начато дело по административному нарушению, его должны прекратить (п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Готовое решение: Каков порядок возврата обеспечения контракта (его части), гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что за несвоевременный возврат денежных средств или нарушение порядка такого возврата виновному должностному лицу заказчика грозит административный штраф в размере 1% суммы денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30.1 КоАП РФ). Кроме того, с заказчика могут взыскать неустойку, установленную в контракте (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что за несвоевременный возврат денежных средств или нарушение порядка такого возврата виновному должностному лицу заказчика грозит административный штраф в размере 1% суммы денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30.1 КоАП РФ). Кроме того, с заказчика могут взыскать неустойку, установленную в контракте (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В другом споре (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2015 г. N 17АП-13736/15) дело о привлечении ООО к административной ответственности возбуждено по ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка, выразившееся в размещении на участке твердых бытовых отходов. Суд признал, что ООО действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку на территории соответствующего городского округа действует единственное хранилище твердых бытовых отходов; администрация округа проводила мероприятия по определению возможного нового места размещения бытовых отходов, по результатам сделано заключение об отсутствии иных пригодных для строительства полигона земельных участков.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В другом споре (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2015 г. N 17АП-13736/15) дело о привлечении ООО к административной ответственности возбуждено по ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка, выразившееся в размещении на участке твердых бытовых отходов. Суд признал, что ООО действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку на территории соответствующего городского округа действует единственное хранилище твердых бытовых отходов; администрация округа проводила мероприятия по определению возможного нового места размещения бытовых отходов, по результатам сделано заключение об отсутствии иных пригодных для строительства полигона земельных участков.