324 НПА решение Думы
Подборка наиболее важных документов по запросу 324 НПА решение Думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2014 N 306-ЭС14-5946 по делу N А12-26379/2013
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании решения недействующим и не соответствующим законодательству.
Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку оспариваемое решение принято в пределах компетенции районной думы.В соответствии с пунктом 1.5 Порядка коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района Волгоградской области по согласованию с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 3 к Порядку и не может быть ниже 1.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании решения недействующим и не соответствующим законодательству.
Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку оспариваемое решение принято в пределах компетенции районной думы.В соответствии с пунктом 1.5 Порядка коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района Волгоградской области по согласованию с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 3 к Порядку и не может быть ниже 1.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проверка нормативных правовых актов по порядку принятия в рамках административного и конституционного судопроизводства: совпадения и расхождения в подходах
(Тарибо Е.В.)
("Административное право и процесс", 2018, N 9)Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, так же как и суды общей юрисдикции, при осуществлении контроля за порядком принятия нормативного правового акта исходит из того, что принципиальное значение имеет соблюдение при принятии проверяемого акта процедурных норм, имеющих более высокую юридическую силу, чем оспариваемый акт: в случае Конституционного Суда Российской Федерации - это нормы Конституции Российской Федерации и непосредственно основанные на них нормы других актов, а в случае судов общей юрисдикции - это нормы нормативных правовых актов более высокой юридической силы, чем проверяемый акт. При этом согласно выработанному Конституционным Судом Российской Федерации методологическому подходу нормы Конституции Российской Федерации, регламентирующие законодательную процедуру, конкретизируются не только федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, но и сложившейся парламентской практикой, а потому само по себе отступление от норм регламента не всегда означает нарушение Конституции Российской Федерации. Схожий подход можно встретить и в практике Верховного Суда Российской Федерации, который, рассматривая дело о проверке постановления Государственной Думы, носящего ненормативный характер, указал, что Регламент законом не является, и, регулируя порядок принятия Государственной Думой определенных решений, сам принимается постановлением Думы; из этого следует, что Регламент Государственной Думы имеет такую же юридическую силу, как и иные ее решения, касающиеся внутреннего распорядка ее деятельности, принимаемые в том же порядке - большинством голосов от общего числа депутатов; указанные отступления от Регламента не повлекли несоответствия принятого Государственной Думой Постановления реальному волеизъявлению представительного органа по обсуждаемому вопросу, что подтверждается тем, что 324 депутата, принявших участие в голосовании, единогласно проголосовали за это решение и позднее отказались от его пересмотра <10>.
(Тарибо Е.В.)
("Административное право и процесс", 2018, N 9)Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, так же как и суды общей юрисдикции, при осуществлении контроля за порядком принятия нормативного правового акта исходит из того, что принципиальное значение имеет соблюдение при принятии проверяемого акта процедурных норм, имеющих более высокую юридическую силу, чем оспариваемый акт: в случае Конституционного Суда Российской Федерации - это нормы Конституции Российской Федерации и непосредственно основанные на них нормы других актов, а в случае судов общей юрисдикции - это нормы нормативных правовых актов более высокой юридической силы, чем проверяемый акт. При этом согласно выработанному Конституционным Судом Российской Федерации методологическому подходу нормы Конституции Российской Федерации, регламентирующие законодательную процедуру, конкретизируются не только федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, но и сложившейся парламентской практикой, а потому само по себе отступление от норм регламента не всегда означает нарушение Конституции Российской Федерации. Схожий подход можно встретить и в практике Верховного Суда Российской Федерации, который, рассматривая дело о проверке постановления Государственной Думы, носящего ненормативный характер, указал, что Регламент законом не является, и, регулируя порядок принятия Государственной Думой определенных решений, сам принимается постановлением Думы; из этого следует, что Регламент Государственной Думы имеет такую же юридическую силу, как и иные ее решения, касающиеся внутреннего распорядка ее деятельности, принимаемые в том же порядке - большинством голосов от общего числа депутатов; указанные отступления от Регламента не повлекли несоответствия принятого Государственной Думой Постановления реальному волеизъявлению представительного органа по обсуждаемому вопросу, что подтверждается тем, что 324 депутата, принявших участие в голосовании, единогласно проголосовали за это решение и позднее отказались от его пересмотра <10>.
Вопрос: Как обжаловать нормативно-правовые акты, решения, действия (бездействие) Росреестра?
("Официальный сайт Росреестра", 2020)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2020
("Официальный сайт Росреестра", 2020)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2020
Статья: Специализация судов и судей в судебных системах стран Евразийского экономического союза
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Очередная крупная конституционная реформа в судебной системе произошла 10 лет спустя, в результате которой судами признаны Конституционный, Кассационный и Административный суды, а также апелляционные суды и суды первой инстанции общей юрисдикции <16>. Возможность создания специализированных судов не утрачена. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы устройства и функционирования судебной власти, остался Судебный кодекс. Специализированными судами Республики Армении официально признаны Административный суд, действовавший в качестве судов первой и второй инстанций - Административный апелляционный суд. Административным судам были подсудны споры, связанные с прохождением и осуществлением общественной или альтернативной службы, увольнением со службы, между административными органами, о приостановлении или прекращении деятельности объединений и профсоюзов. В порядке особого производства эти суды осуществляли производство по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов, решений и действий главы муниципалитета по проведению собрания, решений уполномоченного органа, связанных с лицензией, действий нотариуса, а также о защите избирательного права и привлечении к административной ответственности. Судебные акты административного суда могли быть пересмотрены в апелляционном порядке административным апелляционным судом <17>.
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Очередная крупная конституционная реформа в судебной системе произошла 10 лет спустя, в результате которой судами признаны Конституционный, Кассационный и Административный суды, а также апелляционные суды и суды первой инстанции общей юрисдикции <16>. Возможность создания специализированных судов не утрачена. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы устройства и функционирования судебной власти, остался Судебный кодекс. Специализированными судами Республики Армении официально признаны Административный суд, действовавший в качестве судов первой и второй инстанций - Административный апелляционный суд. Административным судам были подсудны споры, связанные с прохождением и осуществлением общественной или альтернативной службы, увольнением со службы, между административными органами, о приостановлении или прекращении деятельности объединений и профсоюзов. В порядке особого производства эти суды осуществляли производство по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов, решений и действий главы муниципалитета по проведению собрания, решений уполномоченного органа, связанных с лицензией, действий нотариуса, а также о защите избирательного права и привлечении к административной ответственности. Судебные акты административного суда могли быть пересмотрены в апелляционном порядке административным апелляционным судом <17>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Закон также указывает исключение из общего правила: суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по двум категориям административных дел: а) об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, б) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Закон также указывает исключение из общего правила: суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по двум категориям административных дел: а) об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, б) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Аутентичная отмена нормативного правового акта
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Аутентичная отмена нормативного правового акта
Статья: Интегрируя интеграцию: решения Суда Евразийского экономического союза в правопорядке Российской Федерации
(Лифшиц И.М., Кицмаришвили Д.Э.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)Интересно при этом, что российский суд в данном случае посчитал возможным дать собственную оценку подобным актам. Суд указал: "Оценка нормативного правового акта - решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.09.2015 N 113... на предмет его непротиворечия нормативному правовому акту большей юридической силы - международному Договору о Евразийском экономическом союзе и Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (статья 13 АПК Российской Федерации), выступая частью процедуры выбора применимых норм права, относится к исключительным прерогативам суда при рассмотрении спора по существу" <48>.
(Лифшиц И.М., Кицмаришвили Д.Э.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)Интересно при этом, что российский суд в данном случае посчитал возможным дать собственную оценку подобным актам. Суд указал: "Оценка нормативного правового акта - решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.09.2015 N 113... на предмет его непротиворечия нормативному правовому акту большей юридической силы - международному Договору о Евразийском экономическом союзе и Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (статья 13 АПК Российской Федерации), выступая частью процедуры выбора применимых норм права, относится к исключительным прерогативам суда при рассмотрении спора по существу" <48>.
Статья: Правовое регулирование надзорной функции в современной российской государственности: проблемы и пути их решения
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В системе функций современного государства надзор занимает особое место, выступая гарантом соблюдения законности и правопорядка, являющихся основополагающими принципами организации любой государственной системы. Надзорная деятельность государства представляет собой комплекс мер, осуществляемых уполномоченными органами, направленных на систематическое наблюдение за точным и неукоснительным соблюдением предписаний законов и иных нормативных правовых актов, решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, а также организаций и граждан <1>.
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В системе функций современного государства надзор занимает особое место, выступая гарантом соблюдения законности и правопорядка, являющихся основополагающими принципами организации любой государственной системы. Надзорная деятельность государства представляет собой комплекс мер, осуществляемых уполномоченными органами, направленных на систематическое наблюдение за точным и неукоснительным соблюдением предписаний законов и иных нормативных правовых актов, решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, а также организаций и граждан <1>.
Статья: Порядок определения материалов расследования, предъявляемых для ознакомления обвиняемому: опыт Великобритании и США
(Ткачева Д.А.)
("Юрист", 2025, N 3)<1> Определения Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2024 г. N 257-О; 29 сентября 2022 г. N 2124-О и др. // СПС "КонсультантПлюс". Здесь и далее ссылки на российские НПА и решения судов приводятся на основании данных СПС "КонсультантПлюс", американские - URL: https://www.uscourts.gov/ и URL: https://supreme.justia.com/, английские - URL: https://www.gov.uk/ по состоянию на 22.09.2024.
(Ткачева Д.А.)
("Юрист", 2025, N 3)<1> Определения Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2024 г. N 257-О; 29 сентября 2022 г. N 2124-О и др. // СПС "КонсультантПлюс". Здесь и далее ссылки на российские НПА и решения судов приводятся на основании данных СПС "КонсультантПлюс", американские - URL: https://www.uscourts.gov/ и URL: https://supreme.justia.com/, английские - URL: https://www.gov.uk/ по состоянию на 22.09.2024.
Готовое решение: Что учесть при оборудовании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)соответствовать определенным требованиям. К примеру, вы не должны получать на аналогичные цели средства из бюджетов РФ на основании иных НПА РФ (НПА субъекта РФ, муниципальных правовых актов), решений о порядке предоставления субсидии;
(КонсультантПлюс, 2025)соответствовать определенным требованиям. К примеру, вы не должны получать на аналогичные цели средства из бюджетов РФ на основании иных НПА РФ (НПА субъекта РФ, муниципальных правовых актов), решений о порядке предоставления субсидии;
Вопрос: Работника вызвали на двухмесячные военные сборы. Нужно ли приостанавливать трудовой договор и как оплачивать этот период?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения (ч. 2 ст. 170 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения (ч. 2 ст. 170 ТК РФ).
Статья: Основания и пределы вмешательства судов по результатам рассмотрения ими административных дел в решение вопросов, отнесенных к компетенции органов публичной власти, выступающих ответчиками по данным делам
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)3. Суд вправе вынести от своего имени вместо административного ответчика решение по существу спорного вопроса, образующего материально-правовое содержание административного дела, при наличии совокупности следующих условий: 1) установление в ходе судебного разбирательства достаточных фактических и правовых оснований для принятия конкретного решения по существу спорного вопроса, удовлетворяющего требования административного истца (заявителя) полностью или в части; 2) отсутствие нормативно установленных формально-юридических препятствий (необходимости соблюдения специальной административной процедуры) для принятия непосредственно судом указанного решения. В частности, суд юридически способен принять вместо административного ответчика решение о предоставлении административному истцу (заявителю) испрашиваемого им земельного участка, жилого помещения (при условии наличия в деле полных подтвержденных надлежащими документами необходимых сведений о соответствующем объекте), права на получение пенсии, социального пособия определенных видов и в определенном размере (при условии наличия у суда возможности их правильного расчета), решение об установлении определенного юридического факта (например, факта непригодности жилого помещения для проживания, как это было отмечено в указанном выше Постановлении Конституционного Суда РФ). В названных случаях на административного ответчика будет возлагаться лишь обязанность по обеспечению исполнения в установленном соответствующими нормативными правовыми актами порядке решения, принятого судом по существу спорного вопроса.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)3. Суд вправе вынести от своего имени вместо административного ответчика решение по существу спорного вопроса, образующего материально-правовое содержание административного дела, при наличии совокупности следующих условий: 1) установление в ходе судебного разбирательства достаточных фактических и правовых оснований для принятия конкретного решения по существу спорного вопроса, удовлетворяющего требования административного истца (заявителя) полностью или в части; 2) отсутствие нормативно установленных формально-юридических препятствий (необходимости соблюдения специальной административной процедуры) для принятия непосредственно судом указанного решения. В частности, суд юридически способен принять вместо административного ответчика решение о предоставлении административному истцу (заявителю) испрашиваемого им земельного участка, жилого помещения (при условии наличия в деле полных подтвержденных надлежащими документами необходимых сведений о соответствующем объекте), права на получение пенсии, социального пособия определенных видов и в определенном размере (при условии наличия у суда возможности их правильного расчета), решение об установлении определенного юридического факта (например, факта непригодности жилого помещения для проживания, как это было отмечено в указанном выше Постановлении Конституционного Суда РФ). В названных случаях на административного ответчика будет возлагаться лишь обязанность по обеспечению исполнения в установленном соответствующими нормативными правовыми актами порядке решения, принятого судом по существу спорного вопроса.
Статья: Механизм функционирования института административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Стоит поподробнее остановиться на вопросах подведомственности и подсудности данных категорий дел. Подведомственность означает, какие споры относятся к ведению определенного государственного органа. К компетенции Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и судов общей юрисдикции относятся дела, связанные с защитой прав и интересов граждан и образований (например, об оспаривании нормативных правовых актов, решений публичных органов), а также дела, связанные с осуществлением судебного контроля за публичными органами (например, приостановление деятельности политической партии, взыскание обязательных платежей), кроме дел, отнесенных к компетенции конституционных и арбитражных судов. К тому же к компетенции КАС РФ не относятся производство по делам об административных правонарушениях, по обращению взысканий на бюджетные средства, служебные споры, пенсионные, социальные и экономические споры <4>.
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Стоит поподробнее остановиться на вопросах подведомственности и подсудности данных категорий дел. Подведомственность означает, какие споры относятся к ведению определенного государственного органа. К компетенции Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и судов общей юрисдикции относятся дела, связанные с защитой прав и интересов граждан и образований (например, об оспаривании нормативных правовых актов, решений публичных органов), а также дела, связанные с осуществлением судебного контроля за публичными органами (например, приостановление деятельности политической партии, взыскание обязательных платежей), кроме дел, отнесенных к компетенции конституционных и арбитражных судов. К тому же к компетенции КАС РФ не относятся производство по делам об административных правонарушениях, по обращению взысканий на бюджетные средства, служебные споры, пенсионные, социальные и экономические споры <4>.