5/39 КоАП РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу 5/39 КоАП РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за отказ в предоставлении информации адвокату
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 6.1 Закона об адвокатуре, ст. 5.39 КоАП РФ, Требования к адвокатскому запросу
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 6.1 Закона об адвокатуре, ст. 5.39 КоАП РФ, Требования к адвокатскому запросу
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязана ли коммерческая организация представлять по запросу адвоката персональные данные физлиц? Какие сведения организация имеет право не представлять адвокату? Если в запросе несколько вопросов, а ответы представлены только на часть, имеется ли в действиях организации состав правонарушения по ст. 5.39 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Обязана ли коммерческая организация представлять по запросу адвоката персональные данные физлиц? Какие сведения организация имеет право не представлять адвокату? Если в запросе несколько вопросов, а ответы представлены только на часть, имеется ли в действиях организации состав правонарушения по ст. 5.39 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Обязана ли коммерческая организация представлять по запросу адвоката персональные данные физлиц? Какие сведения организация имеет право не представлять адвокату? Если в запросе несколько вопросов, а ответы представлены только на часть, имеется ли в действиях организации состав правонарушения по ст. 5.39 КоАП РФ?
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отношении нарушений, выраженных в отказе в предоставлении информации (ст. 5.39 КоАП РФ) или нарушении законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 5.63 КоАП РФ), ст. 5.59 КоАП РФ не применяется.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отношении нарушений, выраженных в отказе в предоставлении информации (ст. 5.39 КоАП РФ) или нарушении законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 5.63 КоАП РФ), ст. 5.59 КоАП РФ не применяется.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
Статья: Проблемы правоприменения по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов прокуратуры при рассмотрении обращений
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Так, административный истец обратилась в суд с требованиями о признании незаконными действий прокуратуры г. Верхней Пышмы Свердловской области при рассмотрении ее заявления о привлечении к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ председателя правления садового некоммерческого товарищества за отказ представить сведения о деятельности товарищества. Прокуратурой заявителю направлен ответ об отсутствии оснований для принятия мер реагирования и разъяснена возможность самостоятельно добиваться защиты своих прав в судебном порядке. По результатам рассмотрения заявления (дело N 2А-748/2021) суд пришел к выводу, что обращение рассмотрено в установленном порядке, заявителю дан мотивированный ответ, а несогласие истца с ответом не свидетельствует о неправомерном бездействии прокурора, которым вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Однако суд апелляционной инстанции, отменяя это судебное решение и признавая незаконным бездействие прокуратуры г. Верхней Пышмы, указал, что должностными лицами прокуратуры города до заявителя не доведена информация о вынесении указанного определения, что лишило заявителя возможности своевременно его обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Так, административный истец обратилась в суд с требованиями о признании незаконными действий прокуратуры г. Верхней Пышмы Свердловской области при рассмотрении ее заявления о привлечении к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ председателя правления садового некоммерческого товарищества за отказ представить сведения о деятельности товарищества. Прокуратурой заявителю направлен ответ об отсутствии оснований для принятия мер реагирования и разъяснена возможность самостоятельно добиваться защиты своих прав в судебном порядке. По результатам рассмотрения заявления (дело N 2А-748/2021) суд пришел к выводу, что обращение рассмотрено в установленном порядке, заявителю дан мотивированный ответ, а несогласие истца с ответом не свидетельствует о неправомерном бездействии прокурора, которым вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Однако суд апелляционной инстанции, отменяя это судебное решение и признавая незаконным бездействие прокуратуры г. Верхней Пышмы, указал, что должностными лицами прокуратуры города до заявителя не доведена информация о вынесении указанного определения, что лишило заявителя возможности своевременно его обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной (ст. 5.39, 13.11, 13.14 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 137, 140, 272 УК РФ) в порядке, установленном федеральными законами.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной (ст. 5.39, 13.11, 13.14 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 137, 140, 272 УК РФ) в порядке, установленном федеральными законами.
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)А.Г. Гулик предлагает в отношении работы с обращениями граждан, являющихся стороной исполнительного производства, применять Закон об исполнительном производстве и ст. 5.39 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за отказ в предоставлении информации, а в отношении работы с обращениями иных граждан - Федеральный закон N 59-ФЗ и ст. 5.59 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан <37>. Такое решение представляется вполне обоснованным и соответствует правовому подходу Конституционного Суда РФ <38>.
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)А.Г. Гулик предлагает в отношении работы с обращениями граждан, являющихся стороной исполнительного производства, применять Закон об исполнительном производстве и ст. 5.39 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за отказ в предоставлении информации, а в отношении работы с обращениями иных граждан - Федеральный закон N 59-ФЗ и ст. 5.59 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан <37>. Такое решение представляется вполне обоснованным и соответствует правовому подходу Конституционного Суда РФ <38>.
Последние изменения: Ответственность за нарушение требований о защите персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)Должностному лицу за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации грозит штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.39 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Должностному лицу за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации грозит штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.39 КоАП РФ).
Статья: Особенности защиты профессионального права на получение сведений, необходимых для оказания юридической помощи, по адвокатскому запросу
(Бурлаченко А.С.)
("Адвокатская практика", 2024, N 1)Таким образом, законодательством был определен и механизм защиты права на адвокатский запрос. Однако надо обратить внимание, что законодательство отнесло защиту специального, профессионального права на адвокатский запрос к общей норме материального права, регулирующей защиту права на обращение граждан. Скачкова О.С. в своей статье "К вопросу о проблемах применения адвокатского запроса" <4> указывает, что "законодатель предусмотрел все возможное, чтобы использование адвокатского запроса для сбора информации в целях реализации функций защиты фактически было невозможно либо лишено смысла. Так, представляется, что в настоящее время адвокату для получения информации гораздо удобнее использовать институт обращения граждан (к примеру, направляя запрос от имени доверителя), так как юридическая сила обращений граждан, а также сроки их рассмотрения и ответственности за уклонение от ответа такие же, как у адвокатского запроса, а уровень ответственности за разглашение информации, доступ к которой является ограниченным, намного меньше". В данном случае автор вынужден согласиться с мнением Скачковой О.С., так как законодатель фактически отождествил механизм защиты специального права на адвокатский запрос с общим юридическим механизмом защиты права на обращение граждан, уравняв специального субъекта (адвоката) с обычным гражданином как в диспозиции, так и в санкции ст. 5.39 КоАП РФ.
(Бурлаченко А.С.)
("Адвокатская практика", 2024, N 1)Таким образом, законодательством был определен и механизм защиты права на адвокатский запрос. Однако надо обратить внимание, что законодательство отнесло защиту специального, профессионального права на адвокатский запрос к общей норме материального права, регулирующей защиту права на обращение граждан. Скачкова О.С. в своей статье "К вопросу о проблемах применения адвокатского запроса" <4> указывает, что "законодатель предусмотрел все возможное, чтобы использование адвокатского запроса для сбора информации в целях реализации функций защиты фактически было невозможно либо лишено смысла. Так, представляется, что в настоящее время адвокату для получения информации гораздо удобнее использовать институт обращения граждан (к примеру, направляя запрос от имени доверителя), так как юридическая сила обращений граждан, а также сроки их рассмотрения и ответственности за уклонение от ответа такие же, как у адвокатского запроса, а уровень ответственности за разглашение информации, доступ к которой является ограниченным, намного меньше". В данном случае автор вынужден согласиться с мнением Скачковой О.С., так как законодатель фактически отождествил механизм защиты специального права на адвокатский запрос с общим юридическим механизмом защиты права на обращение граждан, уравняв специального субъекта (адвоката) с обычным гражданином как в диспозиции, так и в санкции ст. 5.39 КоАП РФ.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной (ст. 5.39, 13.11, 13.14 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 137, 140, 272 УК РФ) в порядке, установленном федеральными законами.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной (ст. 5.39, 13.11, 13.14 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 137, 140, 272 УК РФ) в порядке, установленном федеральными законами.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. Определением первого заместителя Генерального прокурора РФ от 30.09.2015 было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по обращениям главного редактора СМИ в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. Определением первого заместителя Генерального прокурора РФ от 30.09.2015 было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по обращениям главного редактора СМИ в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" за неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 1 Закона N 160-ФЗ).
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" за неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 1 Закона N 160-ФЗ).
Статья: Защита прав субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого имущества
(Семенидо Д.А.)
("Законность", 2021, N 3)Кроме того, в связи с тем, что установленный п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона срок исполнения обязанности публичным собственником конкретизирован, при проведении проверки оценке подлежат действия должностных лиц с точки зрения наличия признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ.
(Семенидо Д.А.)
("Законность", 2021, N 3)Кроме того, в связи с тем, что установленный п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона срок исполнения обязанности публичным собственником конкретизирован, при проведении проверки оценке подлежат действия должностных лиц с точки зрения наличия признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, а также несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей (ст. 5.39 КоАП РФ).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, а также несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей (ст. 5.39 КоАП РФ).