44-фз дробление
Подборка наиболее важных документов по запросу 44-фз дробление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание недействительным государственного (муниципального) контракта в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...судебные инстанции заключили, что, хотя каждый из рассматриваемых муниципальных контрактов формально подпадал под действие пункта 4 части 1 статьи 93 Закона [N 44-ФЗ - ред.]... в совокупности контракты представляли собой единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными контрактами, исходя из их общей цели, выполнения одного и того же вида работ... интервала заключения...
(КонсультантПлюс, 2025)...судебные инстанции заключили, что, хотя каждый из рассматриваемых муниципальных контрактов формально подпадал под действие пункта 4 части 1 статьи 93 Закона [N 44-ФЗ - ред.]... в совокупности контракты представляли собой единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными контрактами, исходя из их общей цели, выполнения одного и того же вида работ... интервала заключения...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Принципы контрактной системы в сфере закупок" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Стоит отметить, что уклонение УМВД России по городу Севастополю от заключения контракта на поставку витрин по результатам проведения электронного аукциона путем "дробления" единой закупки общей стоимостью 864 тыс. руб. с целью заключения нескольких контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сумма каждого из которых не превышает 600 тыс. руб., является нарушением статей 6, 8, 17, 24, 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и влечет за собой ограничение конкуренции, а также исключает возможность свободного участия в их заключении иных поставщиков."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Допускается ли дробление закупок (контрактов) по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Допускается ли дробление закупок (контрактов) по Закону N 44-ФЗ
Нормативные акты
"Реестр коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности и функций Верховного Суда Российской Федерации"
(утв. приказом Верховного Суда РФ от 15.03.2024 N 3КД/9)Неприменение методов, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при определении и обосновании НМЦК.
(утв. приказом Верховного Суда РФ от 15.03.2024 N 3КД/9)Неприменение методов, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при определении и обосновании НМЦК.
Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Принимая во внимание, что денежные средства на выполнение спорных работ из областного бюджета были предоставлены по одному соглашению, учитывая единую цель выполнения работ по капитальному ремонту по всем оспариваемым контрактам, а также то, что сторонами контрактов являются одни и те же лица ("имеющие единый интерес на выполнение работ по капитальному ремонту здания у одного подрядчика") и контракты заключены в незначительный промежуток времени, суды пришли к законному, обоснованному выводу о том, что оспариваемые контракты по своей сути фактически образуют одну направленную на выполнение капитального ремонта сделку, искусственно раздробленную и оформленную пятью самостоятельными контрактами, сумма по каждому из которых не превышает предусмотренного Законом N 44-ФЗ ограничения. Это свидетельствует об их недействительности, поскольку приводит к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию в торгах на право заключения контракта.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Принимая во внимание, что денежные средства на выполнение спорных работ из областного бюджета были предоставлены по одному соглашению, учитывая единую цель выполнения работ по капитальному ремонту по всем оспариваемым контрактам, а также то, что сторонами контрактов являются одни и те же лица ("имеющие единый интерес на выполнение работ по капитальному ремонту здания у одного подрядчика") и контракты заключены в незначительный промежуток времени, суды пришли к законному, обоснованному выводу о том, что оспариваемые контракты по своей сути фактически образуют одну направленную на выполнение капитального ремонта сделку, искусственно раздробленную и оформленную пятью самостоятельными контрактами, сумма по каждому из которых не превышает предусмотренного Законом N 44-ФЗ ограничения. Это свидетельствует об их недействительности, поскольку приводит к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию в торгах на право заключения контракта.
Последние изменения: Закупки малого объема у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракты, заключенные по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в течение непродолжительного времени на поставку одноименных товаров, содержат идентичные условия, направлены на достижение единой хозяйственной цели, то они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения установленных в этом Законе ограничений.
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракты, заключенные по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в течение непродолжительного времени на поставку одноименных товаров, содержат идентичные условия, направлены на достижение единой хозяйственной цели, то они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения установленных в этом Законе ограничений.
Статья: Понятие и виды взаимосвязанных сделок, оспариваемых по правилам законодательства о банкротстве
(Кондратьев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Дробление сделок встречается в сфере государственных закупок, где статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <10> предусмотрена возможность заключения заказчиком контракта на сумму до 600 тыс. руб. без проведения торгов. Недобросовестные заказчики обходят это требование путем дробления единого договора на несколько, чтобы каждый из них не превышал лимит для закупки у единственного поставщика. Такие действия судами квалифицируются как нарушение требования законодательства именно со ссылкой на взаимосвязанность сделок <11>.
(Кондратьев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Дробление сделок встречается в сфере государственных закупок, где статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <10> предусмотрена возможность заключения заказчиком контракта на сумму до 600 тыс. руб. без проведения торгов. Недобросовестные заказчики обходят это требование путем дробления единого договора на несколько, чтобы каждый из них не превышал лимит для закупки у единственного поставщика. Такие действия судами квалифицируются как нарушение требования законодательства именно со ссылкой на взаимосвязанность сделок <11>.
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ проводить закупки с использованием единого агрегатора торговли "Березка"
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли в соответствии с Законом N 44-ФЗ дробить закупки при их проведении через ЕАТ "Березка"
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли в соответствии с Законом N 44-ФЗ дробить закупки при их проведении через ЕАТ "Березка"
Статья: При приобретении новогодних фигур суд не увидел дробления закупки
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)Согласно позиции прокурора при таких обстоятельствах заключение заказчиком трех контрактов на общую сумму 706 500,48 руб. является искусственным дроблением сделки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, что приводит к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию в торгах на право заключения контракта.
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)Согласно позиции прокурора при таких обстоятельствах заключение заказчиком трех контрактов на общую сумму 706 500,48 руб. является искусственным дроблением сделки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, что приводит к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию в торгах на право заключения контракта.
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Как следует из судебных актов, указал Верховный Суд, отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что заключенные муниципальным заказчиком и подрядчиком договоры подряда являются ничтожными сделками, заключены при злоупотреблении правом, в связи с чем выполненные в отсутствие заключенных в надлежащем порядке муниципальных контрактов работы не подлежат оплате. Суды заключили, что имеются основания для применения последствий злоупотребления правом, предусмотренных п. 2 ст. 10, п. 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суды установили, что строительные работы, выступающие предметом указанных договоров, идентичны; договоры образуют единую сделку на выполнение функционально и технологически взаимосвязанных работ, направленных на достижение общего полезного результата. Заказ на осуществление работ подлежал размещению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Суды отметили, что муниципальный заказчик осуществил искусственное дробление объекта закупки с тем, чтобы обойти требование Закона о размещении заказа посредством конкурентных процедур и создать формальные условия, предусмотренные подп. 4 п. 1 ст. 93 Закона, для заключения договоров с единственным поставщиком, когда фактически основания для этого отсутствовали.
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Как следует из судебных актов, указал Верховный Суд, отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что заключенные муниципальным заказчиком и подрядчиком договоры подряда являются ничтожными сделками, заключены при злоупотреблении правом, в связи с чем выполненные в отсутствие заключенных в надлежащем порядке муниципальных контрактов работы не подлежат оплате. Суды заключили, что имеются основания для применения последствий злоупотребления правом, предусмотренных п. 2 ст. 10, п. 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суды установили, что строительные работы, выступающие предметом указанных договоров, идентичны; договоры образуют единую сделку на выполнение функционально и технологически взаимосвязанных работ, направленных на достижение общего полезного результата. Заказ на осуществление работ подлежал размещению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Суды отметили, что муниципальный заказчик осуществил искусственное дробление объекта закупки с тем, чтобы обойти требование Закона о размещении заказа посредством конкурентных процедур и создать формальные условия, предусмотренные подп. 4 п. 1 ст. 93 Закона, для заключения договоров с единственным поставщиком, когда фактически основания для этого отсутствовали.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Хотя в практике применения Закона 223-ФЗ понятие дробления закупок не получило такого же широкого распространения, как в рамках Закона 44-ФЗ, злоупотребление такими закупками может быть истолковано контролирующими органами как ограничение конкуренции <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Хотя в практике применения Закона 223-ФЗ понятие дробления закупок не получило такого же широкого распространения, как в рамках Закона 44-ФЗ, злоупотребление такими закупками может быть истолковано контролирующими органами как ограничение конкуренции <2>.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Возможна ли односторонняя реституция по контракту, признанному недействительным из-за нарушений Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Контракты признаны недействительными, поскольку заключены с нарушением требований Закона N 44-ФЗ. Они являются единой сделкой, искусственно раздробленной и оформленной самостоятельными контрактами с целью уйти от проведения конкурентных процедур.
Возможна ли односторонняя реституция по контракту, признанному недействительным из-за нарушений Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Контракты признаны недействительными, поскольку заключены с нарушением требований Закона N 44-ФЗ. Они являются единой сделкой, искусственно раздробленной и оформленной самостоятельными контрактами с целью уйти от проведения конкурентных процедур.
Статья: Антитеррористическая безопасность и охранные услуги в 2025 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)Суд обратил внимание на то, что совокупная сумма всех договоров ЧОП более 600 000 рублей, договоры заключены с одним и тем же заказчиком-учреждением, оказываемые по договорам услуги являются идентичными, поэтому образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную двумя самостоятельными договорами для формального соблюдения суммового ограничения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Отдельно суды обратили внимание на то, что в один и тот же период времени действовали два договора с одинаковым содержанием услуг - охрана объектов. Оба договора были заключены с одним и тем же ЧОП.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)Суд обратил внимание на то, что совокупная сумма всех договоров ЧОП более 600 000 рублей, договоры заключены с одним и тем же заказчиком-учреждением, оказываемые по договорам услуги являются идентичными, поэтому образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную двумя самостоятельными договорами для формального соблюдения суммового ограничения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Отдельно суды обратили внимание на то, что в один и тот же период времени действовали два договора с одинаковым содержанием услуг - охрана объектов. Оба договора были заключены с одним и тем же ЧОП.
Статья: Легализация дробления закупок: критический взгляд
(Глуздак Г.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)<6> Цифровой контракт, дробление закупки и другое: поправки к Закону N 44-ФЗ приняты в третьем чтении // https://www.consultant.ru/legalnews/27294 (дата обращения: 25.02.2025).
(Глуздак Г.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)<6> Цифровой контракт, дробление закупки и другое: поправки к Закону N 44-ФЗ приняты в третьем чтении // https://www.consultant.ru/legalnews/27294 (дата обращения: 25.02.2025).