39 ужт
Подборка наиболее важных документов по запросу 39 ужт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Независящие от субъекта транспортных отношений причины: некоторые вопросы законодательства и правоприменительной практики
(Мельникова Т.В., Машарова Ю.Ц., Рычкова Н.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Использование именно критерия противоправности - правомерности поведения субъекта - важно еще и потому, что в некоторых случаях со стороны перевозчика имеет место злоупотребление правом. Так, авторы публикации участвовали в формулировании содержания заключения по одному из дел, в котором возник вопрос о возможности применения ч. 12 ст. 39 УЖТ РФ. При этом было установлено, что нарушение владельцем путей необщего пользования технологических норм погрузки (выгрузки) произошло в результате того, что задержка вагонов в пути следования осуществлялась при нарушении владельцем путей необщего пользования технологических норм погрузки (выгрузки), которые не приводят к занятости путей необщего пользования (т.е. имеются свободные места для размещения вагонов); акты общей формы, оформляемые при задержке вагонов пути следования, составлялись перевозчиком в одностороннем порядке; имелись нарушения на стороне перевозчика в виде несвоевременной уборки вагонов, которые влияли на занятость путей. Очевидно, что такое поведение перевозчика является заведомо недобросовестным и может быть квалифицировано в качестве злоупотребления правом.
(Мельникова Т.В., Машарова Ю.Ц., Рычкова Н.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Использование именно критерия противоправности - правомерности поведения субъекта - важно еще и потому, что в некоторых случаях со стороны перевозчика имеет место злоупотребление правом. Так, авторы публикации участвовали в формулировании содержания заключения по одному из дел, в котором возник вопрос о возможности применения ч. 12 ст. 39 УЖТ РФ. При этом было установлено, что нарушение владельцем путей необщего пользования технологических норм погрузки (выгрузки) произошло в результате того, что задержка вагонов в пути следования осуществлялась при нарушении владельцем путей необщего пользования технологических норм погрузки (выгрузки), которые не приводят к занятости путей необщего пользования (т.е. имеются свободные места для размещения вагонов); акты общей формы, оформляемые при задержке вагонов пути следования, составлялись перевозчиком в одностороннем порядке; имелись нарушения на стороне перевозчика в виде несвоевременной уборки вагонов, которые влияли на занятость путей. Очевидно, что такое поведение перевозчика является заведомо недобросовестным и может быть квалифицировано в качестве злоупотребления правом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39. За время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39. За время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Статья: Квалификация договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств на железнодорожном транспорте
(Астахова Е.Н.)
("Транспортное право", 2005, N 4)Согласно другому взгляду владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчик могли бы признаваться одной стороной договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств. Иными словами, владелец инфраструктуры являлся бы не самостоятельным субъектом договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств, а вместе с перевозчиком непосредственно его стороной. На первый взгляд, действительно, владелец инфраструктуры выражает определенным образом свое волеизъявление на заключение соответствующего соглашения, а также свое согласие с условиями такого соглашения. Следуя указанной концепции, мы должны вести речь об обязательстве со множественностью лиц. Однако анализ норм ГК, УЖТ дает основания сделать вывод о том, что в договоре о предъявлении груза и подаче транспортных средств не может быть использована согласно действующему законодательству ни одна из известных моделей множественности: ни долевая, ни солидарная, ни субсидиарная. Исключение составляют случаи совместного причинения вреда перевозчиком и владельцем инфраструктуры третьим лицам, который возмещается по правилам о солидарной ответственности (ст. 1080 ГК). Но это лишь общий случай внедоговорной ответственности за совместное причинение вреда (гл. 59 ГК). Таким образом, идея о признании владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчика одной стороной договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств, как представляется, противоречит положениям ст. 321 - 326 ГК о множественности лиц в обязательстве. Следовательно, не может считаться договор о предъявлении груза и подаче транспортных средств обязательством со множественностью лиц, поскольку ни одна из известных гражданскому праву моделей множественности - солидарная, субсидиарная или долевая здесь не применяется. Кроме того, анализ ст. 39, 94 УЖТ дает основания сделать вывод о том, что владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта не обладает имущественным интересом в заключении договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств и, следовательно, не может быть признан его стороной. Далее, согласно ст. 11 УЖТ, а также Правилам приема заявок в отношения с грузоотправителем по поводу принятия и возврата заявки, т.е. в отношения, связанные с заключением договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств, вступает только перевозчик. Значит, ключевое внимание при рассмотрении участия владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта в процедуре согласования заявки грузоотправителя перевозчиком следует уделить следующему вопросу: какое значение для развития договорного правоотношения по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке имеет волеизъявление владельца инфраструктуры? Является ли оно необходимым условием (юридическим фактом) акцепта перевозчиком представленной грузоотправителем заявки?
(Астахова Е.Н.)
("Транспортное право", 2005, N 4)Согласно другому взгляду владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчик могли бы признаваться одной стороной договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств. Иными словами, владелец инфраструктуры являлся бы не самостоятельным субъектом договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств, а вместе с перевозчиком непосредственно его стороной. На первый взгляд, действительно, владелец инфраструктуры выражает определенным образом свое волеизъявление на заключение соответствующего соглашения, а также свое согласие с условиями такого соглашения. Следуя указанной концепции, мы должны вести речь об обязательстве со множественностью лиц. Однако анализ норм ГК, УЖТ дает основания сделать вывод о том, что в договоре о предъявлении груза и подаче транспортных средств не может быть использована согласно действующему законодательству ни одна из известных моделей множественности: ни долевая, ни солидарная, ни субсидиарная. Исключение составляют случаи совместного причинения вреда перевозчиком и владельцем инфраструктуры третьим лицам, который возмещается по правилам о солидарной ответственности (ст. 1080 ГК). Но это лишь общий случай внедоговорной ответственности за совместное причинение вреда (гл. 59 ГК). Таким образом, идея о признании владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчика одной стороной договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств, как представляется, противоречит положениям ст. 321 - 326 ГК о множественности лиц в обязательстве. Следовательно, не может считаться договор о предъявлении груза и подаче транспортных средств обязательством со множественностью лиц, поскольку ни одна из известных гражданскому праву моделей множественности - солидарная, субсидиарная или долевая здесь не применяется. Кроме того, анализ ст. 39, 94 УЖТ дает основания сделать вывод о том, что владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта не обладает имущественным интересом в заключении договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств и, следовательно, не может быть признан его стороной. Далее, согласно ст. 11 УЖТ, а также Правилам приема заявок в отношения с грузоотправителем по поводу принятия и возврата заявки, т.е. в отношения, связанные с заключением договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств, вступает только перевозчик. Значит, ключевое внимание при рассмотрении участия владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта в процедуре согласования заявки грузоотправителя перевозчиком следует уделить следующему вопросу: какое значение для развития договорного правоотношения по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке имеет волеизъявление владельца инфраструктуры? Является ли оно необходимым условием (юридическим фактом) акцепта перевозчиком представленной грузоотправителем заявки?
"Обзор практики рассмотрения дел Верховным Судом РФ"
(Карасева С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Суды руководствовались ст. 307, 309, 401, 421, 431, 784, 791, 793, 797 ГК РФ, ст. 39, 119 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", п. 3.1, 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26. Кроме того, суды приняли во внимание п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Постановления Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, решение Верховного Суда РФ от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2014 N 301-ЭС14-3538.
(Карасева С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Суды руководствовались ст. 307, 309, 401, 421, 431, 784, 791, 793, 797 ГК РФ, ст. 39, 119 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", п. 3.1, 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26. Кроме того, суды приняли во внимание п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Постановления Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, решение Верховного Суда РФ от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2014 N 301-ЭС14-3538.
"Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2007)В соответствии со ст. 39 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами взимается перевозчиком:
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2007)В соответствии со ст. 39 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами взимается перевозчиком:
Вопрос: Железная дорога не получила вовремя вагоны, за которые отвечала организация, по причине занятости путей необщего пользования, что привело к нарушению сроков доставки грузов, в связи с чем железная дорога потребовала от организации внесения платы за пользование вагонами, которые направлялись в адрес организации. Железная дорога представила извещение о задержке вагонов, но доказательств его передачи организации не представила. Поезд с вагонами был задержан на промежуточной станции. Правомерно ли требование железной дороги?
("Право и экономика", 2009, N 10)Ответ: В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
("Право и экономика", 2009, N 10)Ответ: В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
"Транспортное право: Правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта: Монография"
(Гречуха В.Н.)
("Юстиция", 2016)Плата за пользование вагонами при их задержке осуществляется следующим образом. Как указано в ст. 39 УЖТ, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, которые обслуживают грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами. Условием внесения платы является нарушение задержкой вагонов сроков доставки грузов. Начисляется плата за пользование вагонами на основании невыполнения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
(Гречуха В.Н.)
("Юстиция", 2016)Плата за пользование вагонами при их задержке осуществляется следующим образом. Как указано в ст. 39 УЖТ, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, которые обслуживают грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами. Условием внесения платы является нарушение задержкой вагонов сроков доставки грузов. Начисляется плата за пользование вагонами на основании невыполнения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статья: Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по вопросам частного права
("Налоговый вестник", 2013, N 2)Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге. Практика рассмотрения данной категории споров установлена Президиумом ВАС РФ в Постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10.
("Налоговый вестник", 2013, N 2)Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге. Практика рассмотрения данной категории споров установлена Президиумом ВАС РФ в Постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10.
Статья: Терминологическая неопределенность в правовом регулировании договора перевозки грузов
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2020, N 4)Наряду с понятием "срок доставки" в транспортном законодательстве встречается понятие "расчетный срок доставки груза", а именно при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Однако этот термин также применяется непоследовательно, и нет четкого соотношения с понятием "срок доставки" груза. Так, в ст. 33 УЖТ РФ законодатель указывает на расчетную дату истечения срока доставки груза. Само понятие "расчетный срок доставки груза" раскрывается в ст. 39 УЖТ РФ, в которой говорится о внесении перевозчиком владельцу инфраструктуры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе. С учетом содержания данной нормы расчетный срок доставки трактуется как срок доставки, определенный на железнодорожной станции отправления на основании соответствующих правил исчисления сроков доставки грузов (ч. 11 ст. 39 УЖТ РФ).
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2020, N 4)Наряду с понятием "срок доставки" в транспортном законодательстве встречается понятие "расчетный срок доставки груза", а именно при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Однако этот термин также применяется непоследовательно, и нет четкого соотношения с понятием "срок доставки" груза. Так, в ст. 33 УЖТ РФ законодатель указывает на расчетную дату истечения срока доставки груза. Само понятие "расчетный срок доставки груза" раскрывается в ст. 39 УЖТ РФ, в которой говорится о внесении перевозчиком владельцу инфраструктуры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе. С учетом содержания данной нормы расчетный срок доставки трактуется как срок доставки, определенный на железнодорожной станции отправления на основании соответствующих правил исчисления сроков доставки грузов (ч. 11 ст. 39 УЖТ РФ).
Статья: Заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом как гражданско-правовой договор
(Овечкин А.П.)
("Транспортное право", 2012, N 3)Договор по предъявлению груза и подаче транспортных средств является возмездным. В соответствии со ст. 39 УЖТ за время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов (контейнеров) либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, они вносят железным дорогам почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами).
(Овечкин А.П.)
("Транспортное право", 2012, N 3)Договор по предъявлению груза и подаче транспортных средств является возмездным. В соответствии со ст. 39 УЖТ за время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов (контейнеров) либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, они вносят железным дорогам почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами).
Статья: Как не платить штрафы ОАО "РЖД"
(Иншина Р.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Таким образом, в самом содержании статей выделяются два случая, при которых наступает ответственность за задержку вагонов под выгрузкой. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
(Иншина Р.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Таким образом, в самом содержании статей выделяются два случая, при которых наступает ответственность за задержку вагонов под выгрузкой. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
"Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право: Учебник"
(том 2)
(2-е издание, стереотипное)
(отв. ред. Е.А. Суханов)
("Статут", 2011)За время нахождения у грузоотправителей и грузополучателей вагонов (контейнеров) либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей и грузополучателей, последние в соответствии со ст. 39 УЖТ вносят перевозчику указанную в тарифном руководстве почасовую плату (плату за пользование вагонами или контейнерами). В связи с этим существенными условиями договоров об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов становятся также условия, определяющие срок оборота вагонов и порядок учета времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути. Время нахождения поданных железнодорожным перевозчиком вагонов на подъездном пути учитывается по ведомостям подачи и уборки вагонов на основании памяток приемосдатчика.
(том 2)
(2-е издание, стереотипное)
(отв. ред. Е.А. Суханов)
("Статут", 2011)За время нахождения у грузоотправителей и грузополучателей вагонов (контейнеров) либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей и грузополучателей, последние в соответствии со ст. 39 УЖТ вносят перевозчику указанную в тарифном руководстве почасовую плату (плату за пользование вагонами или контейнерами). В связи с этим существенными условиями договоров об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов становятся также условия, определяющие срок оборота вагонов и порядок учета времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути. Время нахождения поданных железнодорожным перевозчиком вагонов на подъездном пути учитывается по ведомостям подачи и уборки вагонов на основании памяток приемосдатчика.