44 ужт
Подборка наиболее важных документов по запросу 44 ужт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: юридико-техническая оценка
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Рассмотренное выше не является редким исключением. Статья 119 УЖДТ РФ включает около десяти достаточно самостоятельных элементов. Поскольку указанная статья определяет правила составления документов строгой формы, то ошибки прочтения и понимания, вызванные отсутствием опыта и необходимого профессионализма, могут иметь критическое значение. Не существует разумных доводов и в пользу соединения в пределах одной статьи правил составления с порядком разрешения споров при отказе от составления коммерческих и иных актов. Известным отрицательным рекордом можно считать ст. 39, 44, 120 УЖДТ РФ - более 150 стандартных строк в каждой! Части 11 - 19 ст. 39 внесены в УЖДТ РФ в 2014 г., то есть российский законодатель предпочел не упрощение структуры, но выбрал путь дальнейшего расширения.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Рассмотренное выше не является редким исключением. Статья 119 УЖДТ РФ включает около десяти достаточно самостоятельных элементов. Поскольку указанная статья определяет правила составления документов строгой формы, то ошибки прочтения и понимания, вызванные отсутствием опыта и необходимого профессионализма, могут иметь критическое значение. Не существует разумных доводов и в пользу соединения в пределах одной статьи правил составления с порядком разрешения споров при отказе от составления коммерческих и иных актов. Известным отрицательным рекордом можно считать ст. 39, 44, 120 УЖДТ РФ - более 150 стандартных строк в каждой! Части 11 - 19 ст. 39 внесены в УЖДТ РФ в 2014 г., то есть российский законодатель предпочел не упрощение структуры, но выбрал путь дальнейшего расширения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 44. После выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 44. После выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Вопрос: ...Перевозчик обнаружил в вагоне, который был передан ему после выгрузки грузополучателем, грязь. Перевозчик обратился к грузополучателю с требованием выплатить штраф за неочистку вагона. Грузополучатель отказал в выплате штрафа, ссылаясь на то, что грязь уже была в вагоне до того, как ему был отправлен груз. Должен ли грузополучатель выплатить штраф за неочистку вагона?
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2009)Согласно ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры, в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2009)Согласно ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры, в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Вопрос: ...Разъясните порядок применения платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования вне перевозочного процесса и начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в течение времени задержки вагонов в пути следования, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки.
("Официальный сайт ФАС России", 2017)Ответ: Статьей 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что владелец вагонов вносит плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса за все время нахождения порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования по истечении двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах общего пользования или двенадцати часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на железнодорожные пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов. Если в течение трех суток с момента выгрузки грузов из вагонов или 2017-12737(5) подачи порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования владелец вагонов не обеспечил уборку таких вагонов с мест общего пользования либо не обеспечил в установленном порядке предъявление таких вагонов для перевозки, плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса взимается в пятикратном размере за каждые последующие сутки после истечения третьих суток с момента выгрузки грузов из вагонов или с момента подачи порожних вагонов на железнодорожные пути общего пользования. Учитывая, что первые сутки не включаются в расчет оплачиваемого времени, плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования вне перевозочного процесса взимается в пятикратном размере только после истечения трех оплачиваемых суток. Таким образом, за предоставление железнодорожных путей общего пользования вне перевозочного процесса плата взимается в пятикратном размере после истечения третьих оплачиваемых суток. Обращаем внимание, что взимание платы, предусмотренной пунктом 3.3 и таблицей N 3 Тарифного руководства, являющегося приложением к Приказу ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, осуществляется исключительно после истечения сроков, предусмотренных статьей 44 Устава, плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса начисляется за время, не учитывающее: - первые 24 часа с момента выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах общего пользования; - первые 12 часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на железнодорожные пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов). По вопросу начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, сообщаем. В соответствии со статьей 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Таким образом, плата за задержку вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема железнодорожной станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, начисляется в течение всего времени задержки вагонов в пути следования.
("Официальный сайт ФАС России", 2017)Ответ: Статьей 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что владелец вагонов вносит плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса за все время нахождения порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования по истечении двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах общего пользования или двенадцати часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на железнодорожные пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов. Если в течение трех суток с момента выгрузки грузов из вагонов или 2017-12737(5) подачи порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования владелец вагонов не обеспечил уборку таких вагонов с мест общего пользования либо не обеспечил в установленном порядке предъявление таких вагонов для перевозки, плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса взимается в пятикратном размере за каждые последующие сутки после истечения третьих суток с момента выгрузки грузов из вагонов или с момента подачи порожних вагонов на железнодорожные пути общего пользования. Учитывая, что первые сутки не включаются в расчет оплачиваемого времени, плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования вне перевозочного процесса взимается в пятикратном размере только после истечения трех оплачиваемых суток. Таким образом, за предоставление железнодорожных путей общего пользования вне перевозочного процесса плата взимается в пятикратном размере после истечения третьих оплачиваемых суток. Обращаем внимание, что взимание платы, предусмотренной пунктом 3.3 и таблицей N 3 Тарифного руководства, являющегося приложением к Приказу ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, осуществляется исключительно после истечения сроков, предусмотренных статьей 44 Устава, плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса начисляется за время, не учитывающее: - первые 24 часа с момента выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах общего пользования; - первые 12 часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на железнодорожные пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов). По вопросу начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, сообщаем. В соответствии со статьей 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Таким образом, плата за задержку вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема железнодорожной станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, начисляется в течение всего времени задержки вагонов в пути следования.
Статья: Правовое регулирование транспортной деятельности (лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право")
(Вайпан В.А.)
("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2012, N 3)На железнодорожном транспорте действует правило о том, что работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон (ст. 10 УЖТ РФ). Железнодорожный перевозчик по отдельному договору с грузополучателем может принимать участие в проверке состояния грузов, их массы, количества мест в тех случаях, когда такая проверка не входит в его обязанности (ст. 41 УЖТ), а также оказывать на договорной основе услуги по промывке вагонов при отсутствии у грузополучателей таких возможностей (ст. 44 УЖТ).
(Вайпан В.А.)
("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2012, N 3)На железнодорожном транспорте действует правило о том, что работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон (ст. 10 УЖТ РФ). Железнодорожный перевозчик по отдельному договору с грузополучателем может принимать участие в проверке состояния грузов, их массы, количества мест в тех случаях, когда такая проверка не входит в его обязанности (ст. 41 УЖТ), а также оказывать на договорной основе услуги по промывке вагонов при отсутствии у грузополучателей таких возможностей (ст. 44 УЖТ).
Вопрос: Железнодорожный перевозчик обратился к грузополучателю, осуществившему выгрузку груза, с требованием об уплате штрафа за неочистку цистерны и привел в качестве доказательства обоснованности своих претензий акт о недосливе цистерны, обнаруженном на промывочно-пропарочной станции. Правомерно ли требование перевозчика, если в акте о недосливе цистерны отсутствует подпись бригадира, но прочие требования к оформлению данного акта соблюдены?
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2011)Согласно ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры, в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2011)Согласно ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры, в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
"Транспортное право: Правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта: Монография"
(Гречуха В.Н.)
("Юстиция", 2016)Она возлагается как на грузополучателя, так и на перевозчика. В качестве санкции предусмотрен штраф в размере 45, 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер. Но если грузополучатель несет ответственность за неисполнение предусмотренных ст. 44 УЖТ обязанностей по очистке вагонов, контейнеров, снятию приспособлений для креплений, приведению в исправное техническое состояние инвентарных приспособлений для крепления без каких-либо условий, то на перевозчика такая ответственность возлагается только за неочистку поданных им грузоотправителю под погрузку порожних вагонов, контейнеров и только в случае его согласия на такую подачу (ст. 103 УЖТ). В случае же, если перевозчиком поданы с согласия грузоотправителя под погрузку порожние неочищенные вагоны, контейнеры, вагоны с открытыми люками, дверьми, неснятыми приспособлениями для крепления грузов, перевозчик должен возместить грузоотправителю лишь затраты на выполненные им соответствующие работы.
(Гречуха В.Н.)
("Юстиция", 2016)Она возлагается как на грузополучателя, так и на перевозчика. В качестве санкции предусмотрен штраф в размере 45, 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер. Но если грузополучатель несет ответственность за неисполнение предусмотренных ст. 44 УЖТ обязанностей по очистке вагонов, контейнеров, снятию приспособлений для креплений, приведению в исправное техническое состояние инвентарных приспособлений для крепления без каких-либо условий, то на перевозчика такая ответственность возлагается только за неочистку поданных им грузоотправителю под погрузку порожних вагонов, контейнеров и только в случае его согласия на такую подачу (ст. 103 УЖТ). В случае же, если перевозчиком поданы с согласия грузоотправителя под погрузку порожние неочищенные вагоны, контейнеры, вагоны с открытыми люками, дверьми, неснятыми приспособлениями для крепления грузов, перевозчик должен возместить грузоотправителю лишь затраты на выполненные им соответствующие работы.
"Обзор практики рассмотрения дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ"
(Карасева С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Считая, что наличие остатков груза в переданных ОАО "Д" порожних вагонах повлекло нарушение ст. 44 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", ОАО "РЖД" направило в его адрес претензию с предложением уплатить штраф в соответствии со ст. 103 УЖТ. ОАО "Д" штраф не уплатило.
(Карасева С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Считая, что наличие остатков груза в переданных ОАО "Д" порожних вагонах повлекло нарушение ст. 44 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", ОАО "РЖД" направило в его адрес претензию с предложением уплатить штраф в соответствии со ст. 103 УЖТ. ОАО "Д" штраф не уплатило.
Статья: Ответственность за нарушение обязательства железнодорожной перевозки грузов
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2004, N 4)Ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, а также владельцев инфраструктур и пассажиров посвящена глава VII УЖДТ РФ. Вместе с тем нормы об ответственности содержатся в ст. ст. 10, 19, 27, 29, 30, 32, 33, 44, 47, 64 УЖДТ РФ.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2004, N 4)Ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, а также владельцев инфраструктур и пассажиров посвящена глава VII УЖДТ РФ. Вместе с тем нормы об ответственности содержатся в ст. ст. 10, 19, 27, 29, 30, 32, 33, 44, 47, 64 УЖДТ РФ.
Статья: Ответственность перевозчика за нарушение обязательств железнодорожной перевозки грузов
(Боровик И.)
("Транспортное право", 2005, N 4)Ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей посвящена гл. VII УЖДТ РФ, и также нормы об ответственности содержатся в ст. 10, 19, 27, 29, 30, 32, 33, 44, 47, 64 УЖДТ РФ.
(Боровик И.)
("Транспортное право", 2005, N 4)Ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей посвящена гл. VII УЖДТ РФ, и также нормы об ответственности содержатся в ст. 10, 19, 27, 29, 30, 32, 33, 44, 47, 64 УЖДТ РФ.
Статья: Ответственность перевозчика за нарушение обязательств железнодорожной перевозки грузов
(Боровик И.)
("Транспортное право", 2007, N 1)Ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей посвящена гл. VII УЖДТ РФ, а также нормы об ответственности содержатся в ст. ст. 10, 19, 27, 29, 30, 32, 33, 44, 47, 64 УЖДТ РФ.
(Боровик И.)
("Транспортное право", 2007, N 1)Ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей посвящена гл. VII УЖДТ РФ, а также нормы об ответственности содержатся в ст. ст. 10, 19, 27, 29, 30, 32, 33, 44, 47, 64 УЖДТ РФ.
Статья: Правовое регулирование транспортной деятельности
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2012, N 6)На железнодорожном транспорте действует правило о том, что работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон (ст. 10 УЖТ РФ). Железнодорожный перевозчик по отдельному договору с грузополучателем может принимать участие в проверке состояния грузов, их массы, количества мест в тех случаях, когда такая проверка не входит в его обязанности (ст. 41 УЖТ РФ), а также оказывать на договорной основе услуги по промывке вагонов при отсутствии у грузополучателей таких возможностей (ст. 44 УЖТ РФ).
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2012, N 6)На железнодорожном транспорте действует правило о том, что работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон (ст. 10 УЖТ РФ). Железнодорожный перевозчик по отдельному договору с грузополучателем может принимать участие в проверке состояния грузов, их массы, количества мест в тех случаях, когда такая проверка не входит в его обязанности (ст. 41 УЖТ РФ), а также оказывать на договорной основе услуги по промывке вагонов при отсутствии у грузополучателей таких возможностей (ст. 44 УЖТ РФ).