60 устава железнодорожного
Подборка наиболее важных документов по запросу 60 устава железнодорожного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с железнодорожной перевозкой и сопутствующими договорами: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 330, 333, 421, 432, 445, 446, 779, 781, 784, 785, 790 - 793, 796, 1102, 1103, 1105 ГК РФ, ст. ст. 10, 15, 17, 23, 25 - 27, 30, 32 - 34, 39, 44, 54, 55, 56, 58, 60, 62 - 64, 68, 95 - 100, 102, 111, 118 - 120 Устава железнодорожного транспорта, ст. ст. 8, 23 Закона о железнодорожном транспорте, Правила перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, Правила эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, Тарифное руководство (утв. Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1), Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 330, 333, 421, 432, 445, 446, 779, 781, 784, 785, 790 - 793, 796, 1102, 1103, 1105 ГК РФ, ст. ст. 10, 15, 17, 23, 25 - 27, 30, 32 - 34, 39, 44, 54, 55, 56, 58, 60, 62 - 64, 68, 95 - 100, 102, 111, 118 - 120 Устава железнодорожного транспорта, ст. ст. 8, 23 Закона о железнодорожном транспорте, Правила перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, Правила эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, Тарифное руководство (утв. Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1), Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 N 15АП-13304/2023 по делу N А53-38995/2022
Требование: Об обязании заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Решение: Требование удовлетворено в части.При транзитном проезде вагонов по железнодорожным путям необщего пользования ООО "Лето" правоотношения контрагента (истца) и владельца части путей необщего пользования регулируются путем заключения иного договора, не поименованного в статье 60 Устава железнодорожного транспорта, при этом такой договор не является публичным (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.11.2018 N Ф08-9470/2018 по делу N А53-35305/2017).
Требование: Об обязании заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Решение: Требование удовлетворено в части.При транзитном проезде вагонов по железнодорожным путям необщего пользования ООО "Лето" правоотношения контрагента (истца) и владельца части путей необщего пользования регулируются путем заключения иного договора, не поименованного в статье 60 Устава железнодорожного транспорта, при этом такой договор не является публичным (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.11.2018 N Ф08-9470/2018 по делу N А53-35305/2017).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Кто такой контрагент?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно ст. 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" контрагент - это грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно ст. 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" контрагент - это грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования.
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)<2> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)<2> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30
(ред. от 01.07.2010)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"3. Арбитражным судам следует исходить из того, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 Устава).
(ред. от 01.07.2010)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"3. Арбитражным судам следует исходить из того, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 Устава).
Решение Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N АКПИ13-552
<О признании недействующим подпункта "д" пункта 52 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 26.07.2002 N 30, в части, ограничивающей право пассажира поезда дальнего следования возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты в те же сроки>В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" применяется в части, не урегулированной специальными законами. Положения главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации "Обязательства вследствие неосновательного обогащения" в силу его статей 1102, 1103 подлежат применению, если иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" вопросы получения обратно пассажирами, опоздавшими на поезд, стоимости проезда урегулированы. Следовательно, утверждение заявителей о противоречии Правил в оспариваемой части нормам Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации ошибочно.
<О признании недействующим подпункта "д" пункта 52 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 26.07.2002 N 30, в части, ограничивающей право пассажира поезда дальнего следования возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты в те же сроки>В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" применяется в части, не урегулированной специальными законами. Положения главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации "Обязательства вследствие неосновательного обогащения" в силу его статей 1102, 1103 подлежат применению, если иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" вопросы получения обратно пассажирами, опоздавшими на поезд, стоимости проезда урегулированы. Следовательно, утверждение заявителей о противоречии Правил в оспариваемой части нормам Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации ошибочно.
Статья: Ответственность авиаперевозчика за просрочку доставки пассажира: единые принципы и специальные нормы
(Вольфсон В.Л.)
("Транспортное право", 2023, N 1)<18> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Вольфсон В.Л.)
("Транспортное право", 2023, N 1)<18> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: В каком порядке производится расчет сроков простоя вагонов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В тех случаях, когда подача очередной партии вагонов по расписанию или по уведомлению произведена с опозданием из-за занятости фронта погрузки или выгрузки по вине порта (пристани), расчет срока простоя этих вагонов в пределах количества, соответствующего установленному фронту погрузки-выгрузки, производится с момента наступления срока подачи их в порт (пристань) по расписанию или уведомлению. Согласно ч. 6 ст. 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 Устава. То есть сроки устанавливаются договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В тех случаях, когда подача очередной партии вагонов по расписанию или по уведомлению произведена с опозданием из-за занятости фронта погрузки или выгрузки по вине порта (пристани), расчет срока простоя этих вагонов в пределах количества, соответствующего установленному фронту погрузки-выгрузки, производится с момента наступления срока подачи их в порт (пристань) по расписанию или уведомлению. Согласно ч. 6 ст. 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 Устава. То есть сроки устанавливаются договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. Гражданский кодекс содержит лишь общие положения о перевозке, более подробно условия перевозки регламентируются в специальных законах, транспортных уставах и кодексах, регулирующих деятельность отдельных видов транспорта, поскольку их использование в перевозочном процессе имеет определенные особенности. В зависимости от вида транспорта различаются железнодорожные, автомобильные, морские, речные, воздушные перевозки. Виды транспорта можно подразделить на наземный (автомобильный, железнодорожный, городской электрический транспорт), внеуличный транспорт (метрополитен, монорельсовый транспорт), водный (речной и морской), воздушный. Специальными нормативными актами, регулирующими перевозки соответствующими видами транспорта являются ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (УЖТ), ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (УАТГНЭТ), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) от 07.03.2001 N 24-ФЗ, Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК) от 19.03.1997 N 60-ФЗ, ФЗ от 29.12.2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. Гражданский кодекс содержит лишь общие положения о перевозке, более подробно условия перевозки регламентируются в специальных законах, транспортных уставах и кодексах, регулирующих деятельность отдельных видов транспорта, поскольку их использование в перевозочном процессе имеет определенные особенности. В зависимости от вида транспорта различаются железнодорожные, автомобильные, морские, речные, воздушные перевозки. Виды транспорта можно подразделить на наземный (автомобильный, железнодорожный, городской электрический транспорт), внеуличный транспорт (метрополитен, монорельсовый транспорт), водный (речной и морской), воздушный. Специальными нормативными актами, регулирующими перевозки соответствующими видами транспорта являются ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (УЖТ), ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (УАТГНЭТ), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) от 07.03.2001 N 24-ФЗ, Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК) от 19.03.1997 N 60-ФЗ, ФЗ от 29.12.2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".