323 фз врачебная комиссия
Подборка наиболее важных документов по запросу 323 фз врачебная комиссия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 37 "Организация оказания медицинской помощи" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""Доводы кассационной жалобы о необоснованности возложения на Департамент здравоохранения обязанности по обеспечению Г.П. системой непрерывного мониторинга глюкозы ввиду отсутствия данного медицинского изделия в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг", подлежат отклонению как противоречащие положениями части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В медицинском заключении рекомендовано перевести работника на легкий труд, но не указано, на какой срок. Вправе ли работодатель потребовать новое медицинское заключение и через какое время? Как поступить, если нет постоянной возможности предоставления такой работы?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2025)Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ утверждены Приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 282н (далее - Приказ N 282н, Порядок) (ч. 3 ст. 63 Закона N 323-ФЗ).
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2025)Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ утверждены Приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 282н (далее - Приказ N 282н, Порядок) (ч. 3 ст. 63 Закона N 323-ФЗ).
Статья: Юридическая составляющая лечения пациента и медицинская экспертиза
(Колодкин Б.Б., Сингилевич Д.А.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Уголовная ответственность медицинских работников за некачественно оказанную медицинскую помощь может наступать в соответствии с ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ч. 4 ст. 122, ст. 123, ст. 124, ст. 125, ст. 238, ч. 2 и 3 ст. 293 УК РФ. Как можно заметить, действующий уголовный закон не предусматривает отдельной нормы за причинение вреда здоровью или жизни пациента вследствие врачебной ошибки, медицинской небрежности. Проблема уголовно-правовых запретов в отношении медицинских работников является одной из сложных. М.С. Матейкович и Е.А. Матейкович высказывают предположение о том, что признанный Федеральным законом N 323-ФЗ обязательный характер клинических рекомендаций может исключить ответственность медицинских работников за неблагоприятный исход <37>. Однако ученые обращают внимание на возможность ошибочности протоколов лечения, и отклонение от них не всегда ведет к неблагоприятному исходу. Более того, как уже отмечалось выше, законодатель допускает в ч. 15 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ возможность отступления от стандарта медицинской помощи и клинических рекомендаций, но по решению врачебной комиссии.
(Колодкин Б.Б., Сингилевич Д.А.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Уголовная ответственность медицинских работников за некачественно оказанную медицинскую помощь может наступать в соответствии с ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ч. 4 ст. 122, ст. 123, ст. 124, ст. 125, ст. 238, ч. 2 и 3 ст. 293 УК РФ. Как можно заметить, действующий уголовный закон не предусматривает отдельной нормы за причинение вреда здоровью или жизни пациента вследствие врачебной ошибки, медицинской небрежности. Проблема уголовно-правовых запретов в отношении медицинских работников является одной из сложных. М.С. Матейкович и Е.А. Матейкович высказывают предположение о том, что признанный Федеральным законом N 323-ФЗ обязательный характер клинических рекомендаций может исключить ответственность медицинских работников за неблагоприятный исход <37>. Однако ученые обращают внимание на возможность ошибочности протоколов лечения, и отклонение от них не всегда ведет к неблагоприятному исходу. Более того, как уже отмечалось выше, законодатель допускает в ч. 15 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ возможность отступления от стандарта медицинской помощи и клинических рекомендаций, но по решению врачебной комиссии.
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н
"Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66124)5. Назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации <8> осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ <9>, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
"Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66124)5. Назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации <8> осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ <9>, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
Приказ Росстата от 29.11.2024 N 594
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 30 "Сведения о медицинской организации" и указаний по ее заполнению"консультации и экспертизы, проводимые врачебными комиссиями (ВК) в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 30 "Сведения о медицинской организации" и указаний по ее заполнению"консультации и экспертизы, проводимые врачебными комиссиями (ВК) в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации оказания медицинской помощи (услуг) с применением телемедицинских технологий: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, решение о применении телемедицинских технологий может быть принято на заседании врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации или являться результатом проведения консилиума врачей.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, решение о применении телемедицинских технологий может быть принято на заседании врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации или являться результатом проведения консилиума врачей.
Ситуация: Как правильно оформить больничный?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданином трудоспособности, лечащий врач единолично формирует в виде электронного документа или в отдельных случаях выдает в форме документа на бумажном носителе больничный на срок до 15 календарных дней включительно, фельдшер либо зубной врач - на срок до 10 календарных дней включительно. Формирование (выдача) и продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на 15 календарных дней единовременно) осуществляются по решению врачебной комиссии (ч. 2, 3 ст. 59 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. п. 20, 21 Приложения к Приказу Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н, далее - Приложение).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданином трудоспособности, лечащий врач единолично формирует в виде электронного документа или в отдельных случаях выдает в форме документа на бумажном носителе больничный на срок до 15 календарных дней включительно, фельдшер либо зубной врач - на срок до 10 календарных дней включительно. Формирование (выдача) и продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на 15 календарных дней единовременно) осуществляются по решению врачебной комиссии (ч. 2, 3 ст. 59 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. п. 20, 21 Приложения к Приказу Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н, далее - Приложение).
Статья: Риск-ориентированная модель в системе ОМС: проблема применения лекарственных средств "вне инструкции"
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В 4 номере журнала "Медицинское право" за 2021 г. опубликована статья Ю.Д. Сергеева и соавторов "Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)", содержащая предложения по последовательности действий лечащего врача (в ситуации крайней необходимости. - Прим. ред.) при применении и назначении лекарственного препарата (ЛП) вне инструкции: 1) оформление добровольного информированного согласия на введение вне инструкции; 2) информирование об отсутствии специфических средств лечения; 2) созыв консилиума; 4) решение врачебной комиссии <1>. Однако при всей внешней привлекательности данного алгоритма перенесения индивидуальной ответственности лечащего врача на коллективный уровень, в каждом отдельном случае такой алгоритм может при определенных ситуациях привести врача к действиям, впоследствии признаваемым правоохранительными органами правонарушением. При этом важно знать, что в системе ОМС исполнение данного алгоритма может вести к признанию качества медицинской помощи ненадлежащим и применению соответствующих финансовых санкций. 30 апреля 2021 г. Комитет по охране здоровья Госдумы поддержал законопроект, позволяющий детским онкоцентрам закупать за счет средств ОМС лекарственные препараты, назначаемые "вне инструкции" (off-label), включая не зарегистрированные в России, и применять их у онкологических и гематологических пациентов-детей, рекомендовал его к принятию в первом чтении в июне 2021 г. Указанный законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации (далее - РФ) N 323-ФЗ, разрешающие закупку онкопрепаратов из средств ОМС и их применение "в соответствии с клиническими рекомендациями при оказании медицинской помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями", в том числе при оказании высокотехнологичной медпомощи. В интересах пациента по решению врачебной комиссии допускается применение препаратов, не зарегистрированных на территории России и не входящих в соответствующие клинические рекомендации и стандарты. "Законопроект устраняет неопределенность в оформлении оплаты данных препаратов через ОМС и при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС", - сказано в пояснительной записке к документу. Перед началом применения лечащий врач должен будет проинформировать законного представителя пациента об ожидаемой эффективности предлагаемой терапии, степени риска и возможных побочных действиях. Важно, что в соответствии с поправками пациенты также смогут продолжать лечение в детских онкоцентрах после достижения совершеннолетия.
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В 4 номере журнала "Медицинское право" за 2021 г. опубликована статья Ю.Д. Сергеева и соавторов "Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)", содержащая предложения по последовательности действий лечащего врача (в ситуации крайней необходимости. - Прим. ред.) при применении и назначении лекарственного препарата (ЛП) вне инструкции: 1) оформление добровольного информированного согласия на введение вне инструкции; 2) информирование об отсутствии специфических средств лечения; 2) созыв консилиума; 4) решение врачебной комиссии <1>. Однако при всей внешней привлекательности данного алгоритма перенесения индивидуальной ответственности лечащего врача на коллективный уровень, в каждом отдельном случае такой алгоритм может при определенных ситуациях привести врача к действиям, впоследствии признаваемым правоохранительными органами правонарушением. При этом важно знать, что в системе ОМС исполнение данного алгоритма может вести к признанию качества медицинской помощи ненадлежащим и применению соответствующих финансовых санкций. 30 апреля 2021 г. Комитет по охране здоровья Госдумы поддержал законопроект, позволяющий детским онкоцентрам закупать за счет средств ОМС лекарственные препараты, назначаемые "вне инструкции" (off-label), включая не зарегистрированные в России, и применять их у онкологических и гематологических пациентов-детей, рекомендовал его к принятию в первом чтении в июне 2021 г. Указанный законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации (далее - РФ) N 323-ФЗ, разрешающие закупку онкопрепаратов из средств ОМС и их применение "в соответствии с клиническими рекомендациями при оказании медицинской помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями", в том числе при оказании высокотехнологичной медпомощи. В интересах пациента по решению врачебной комиссии допускается применение препаратов, не зарегистрированных на территории России и не входящих в соответствующие клинические рекомендации и стандарты. "Законопроект устраняет неопределенность в оформлении оплаты данных препаратов через ОМС и при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС", - сказано в пояснительной записке к документу. Перед началом применения лечащий врач должен будет проинформировать законного представителя пациента об ожидаемой эффективности предлагаемой терапии, степени риска и возможных побочных действиях. Важно, что в соответствии с поправками пациенты также смогут продолжать лечение в детских онкоцентрах после достижения совершеннолетия.
Статья: О некоторых организационно-медицинских и юридических аспектах недостатков в деятельности патологоанатома
(Тимофеев И.В., Чирский В.С.)
("Медицинское право", 2023, N 4)Таким образом, принцип всесторонности (выд. авт.) напрямую определяет и обязывает использование широких возможностей лечащим врачом в процессе формулировки диагноза, определения показаний для диагностики и лечения. Более того, в сложных случаях лечащий врач вправе обратиться во врачебную комиссию медицинской организации для подтверждения обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий (п. 2. ст. 48 ФЗ 323-ФЗ). Одновременно реализация этого принципа также во многом определяет повышенную персональную ответственность лечащего врача по сравнению с другими медицинскими специалистами, участвующими в лечебно-диагностическом процессе.
(Тимофеев И.В., Чирский В.С.)
("Медицинское право", 2023, N 4)Таким образом, принцип всесторонности (выд. авт.) напрямую определяет и обязывает использование широких возможностей лечащим врачом в процессе формулировки диагноза, определения показаний для диагностики и лечения. Более того, в сложных случаях лечащий врач вправе обратиться во врачебную комиссию медицинской организации для подтверждения обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий (п. 2. ст. 48 ФЗ 323-ФЗ). Одновременно реализация этого принципа также во многом определяет повышенную персональную ответственность лечащего врача по сравнению с другими медицинскими специалистами, участвующими в лечебно-диагностическом процессе.
Статья: Комментарий к Определению Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.12.2024 по делу N 88-23257/2024 <Уволить работника по медицинским показаниям по справке об инвалидности нельзя>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 4)Цели их проведения различны. Экспертиза профпригодности направлена на определение пригодности или непригодности работника к выполнению им отдельных видов работ. Тогда как медико-социальная экспертиза направлена на определение потребностей гражданина в мерах социальной защиты и социальной поддержки на основе оценки ограничения его жизнедеятельности, вызванного стойким расстройством функций организма, в том числе инвалидностью (ч. 1, 2 ст. 58, ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 4)Цели их проведения различны. Экспертиза профпригодности направлена на определение пригодности или непригодности работника к выполнению им отдельных видов работ. Тогда как медико-социальная экспертиза направлена на определение потребностей гражданина в мерах социальной защиты и социальной поддержки на основе оценки ограничения его жизнедеятельности, вызванного стойким расстройством функций организма, в том числе инвалидностью (ч. 1, 2 ст. 58, ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Статья: Правовые инновации в сфере редких (орфанных) заболеваний: от временных мер к устойчивой модели
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323-ФЗ) служит базовым актом, определяющим общие гарантии прав пациентов и обязанности медицинских работников. В контексте редких (орфанных) заболеваний именно этот Закон закладывает фундамент правового регулирования. Согласно ст. 19 пациенты, включая лиц с орфанными заболеваниями, имеют право на медицинскую помощь в различных формах - от профилактики до реабилитации. Статьи 29 и 44 конкретизируют право на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием. Со стороны медицинских работников ст. 70 и 73 устанавливают обязанности по диагностике, назначению необходимой терапии и информированию пациентов о возможности получения бесплатных лекарств. Кроме того, в соответствии со ст. 37 и 48 врачебная комиссия уполномочена назначать препараты по торговым наименованиям или вне утвержденных стандартов при наличии обоснованных медицинских показаний.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323-ФЗ) служит базовым актом, определяющим общие гарантии прав пациентов и обязанности медицинских работников. В контексте редких (орфанных) заболеваний именно этот Закон закладывает фундамент правового регулирования. Согласно ст. 19 пациенты, включая лиц с орфанными заболеваниями, имеют право на медицинскую помощь в различных формах - от профилактики до реабилитации. Статьи 29 и 44 конкретизируют право на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием. Со стороны медицинских работников ст. 70 и 73 устанавливают обязанности по диагностике, назначению необходимой терапии и информированию пациентов о возможности получения бесплатных лекарств. Кроме того, в соответствии со ст. 37 и 48 врачебная комиссия уполномочена назначать препараты по торговым наименованиям или вне утвержденных стандартов при наличии обоснованных медицинских показаний.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Медицинская помощь гражданам оказывается в федеральных медицинских организациях при наличии медицинских показаний. Направление граждан на внеочередное оказание медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями, к которым граждане были прикреплены в период работы до выхода на пенсию и в которых им продолжает оказываться медицинская помощь после выхода на пенсию, или медицинскими организациями, выбранными гражданами в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Медицинская помощь гражданам оказывается в федеральных медицинских организациях при наличии медицинских показаний. Направление граждан на внеочередное оказание медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями, к которым граждане были прикреплены в период работы до выхода на пенсию и в которых им продолжает оказываться медицинская помощь после выхода на пенсию, или медицинскими организациями, выбранными гражданами в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Статья: Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)
(Сергеев Ю.Д., Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Голева И.В., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 4)В целях обеспечения качества, эффективности и безопасности медицинской деятельности при назначении лекарственных препаратов, имеющих в инструкции по медицинскому применению ограничения (по возрасту, по показаниям, не упомянутым в инструкции), но при этом необходимых для лечения пациентов по жизненным показаниям, в нашей медицинской организации внедрен в клиническую практику локальный нормативный акт, разработанный в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <11>, Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" <12>, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 9 августа 2005 г. N 494 "О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям" <13>, Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" <14>, Приказа Минздрава России от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" <15>, решения Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 87 "Об утверждении Правил надлежащей практики фармаконадзора Евразийского экономического союза" <16>, включающий в себя следующие требования к назначению лекарственных препаратов off-label:
(Сергеев Ю.Д., Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Голева И.В., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 4)В целях обеспечения качества, эффективности и безопасности медицинской деятельности при назначении лекарственных препаратов, имеющих в инструкции по медицинскому применению ограничения (по возрасту, по показаниям, не упомянутым в инструкции), но при этом необходимых для лечения пациентов по жизненным показаниям, в нашей медицинской организации внедрен в клиническую практику локальный нормативный акт, разработанный в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <11>, Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" <12>, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 9 августа 2005 г. N 494 "О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям" <13>, Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" <14>, Приказа Минздрава России от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" <15>, решения Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 87 "Об утверждении Правил надлежащей практики фармаконадзора Евразийского экономического союза" <16>, включающий в себя следующие требования к назначению лекарственных препаратов off-label:
Статья: Оспаривание психиатрического диагноза в целях реализации гражданских прав
(Бобровская О.Н., Миронова О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 2)В соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" <1> (далее - Закон об охране здоровья граждан в РФ) для принятия обоснованных решений, возникающих в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения, а также осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в медицинской организации создается врачебная комиссия.
(Бобровская О.Н., Миронова О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 2)В соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" <1> (далее - Закон об охране здоровья граждан в РФ) для принятия обоснованных решений, возникающих в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения, а также осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в медицинской организации создается врачебная комиссия.
Статья: Экспертиза профессиональной пригодности: цели и порядок проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ.