41 счет казначейство
Подборка наиболее важных документов по запросу 41 счет казначейство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как исполнителю по контракту открыть лицевой счет с кодом "71"
(КонсультантПлюс, 2025)Лицевой счет с кодом "71" открывается один раз на основании первого контракта отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ. Для расходования средств в рамках второго и последующего контрактов вам откроют разделы соответствующего лицевого счета. Для открытия такого раздела достаточно представить в территориальный орган Федерального казначейства документ-основание. Раздел счета откроют в день получения документа-основания (п. п. 10, 11, 41, 42 Порядка N 44н).
(КонсультантПлюс, 2025)Лицевой счет с кодом "71" открывается один раз на основании первого контракта отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ. Для расходования средств в рамках второго и последующего контрактов вам откроют разделы соответствующего лицевого счета. Для открытия такого раздела достаточно представить в территориальный орган Федерального казначейства документ-основание. Раздел счета откроют в день получения документа-основания (п. п. 10, 11, 41, 42 Порядка N 44н).
Вопрос: Об отражении в бухучете банков - участников программ льготного кредитования средств субсидий, учитываемых на лицевых счетах, открытых в территориальном органе Федерального казначейства.
(Письмо Банка России от 05.04.2023 N 17-1-8/167)В текущем году изменился порядок перечисления денежных средств по указанным программам. Банк - участник программ льготного кредитования должен открыть в территориальном органе Федерального казначейства лицевой счет с кодом 41. Субсидии будут зачисляться на данный счет, а банк, в свою очередь, должен будет сам инициировать перевод средств с данного счета на корреспондентский счет.
(Письмо Банка России от 05.04.2023 N 17-1-8/167)В текущем году изменился порядок перечисления денежных средств по указанным программам. Банк - участник программ льготного кредитования должен открыть в территориальном органе Федерального казначейства лицевой счет с кодом 41. Субсидии будут зачисляться на данный счет, а банк, в свою очередь, должен будет сам инициировать перевод средств с данного счета на корреспондентский счет.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году"16. Установить, что в 2023 году дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может превысить размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете), и ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также с проведением в Российской Федерации мобилизации, на сумму специальных казначейских кредитов, на сумму бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, предоставляемых в соответствии с частью 41 статьи 9 настоящего Федерального закона.
(ред. от 29.10.2024)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году"16. Установить, что в 2023 году дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может превысить размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете), и ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также с проведением в Российской Федерации мобилизации, на сумму специальных казначейских кредитов, на сумму бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, предоставляемых в соответствии с частью 41 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"2. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"2. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)- 10 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства";
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)- 10 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства";
Готовое решение: Как учреждению отразить расчеты с прочими дебиторами (счет 0 210 05 000)
(КонсультантПлюс, 2025)5 Возврат суммы дебиторской задолженности текущего года учитывается казенным учреждением как восстановление казначейского платежа. Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, поступившие на лицевые счета казенных учреждений, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (п. п. 41, 45 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного Приказом Казначейства России от 14.05.2020 N 21н).
(КонсультантПлюс, 2025)5 Возврат суммы дебиторской задолженности текущего года учитывается казенным учреждением как восстановление казначейского платежа. Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, поступившие на лицевые счета казенных учреждений, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (п. п. 41, 45 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного Приказом Казначейства России от 14.05.2020 N 21н).
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению открыть лицевой счет
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно для открытия лицевого счета представьте в орган Федерального казначейства следующие документы (в зависимости от вида открываемого лицевого счета):
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно для открытия лицевого счета представьте в орган Федерального казначейства следующие документы (в зависимости от вида открываемого лицевого счета):
Статья: Обзор нарушений, выявленных по результатам контроля ОФК
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)Недостатки и нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности в части средств, контроль за расходованием которых относится к полномочиям Федерального казначейства
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)Недостатки и нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности в части средств, контроль за расходованием которых относится к полномочиям Федерального казначейства
Готовое решение: Как учреждению отразить восстановление кассовых расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете
(КонсультантПлюс, 2025)Сумму поступившей дебиторской задолженности (восстановление кассовых расходов) текущего года казенные учреждения учитывают на лицевом счете по тем же КБК, по которым был произведен платеж (п. 41 Порядка, утвержденного Приказом Казначейства России от 14.05.2020 N 21н).
(КонсультантПлюс, 2025)Сумму поступившей дебиторской задолженности (восстановление кассовых расходов) текущего года казенные учреждения учитывают на лицевом счете по тем же КБК, по которым был произведен платеж (п. 41 Порядка, утвержденного Приказом Казначейства России от 14.05.2020 N 21н).
Последние изменения: Казначейское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи такого сопровождения определены в ч. 3.1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ. Его осуществляют в соответствии с п. 3 ст. 242.23 БК РФ. Казначейскому сопровождению подлежат, в частности, расчеты по государственным (муниципальным) контрактам с ценой 100 млн руб. и более, которые финансируются за счет бюджетных кредитов, предусмотренных ч. 36, 41 ст. 9 Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи такого сопровождения определены в ч. 3.1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ. Его осуществляют в соответствии с п. 3 ст. 242.23 БК РФ. Казначейскому сопровождению подлежат, в частности, расчеты по государственным (муниципальным) контрактам с ценой 100 млн руб. и более, которые финансируются за счет бюджетных кредитов, предусмотренных ч. 36, 41 ст. 9 Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ.
Статья: Заполнение отдельных форм бюджетной отчетности за 2022 год
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В п. 1.5 Приложения 1 к Письму N 02-06-07/121658, 07-04-05/02-31108 отмечено, что при представлении финансовыми органами в Федеральное казначейство справок (ф. 0503125) показатели (обороты, остатки) по счетам 1 401 41 000 и 1 401 49 000 включаются в состав показателей счета 1 401 40 000 "Доходы будущих периодов", которые отражаются в соответствующих справках (ф. 0503125).
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В п. 1.5 Приложения 1 к Письму N 02-06-07/121658, 07-04-05/02-31108 отмечено, что при представлении финансовыми органами в Федеральное казначейство справок (ф. 0503125) показатели (обороты, остатки) по счетам 1 401 41 000 и 1 401 49 000 включаются в состав показателей счета 1 401 40 000 "Доходы будущих периодов", которые отражаются в соответствующих справках (ф. 0503125).
Статья: Перевод денежных средств на казначейские лицевые счета АУ и ЮЛ
(Фокина Д.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 1)С 1 января 2023 года Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ внесены изменения в части новой обязанности перевода средств федеральными автономными учреждениями и юридическими лицами, получающими субсидии из федерального бюджета, не подлежащие казначейскому сопровождению, с банковских счетов кредитных учреждений на лицевые счета Казначейства автономного учреждения (код 30) и получателей средств из бюджета (код 41).
(Фокина Д.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 1)С 1 января 2023 года Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ внесены изменения в части новой обязанности перевода средств федеральными автономными учреждениями и юридическими лицами, получающими субсидии из федерального бюджета, не подлежащие казначейскому сопровождению, с банковских счетов кредитных учреждений на лицевые счета Казначейства автономного учреждения (код 30) и получателей средств из бюджета (код 41).
Статья: Невосстановленный остаток по командировочным расходам является нарушением
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)Сумму поступившей дебиторской задолженности (восстановление кассовых расходов) текущего года казенные учреждения учитывают на лицевом счете по тем же КБК, по которым был произведен платеж (п. 41 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 N 21н).
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)Сумму поступившей дебиторской задолженности (восстановление кассовых расходов) текущего года казенные учреждения учитывают на лицевом счете по тем же КБК, по которым был произведен платеж (п. 41 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 N 21н).
Готовое решение: Как учреждению вернуть неиспользованные денежные средства
(КонсультантПлюс, 2025)Возврат в доход бюджета средств государственного (муниципального) задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля (в том числе по акту проверки) отражайте с применением счета 0 302 41 000 "Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям". Этот вывод сделан на основании дополнительных критериев по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности за 2024 г., доведенных до главных администраторов средств федерального бюджета и финансовых органов субъектов РФ. Считаем, что их можно учитывать и в настоящее время (п. 11 Приложения N 1, Приложение N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120378, Казначейства России N 07-04-05/02-35262 от 29.11.2024, Приложение N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120377, Казначейства России N 07-04-05/02-35263 от 29.11.2024).
(КонсультантПлюс, 2025)Возврат в доход бюджета средств государственного (муниципального) задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля (в том числе по акту проверки) отражайте с применением счета 0 302 41 000 "Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям". Этот вывод сделан на основании дополнительных критериев по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности за 2024 г., доведенных до главных администраторов средств федерального бюджета и финансовых органов субъектов РФ. Считаем, что их можно учитывать и в настоящее время (п. 11 Приложения N 1, Приложение N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120378, Казначейства России N 07-04-05/02-35262 от 29.11.2024, Приложение N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120377, Казначейства России N 07-04-05/02-35263 от 29.11.2024).