44 фз неустойка коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу 44 фз неустойка коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, когда Правила списания неустоек N 783 допускают их списание по неисполненным обязательствам, полагаем, сумму неустойки следует рассчитывать исходя из ключевой ставки, действующей на дату списания, поскольку фактически такую дату можно приравнять к дате уплаты неустойки (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, когда Правила списания неустоек N 783 допускают их списание по неисполненным обязательствам, полагаем, сумму неустойки следует рассчитывать исходя из ключевой ставки, действующей на дату списания, поскольку фактически такую дату можно приравнять к дате уплаты неустойки (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если сторона контракта докажет, что нарушение произошло из-за непреодолимой силы, она освобождается от уплаты неустойки (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, если нарушение произошло из-за распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в РФ и (или) в иностранных государствах для предотвращения ее распространения, поставщик вправе ссылаться на это как на основание, освобождающее от ответственности (п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если сторона контракта докажет, что нарушение произошло из-за непреодолимой силы, она освобождается от уплаты неустойки (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, если нарушение произошло из-за распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в РФ и (или) в иностранных государствах для предотвращения ее распространения, поставщик вправе ссылаться на это как на основание, освобождающее от ответственности (п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)9. Исполнение обязательств и другие юридические вопросы в связи с коронавирусом
(КонсультантПлюс, 2025)9. Исполнение обязательств и другие юридические вопросы в связи с коронавирусом
<Письмо> Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020
"О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV"Таким образом, в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.
"О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV"Таким образом, в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)<1> О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (постатейный) / Под ред. Б.Е. Кошелюка. М.: Проспект, 2019.
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)<1> О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (постатейный) / Под ред. Б.Е. Кошелюка. М.: Проспект, 2019.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Таким образом, общее правило гражданско-правовой ответственности, сформулированное в ст. 401 ГК РФ, носит диспозитивный характер и может быть изменено договором или законом. Так, ч. 9 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ устанавливает специальное правило о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Указанное императивное предписание устанавливает отличные от общепринятых основания освобождения стороны контракта от ответственности.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Таким образом, общее правило гражданско-правовой ответственности, сформулированное в ст. 401 ГК РФ, носит диспозитивный характер и может быть изменено договором или законом. Так, ч. 9 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ устанавливает специальное правило о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Указанное императивное предписание устанавливает отличные от общепринятых основания освобождения стороны контракта от ответственности.
Готовое решение: Как участникам закупок по Закону N 44-ФЗ действовать в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Если заказчик не идет вам навстречу и изменить или расторгнуть контракт по соглашению не получается, продолжайте исполнять контракт, насколько это возможно. При нарушениях по контракту вы освобождаетесь от уплаты неустойки, если докажете, что нарушения вызваны обстоятельствами непреодолимой силы (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такими обстоятельствами могут быть не только распространение коронавирусной инфекции и принимаемые в связи с этим меры на территории РФ, но и аналогичные меры, принятые в других странах (см. п. 3 совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020). Вместе с тем, по мнению Верховного Суда РФ, признание распространения данной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным. Оно зависит от типа и условий деятельности организации, от региона, где она действует. Поэтому, устанавливая наличие непреодолимой силы, учитывайте конкретные обстоятельства.
(КонсультантПлюс, 2022)Если заказчик не идет вам навстречу и изменить или расторгнуть контракт по соглашению не получается, продолжайте исполнять контракт, насколько это возможно. При нарушениях по контракту вы освобождаетесь от уплаты неустойки, если докажете, что нарушения вызваны обстоятельствами непреодолимой силы (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такими обстоятельствами могут быть не только распространение коронавирусной инфекции и принимаемые в связи с этим меры на территории РФ, но и аналогичные меры, принятые в других странах (см. п. 3 совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020). Вместе с тем, по мнению Верховного Суда РФ, признание распространения данной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным. Оно зависит от типа и условий деятельности организации, от региона, где она действует. Поэтому, устанавливая наличие непреодолимой силы, учитывайте конкретные обстоятельства.
Готовое решение: Какие последствия влечет форс-мажор при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)стороны контракта освобождаются от уплаты неустойки, если докажут, что нарушение произошло из-за форс-мажора (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, на форс-мажор может ссылаться поставщик, если он не исполнил контракт из-за принятых в стране или за рубежом мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (см. п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). По мнению Верховного Суда РФ, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным. Оно зависит от типа и условий деятельности организации, от региона, где она действует. Поэтому, устанавливая наличие непреодолимой силы, учитывайте конкретные обстоятельства;
(КонсультантПлюс, 2025)стороны контракта освобождаются от уплаты неустойки, если докажут, что нарушение произошло из-за форс-мажора (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, на форс-мажор может ссылаться поставщик, если он не исполнил контракт из-за принятых в стране или за рубежом мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (см. п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). По мнению Верховного Суда РФ, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным. Оно зависит от типа и условий деятельности организации, от региона, где она действует. Поэтому, устанавливая наличие непреодолимой силы, учитывайте конкретные обстоятельства;
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Подпункт "а" п. 3 Правил списания неустоек (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2020 года N 591) в совокупности с ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ предусматривает списание неустоек, начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. Применение этого основания списания неустойки, начисленной в 2020 году, не требует подтверждения от поставщика невозможности исполнения обязательства в связи с распространением коронавирусной инфекции.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Подпункт "а" п. 3 Правил списания неустоек (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2020 года N 591) в совокупности с ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ предусматривает списание неустоек, начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. Применение этого основания списания неустойки, начисленной в 2020 году, не требует подтверждения от поставщика невозможности исполнения обязательства в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Готовое решение: Как действовать заказчику по Закону N 44-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Уже после заключения направьте вашему контрольному органу в сфере закупок копию контракта, уведомление и обоснование его заключения. У вас есть на это один рабочий день (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2022)Уже после заключения направьте вашему контрольному органу в сфере закупок копию контракта, уведомление и обоснование его заключения. У вас есть на это один рабочий день (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).