59-фз юридическое лицо
Подборка наиболее важных документов по запросу 59-фз юридическое лицо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 29 Конституции РФ"Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 29 Конституции Российской Федерации, статей 150, 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", с учетом исследованных доказательств, установив, что обращение ответчиков в Пензенскую областную общественную организацию Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" обусловлено защитой их прав как инвалидов от незаконных, по их мнению, действий И. как председателя ТСЖ "Л., 60"; направление ответчиками жалоб и обращений без учета точной компетенции той или иной организации само по себе не может расцениваться как злоупотребление правом; не установив наличия оскорбительных выражений, явного превышения пределов допустимой критики, а также того, что обращения ответчиков имели целью не защиту своих прав, нарушенных, с их точки зрения, действиями истца, а были продиктованы желанием причинить вред, в удовлетворении требований отказал."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для привлечения Д.З. к административной ответственности... послужили... выводы о том, что указанным лицом... при получении... обращения представителя В. - Д.А. по вопросам, связанным с контролем и учетом рабочего времени в ООО... с трудовой деятельностью В., а также с просьбой о предоставлении копий соответствующих документов, в установленный срок не дан письменный ответ на данное обращение, что является нарушением требований Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для привлечения Д.З. к административной ответственности... послужили... выводы о том, что указанным лицом... при получении... обращения представителя В. - Д.А. по вопросам, связанным с контролем и учетом рабочего времени в ООО... с трудовой деятельностью В., а также с просьбой о предоставлении копий соответствующих документов, в установленный срок не дан письменный ответ на данное обращение, что является нарушением требований Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Положения Закона N 59-ФЗ распространены также на юридические лица и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностных лиц. При этом определение понятия "организации, осуществляющие публично значимые функции" в действующем законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствует.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Положения Закона N 59-ФЗ распространены также на юридические лица и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностных лиц. При этом определение понятия "организации, осуществляющие публично значимые функции" в действующем законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствует.
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)А.В. Савоськин предлагает широкий и узкий подходы к толкованию понятия "публично значимые функции" <26>. Так, в рамках узкого подхода необходимо, исходя из положений ст. 2 Федерального закона N 59-ФЗ, установить, уполномочена ли организация на выполнение публично значимой функции и каким актом, а к числу таких организаций относить прежде всего осуществляющие государственные и муниципальные функции. Согласно широкому, более демократичному, подходу действие Федерального закона N 59-ФЗ распространяется на все организации, осуществляющие на благо общества любую общественно значимую деятельность. Однако невозможно в полной мере согласиться с тем, что широкий подход приводит к признанию общественно значимой деятельностью предоставления услуг медицинского обслуживания, услуг частного высшего учебного заведения. Оказание данных услуг относится, на наш взгляд, к гражданско-правовым отношениям, возникающим между гражданами и юридическими лицами и регулируемым специальными законами; Федеральный закон N 59-ФЗ к ним неприменим.
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)А.В. Савоськин предлагает широкий и узкий подходы к толкованию понятия "публично значимые функции" <26>. Так, в рамках узкого подхода необходимо, исходя из положений ст. 2 Федерального закона N 59-ФЗ, установить, уполномочена ли организация на выполнение публично значимой функции и каким актом, а к числу таких организаций относить прежде всего осуществляющие государственные и муниципальные функции. Согласно широкому, более демократичному, подходу действие Федерального закона N 59-ФЗ распространяется на все организации, осуществляющие на благо общества любую общественно значимую деятельность. Однако невозможно в полной мере согласиться с тем, что широкий подход приводит к признанию общественно значимой деятельностью предоставления услуг медицинского обслуживания, услуг частного высшего учебного заведения. Оказание данных услуг относится, на наш взгляд, к гражданско-правовым отношениям, возникающим между гражданами и юридическими лицами и регулируемым специальными законами; Федеральный закон N 59-ФЗ к ним неприменим.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении, за исключением случаев присутствия указанных лиц при составлении такого протокола с использованием системы веб-конференции.
(ред. от 04.11.2025)6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении, за исключением случаев присутствия указанных лиц при составлении такого протокола с использованием системы веб-конференции.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)в.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)в.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
Статья: Досудебное обжалование решений государственного регистрирующего органа в процедуре государственной регистрации юридического лица
(Габов А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)<9> В пояснительной записке к законопроекту N 521444-6 законодатель вообще не касался этих вопросов, указывая лишь на то, что действующий Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не регулирует порядок, сроки и процедуру рассмотрения жалоб заинтересованных лиц на решения о государственной регистрации и решения об отказе в государственной регистрации. В документе давалась ссылка на Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о том, что в этом Законе не учитываются особенности правоотношений, возникающих при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе последствия выносимых регистрирующим органом ненормативных актов.
(Габов А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)<9> В пояснительной записке к законопроекту N 521444-6 законодатель вообще не касался этих вопросов, указывая лишь на то, что действующий Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не регулирует порядок, сроки и процедуру рассмотрения жалоб заинтересованных лиц на решения о государственной регистрации и решения об отказе в государственной регистрации. В документе давалась ссылка на Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о том, что в этом Законе не учитываются особенности правоотношений, возникающих при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе последствия выносимых регистрирующим органом ненормативных актов.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Порядок реализации этого права и рассмотрения обращений граждан в государственные и муниципальные органы установлен в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". При этом в соответствии с ч. 4 ст. 1 этого Закона он распространяется в том числе и на обращения юридических лиц.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Порядок реализации этого права и рассмотрения обращений граждан в государственные и муниципальные органы установлен в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". При этом в соответствии с ч. 4 ст. 1 этого Закона он распространяется в том числе и на обращения юридических лиц.
Ситуация: Что делать, если приобретен товар с истекшим сроком годности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В жалобе укажите: свои Ф.И.О. и контактную информацию; наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, нарушившего ваши права; точную дату и место (адрес магазина) приобретения некачественного товара; наименование товара, изготовителя, сорт, партию, дату изготовления и упаковки, другие идентифицирующие товар признаки; информацию о предъявлении претензии продавцу и основания его отказа в удовлетворении ваших требований или об оставлении ваших требований без ответа (ч. 1 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В жалобе укажите: свои Ф.И.О. и контактную информацию; наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, нарушившего ваши права; точную дату и место (адрес магазина) приобретения некачественного товара; наименование товара, изготовителя, сорт, партию, дату изготовления и упаковки, другие идентифицирующие товар признаки; информацию о предъявлении претензии продавцу и основания его отказа в удовлетворении ваших требований или об оставлении ваших требований без ответа (ч. 1 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте такое заявление в свободной форме, указав в нем (ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте такое заявление в свободной форме, указав в нем (ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ):
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 6)В целях повышения качества взаимодействия граждан и организаций с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями, осуществляющими публично значимые функции, и их должностными лицами стартовал эксперимент по использованию федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные сообщения и обращения. Однако сообщения, направляемые гражданами и юридическими лицами с использованием Единого портала, не являются обращениями граждан в значении этого понятия, предусмотренного Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В любом случае внедрение новых информационных технологий определяют перспективы в использовании механизмов участия граждан в бюджетном процессе.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 6)В целях повышения качества взаимодействия граждан и организаций с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями, осуществляющими публично значимые функции, и их должностными лицами стартовал эксперимент по использованию федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные сообщения и обращения. Однако сообщения, направляемые гражданами и юридическими лицами с использованием Единого портала, не являются обращениями граждан в значении этого понятия, предусмотренного Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В любом случае внедрение новых информационных технологий определяют перспективы в использовании механизмов участия граждан в бюджетном процессе.
Статья: Порядок отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По мнению Конституционного Суда РФ, КоАП РФ не предусматривает возможность отказа в возбуждении дела в иной форме, в том числе в форме письменного ответа, направляемого заявителю по правилам Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По мнению Конституционного Суда РФ, КоАП РФ не предусматривает возможность отказа в возбуждении дела в иной форме, в том числе в форме письменного ответа, направляемого заявителю по правилам Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статья: Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Подобная же ситуация произошла в Челябинской области. Так, к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ был привлечен начальник цеха обслуживания населения N 510 акционерного общества "Трансэнерго" за не рассмотренное в установленные сроки обращение гражданки по вопросу установки железных сеток на подвальные окна дома. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу начальника цеха, удовлетворил ее и отметил, что акционерное общество "Трансэнерго" является юридическим лицом, основной целью деятельности которого согласно уставу является извлечение прибыли. Рассматриваемый случай носит гражданско-правовой характер и не свидетельствует об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на него не распространяются даже в случае, если юридическое лицо создано публично-правовым образованием <6>.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Подобная же ситуация произошла в Челябинской области. Так, к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ был привлечен начальник цеха обслуживания населения N 510 акционерного общества "Трансэнерго" за не рассмотренное в установленные сроки обращение гражданки по вопросу установки железных сеток на подвальные окна дома. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу начальника цеха, удовлетворил ее и отметил, что акционерное общество "Трансэнерго" является юридическим лицом, основной целью деятельности которого согласно уставу является извлечение прибыли. Рассматриваемый случай носит гражданско-правовой характер и не свидетельствует об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на него не распространяются даже в случае, если юридическое лицо создано публично-правовым образованием <6>.
Вопрос: Работник написал на имя руководителя организации заявление, в котором просит отменить выговор. Обязан ли работодатель предоставить работнику письменный ответ на данное обращение?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) его положения распространяются только на правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Аналогичный порядок рассмотрения обращений применяется также иными юридическими лицами и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции (ч. 4 ст. 1 Закона N 59-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) его положения распространяются только на правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Аналогичный порядок рассмотрения обращений применяется также иными юридическими лицами и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции (ч. 4 ст. 1 Закона N 59-ФЗ).
Вопрос: О представлении документов, информации и материалов при проведении контрольных мероприятий в рамках внутреннего государственного финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 02-09-10/61439)В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 02-09-10/61439)В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Вопрос: Об органах, рассматривающих дела об административных правонарушениях в связи с нецелевым использованием средств ОМС.
(Письмо Минфина России от 04.07.2024 N 02-09-10/62577)В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
(Письмо Минфина России от 04.07.2024 N 02-09-10/62577)В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.