44-фз регулирует отношения
Подборка наиболее важных документов по запросу 44-фз регулирует отношения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 34 "Принцип эффективности использования бюджетных средств" БК РФЗакон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Сфера применения настоящего Федерального закона" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Однако апеллянт настаивает, что у него образовались убытки, возникшие из-за не заключения контракта с ним по результатам аукциона N 0318100015722000021. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что контракт по результатам электронного аукциона N 031810001572200002 был бы заключен именно с ним. Более того, заявка на участие в аукционе ООО "Энергоремсервис" не подавалась. Доказательств обратного материалы дела не содержат."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые коллизии, возникающие при формировании национальной системы финансовых и товарных индикаторов
(Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)1) сегмент бизнес-государству (B2G). Закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части осуществления закупок товаров, работ, услуг), а также закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Согласно данным с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок общая сумма договоров в рамках Федерального закона N 44-ФЗ составила 11,5 трлн рублей в 2022 году и 10,2 трлн рублей в 2023 году, общая сумма договоров в рамках Федерального закона N 223-ФЗ - 11,6 трлн рублей в 2022 году и 9,2 трлн рублей в 2023 году...
(Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)1) сегмент бизнес-государству (B2G). Закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части осуществления закупок товаров, работ, услуг), а также закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Согласно данным с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок общая сумма договоров в рамках Федерального закона N 44-ФЗ составила 11,5 трлн рублей в 2022 году и 10,2 трлн рублей в 2023 году, общая сумма договоров в рамках Федерального закона N 223-ФЗ - 11,6 трлн рублей в 2022 году и 9,2 трлн рублей в 2023 году...
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Приобретение товаров (работ, услуг) безвозмездно не является закупкой (в том числе закупкой малого объема) по смыслу Закона N 44-ФЗ, поскольку данный Закон регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств (Письмо Минфина России от 23.08.2017 N 24-02-07/54128).
(КонсультантПлюс, 2025)Приобретение товаров (работ, услуг) безвозмездно не является закупкой (в том числе закупкой малого объема) по смыслу Закона N 44-ФЗ, поскольку данный Закон регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств (Письмо Минфина России от 23.08.2017 N 24-02-07/54128).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции поддержал вывод аукционной комиссии о наличии конфликта интересов и отметил, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд состоит из Закона N 44-ФЗ, а также иных федеральных законов, регулирующих указанные отношения, в частности Закона N 135-ФЗ (часть 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции поддержал вывод аукционной комиссии о наличии конфликта интересов и отметил, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд состоит из Закона N 44-ФЗ, а также иных федеральных законов, регулирующих указанные отношения, в частности Закона N 135-ФЗ (часть 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Арбитражный суд назначает экспертизу по рассматриваемому делу в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ. Нормы Закона N 44-ФЗ при этом не применяются, поскольку не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом. Аналогичным образом осуществляется привлечение специалиста. Это следует из п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23.
(КонсультантПлюс, 2025)Арбитражный суд назначает экспертизу по рассматриваемому делу в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ. Нормы Закона N 44-ФЗ при этом не применяются, поскольку не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом. Аналогичным образом осуществляется привлечение специалиста. Это следует из п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В последнее десятилетие много внимания уделялось разработке оптимальных экономико-правовых механизмов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ранее действовал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - Закон 94-ФЗ). В названном Законе предусматривались способы и порядок размещения госзаказов, процедуры заключения договоров, получивших название государственного и муниципального контрактов, которые должны играть роль не только юридических актов как оснований возникновения договорных обязательств, но и как регуляторов конкретных экономических отношений. В связи с этим был принят новый Закон - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2> (далее - Закон 44-ФЗ), который вступил в своей основной части в силу с 1 января 2014 г. и заменил собой утративший силу Закон 94-ФЗ. Но многие положения, правовые формы и средства, содержавшиеся в Законе 94-ФЗ, сохранены в Законе 44-ФЗ. Если раньше в Законе 94-ФЗ регулируемые отношения трактовались как отношения по размещению государственного и муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, то теперь в Законе 44-ФЗ регулируемые отношения трактуются как закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Но как бы в законодательстве ни назывались эти отношения, их сущность от этого не меняется. Применительно к товарам это отношения по организации и осуществлению поставок товаров, предназначенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Эти отношения составляют сферу закупок и являются предметом регулирования по Закону 44-ФЗ. В то же время законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, Бюджетного кодекса РФ и включает в себя не только Закон 44-ФЗ, но и другие федеральные законы, регулирующие отношения по закупкам. Нормы права о закупках, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Закону 44-ФЗ, то есть ему придается приоритет в системе законодательства о закупках. К отношениям по закупкам применяются общие положения ГК РФ, а также специальные нормы, содержащиеся в § 4 главы 30 ГК РФ.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В последнее десятилетие много внимания уделялось разработке оптимальных экономико-правовых механизмов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ранее действовал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - Закон 94-ФЗ). В названном Законе предусматривались способы и порядок размещения госзаказов, процедуры заключения договоров, получивших название государственного и муниципального контрактов, которые должны играть роль не только юридических актов как оснований возникновения договорных обязательств, но и как регуляторов конкретных экономических отношений. В связи с этим был принят новый Закон - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2> (далее - Закон 44-ФЗ), который вступил в своей основной части в силу с 1 января 2014 г. и заменил собой утративший силу Закон 94-ФЗ. Но многие положения, правовые формы и средства, содержавшиеся в Законе 94-ФЗ, сохранены в Законе 44-ФЗ. Если раньше в Законе 94-ФЗ регулируемые отношения трактовались как отношения по размещению государственного и муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, то теперь в Законе 44-ФЗ регулируемые отношения трактуются как закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Но как бы в законодательстве ни назывались эти отношения, их сущность от этого не меняется. Применительно к товарам это отношения по организации и осуществлению поставок товаров, предназначенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Эти отношения составляют сферу закупок и являются предметом регулирования по Закону 44-ФЗ. В то же время законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, Бюджетного кодекса РФ и включает в себя не только Закон 44-ФЗ, но и другие федеральные законы, регулирующие отношения по закупкам. Нормы права о закупках, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Закону 44-ФЗ, то есть ему придается приоритет в системе законодательства о закупках. К отношениям по закупкам применяются общие положения ГК РФ, а также специальные нормы, содержащиеся в § 4 главы 30 ГК РФ.
Статья: Об определении понятия "контракт жизненного цикла" в российском законодательстве
(Димитриев Р.С.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)Интересно, что Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Как видим, в рамках КЖЦ осуществляется закупка готового товара или работы (в результате которой создается объект). Об услугах не говорится ничего.
(Димитриев Р.С.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)Интересно, что Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Как видим, в рамках КЖЦ осуществляется закупка готового товара или работы (в результате которой создается объект). Об услугах не говорится ничего.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ.
Статья: О применимости Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ при осуществлении закупки капитального ремонта автономным учреждением
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 1)В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на таких юридических лиц при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в п. 1 - 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 1)В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на таких юридических лиц при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в п. 1 - 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок.
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Что предпринять, если прокуратура запрашивает локальный акт учреждения, регулирующий отношения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Что предпринять, если прокуратура запрашивает локальный акт учреждения, регулирующий отношения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Статья: Правовое регулирование публичных закупок в России и Бразилии: виды закупок, обеспечение общественного интереса, способы закупок, ценовые пороги
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 9)Итак, в российских Законах о закупках отсутствует принцип обеспечения общественных интересов. Тем не менее этот принцип де-факто присутствует в российской системе государственных (муниципальных) закупок. Это выражается прежде всего в указании на сферу применения Закона N 44-ФЗ - этот Закон "регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг..." (ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Как мы понимаем, без учета общественных интересов, без удовлетворения общественных (публичных) нужд невозможно обеспечить государственные и муниципальные нужды <30>.
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 9)Итак, в российских Законах о закупках отсутствует принцип обеспечения общественных интересов. Тем не менее этот принцип де-факто присутствует в российской системе государственных (муниципальных) закупок. Это выражается прежде всего в указании на сферу применения Закона N 44-ФЗ - этот Закон "регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг..." (ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Как мы понимаем, без учета общественных интересов, без удовлетворения общественных (публичных) нужд невозможно обеспечить государственные и муниципальные нужды <30>.