44 фз малоимущими
Подборка наиболее важных документов по запросу 44 фз малоимущими (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 N 88-35876/2024 (УИД 50RS0015-01-2022-006998-48)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: 1) О выселении, признании утратившим право пользования; 2) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Истец указал, что основания для сохранения за ответчиком спорного жилого помещения с учетом прекращения трудовых отношений отсутствуют.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований к Н.Н., П. суд, руководствуясь Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", исходил из того, что Н.Н. была вселена в спорное жилое помещение в качестве члена семьи М., в настоящее время Н.Н. обратилась в администрацию с заявлением о признании ее семьи малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исходя из представленных в дело доказательств Н.Н. и члены ее семьи (супруг, дочь) имеют право состоять на указанном учете, в связи с чем пришел с чем пришел к выводу, что оснований для выселения Н.Н. и П. из спорной квартиры не имеется. Кроме того, суд указал, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с указанными в требованиями в отношении Н.Н. и П., поскольку М. в трудовых отношениях с ФГБУ "Санаторий работников органов прокуратуры РФ "Истра" не состоит с ДД.ММ.ГГГГ г., Н.Н. достигла совершеннолетнего возраста в ДД.ММ.ГГГГ г. и до ДД.ММ.ГГГГ г. с истцом в трудовых отношениях также не состояла, однако до обращения в суд с настоящим иском 14 ноября 2022 г. истец с требованиями о выселении из спорной квартиры к ответчикам не обращался.
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: 1) О выселении, признании утратившим право пользования; 2) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Истец указал, что основания для сохранения за ответчиком спорного жилого помещения с учетом прекращения трудовых отношений отсутствуют.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований к Н.Н., П. суд, руководствуясь Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", исходил из того, что Н.Н. была вселена в спорное жилое помещение в качестве члена семьи М., в настоящее время Н.Н. обратилась в администрацию с заявлением о признании ее семьи малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исходя из представленных в дело доказательств Н.Н. и члены ее семьи (супруг, дочь) имеют право состоять на указанном учете, в связи с чем пришел с чем пришел к выводу, что оснований для выселения Н.Н. и П. из спорной квартиры не имеется. Кроме того, суд указал, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с указанными в требованиями в отношении Н.Н. и П., поскольку М. в трудовых отношениях с ФГБУ "Санаторий работников органов прокуратуры РФ "Истра" не состоит с ДД.ММ.ГГГГ г., Н.Н. достигла совершеннолетнего возраста в ДД.ММ.ГГГГ г. и до ДД.ММ.ГГГГ г. с истцом в трудовых отношениях также не состояла, однако до обращения в суд с настоящим иском 14 ноября 2022 г. истец с требованиями о выселении из спорной квартиры к ответчикам не обращался.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового регулирования признания граждан малоимущими для целей жилищного и социального обеспечения в Российской Федерации
(Плехотко К.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Закон N 44-ФЗ) <1> определяет порядок наделения гражданина статусом малоимущего. На основании Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" <2> (далее - Постановление Правительства N 512) определяется, какие средства, получаемые гражданином, принимаются к расчету среднедушевого дохода, а какие - нет. Как мы видим, государство вводит единый порядок расчета доходов граждан в целях отнесения их к категории малоимущих для оказания социальной поддержки.
(Плехотко К.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Закон N 44-ФЗ) <1> определяет порядок наделения гражданина статусом малоимущего. На основании Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" <2> (далее - Постановление Правительства N 512) определяется, какие средства, получаемые гражданином, принимаются к расчету среднедушевого дохода, а какие - нет. Как мы видим, государство вводит единый порядок расчета доходов граждан в целях отнесения их к категории малоимущих для оказания социальной поддержки.
Ситуация: Какие категории граждан относятся к числу социально незащищенных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям. Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите. Для отнесения к данной категории уровень дохода (среднедушевого дохода) гражданина, как правило, не имеет значения, важен определенный социальный статус лица - пенсионер, инвалид, сирота и т.д. Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. 1, ч. 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям. Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите. Для отнесения к данной категории уровень дохода (среднедушевого дохода) гражданина, как правило, не имеет значения, важен определенный социальный статус лица - пенсионер, инвалид, сирота и т.д. Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. 1, ч. 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Из подлежащих применению к отношениям сторон, в частности положений статьи 3, части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", части третьей статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержке материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что их среднедушевой доход ниже определенной величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, и направлено на поддержание уровня жизни этих семей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Из подлежащих применению к отношениям сторон, в частности положений статьи 3, части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", части третьей статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержке материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что их среднедушевой доход ниже определенной величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, и направлено на поддержание уровня жизни этих семей.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)При этом суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", Указа Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199, постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (далее - постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512), Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, нормативных правовых актов ЕАО, в частности закона Еврейской автономной области от 30 марта 2020 г. N 534-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Еврейской автономной области", Порядка учета и исчисления размера среднедушевого дохода семьи для получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 апреля 2020 г. N 100-пп.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)При этом суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", Указа Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199, постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (далее - постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512), Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, нормативных правовых актов ЕАО, в частности закона Еврейской автономной области от 30 марта 2020 г. N 534-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Еврейской автономной области", Порядка учета и исчисления размера среднедушевого дохода семьи для получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 апреля 2020 г. N 100-пп.
Статья: Алименты как составляющая системы социальной поддержки и защиты малообеспеченных (малоимущих) категорий граждан
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Так, на основании ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" <7> (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Поэтому если у лица есть родственники или свойственники, которые в силу закона обязаны материально его поддерживать, такое лицо не сможет приобрести статус малоимущего гражданина. Чаще этот термин используется для определения малоимущей именно семьи в целом, а не отдельно взятого ее члена.
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Так, на основании ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" <7> (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Поэтому если у лица есть родственники или свойственники, которые в силу закона обязаны материально его поддерживать, такое лицо не сможет приобрести статус малоимущего гражданина. Чаще этот термин используется для определения малоимущей именно семьи в целом, а не отдельно взятого ее члена.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит результативности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта с точки зрения содействия занятости и снижения уровня бедности за 2024 год"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 7)<8> Статья 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 7)<8> Статья 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Статья: Совершенствование мер социальной поддержки семей, имеющих детей
(Ережипалиев Д.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что суд первой инстанции правомерно применил к спорным отношениям положения Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512, согласно п. 3 которого из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.
(Ережипалиев Д.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что суд первой инстанции правомерно применил к спорным отношениям положения Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512, согласно п. 3 которого из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи";
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи";
Статья: Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и др.
Ситуация: Как определить среднедушевой доход?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Семьи и одиноко проживающие граждане признаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи, если их среднедушевой доход, рассчитанный в установленном порядке, ниже величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ (далее также - региональный прожиточный минимум) (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. ст. 3, 7 Закона N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Семьи и одиноко проживающие граждане признаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи, если их среднедушевой доход, рассчитанный в установленном порядке, ниже величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ (далее также - региональный прожиточный минимум) (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. ст. 3, 7 Закона N 178-ФЗ).
Ситуация: В каком порядке гражданин или семья признаются малоимущими с целью получения государственной социальной помощи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для признания одиноко проживающего гражданина или семьи малоимущими в целях получения государственной социальной помощи рассчитывается в установленном порядке их доход (среднедушевой доход), который должен быть ниже величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ. Такая помощь назначается по заявлению об оказании государственной социальной помощи (далее - заявление), поданному в органы социальной защиты населения (Преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. ст. 1, 7, ч. 2, 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для признания одиноко проживающего гражданина или семьи малоимущими в целях получения государственной социальной помощи рассчитывается в установленном порядке их доход (среднедушевой доход), который должен быть ниже величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ. Такая помощь назначается по заявлению об оказании государственной социальной помощи (далее - заявление), поданному в органы социальной защиты населения (Преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. ст. 1, 7, ч. 2, 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Вопрос: Об учете компенсации родительской платы и самодекларированных доходов в среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина) и определении видов частной практики, приносящей доход.
(Письмо Минтруда России от 18.04.2024 N 27-3/10/В-6431)Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
(Письмо Минтруда России от 18.04.2024 N 27-3/10/В-6431)Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).