275 фз кооперация
Подборка наиболее важных документов по запросу 275 фз кооперация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2025 N 13АП-39775/2024 по делу N А56-45778/2022
Процессуальные вопросы: О замене стороны правопреемником.
Решение: Удовлетворено, так как обоснованность заявления о замене стороны правопреемником подтверждена договором цессии.Договор цессии, заключенный между Заявителем и Истцом не может являться ничтожной сделкой в силу статьи 168 ГК РФ, поскольку договор цессии не нарушает требования Закона N 275-ФЗ, не посягает на публичные интересы и права (Государственного заказчика, кооперации головного исполнителя).
Процессуальные вопросы: О замене стороны правопреемником.
Решение: Удовлетворено, так как обоснованность заявления о замене стороны правопреемником подтверждена договором цессии.Договор цессии, заключенный между Заявителем и Истцом не может являться ничтожной сделкой в силу статьи 168 ГК РФ, поскольку договор цессии не нарушает требования Закона N 275-ФЗ, не посягает на публичные интересы и права (Государственного заказчика, кооперации головного исполнителя).
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 N 11АП-1837/2023 по делу N А55-16758/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору на изготовление и поставку изделий, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.Как верно отмечено судом первой инстанции, при таких обстоятельствах контрдовод ответчика о том, что в силу особенностей законодательного регулирования отношений в рамках Закона N 275-ФЗ Покупатель становится в зависимое положение от поступления денежных средств от головного исполнителя в рамках кооперации исполнителей государственного оборонного заказа на отдельный счет, открытый в уполномоченном банке, нельзя признать обоснованным и подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, поскольку данная позиция ответчика, по сути, означает изменение им в одностороннем порядке установленного Договором обязательства Покупателя своевременно оплатить поставленную ему Поставщиком продукцию, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении нормы права о недопустимости одностороннего изменения условий обязательства, содержащейся в п. 1 ст. 310 ГК РФ.
Требование: О взыскании задолженности по договору на изготовление и поставку изделий, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.Как верно отмечено судом первой инстанции, при таких обстоятельствах контрдовод ответчика о том, что в силу особенностей законодательного регулирования отношений в рамках Закона N 275-ФЗ Покупатель становится в зависимое положение от поступления денежных средств от головного исполнителя в рамках кооперации исполнителей государственного оборонного заказа на отдельный счет, открытый в уполномоченном банке, нельзя признать обоснованным и подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, поскольку данная позиция ответчика, по сути, означает изменение им в одностороннем порядке установленного Договором обязательства Покупателя своевременно оплатить поставленную ему Поставщиком продукцию, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении нормы права о недопустимости одностороннего изменения условий обязательства, содержащейся в п. 1 ст. 310 ГК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязан ли субподрядчик открыть специальный (отдельный) счет в рамках исполнения государственного оборонного заказа?
(Консультация эксперта, 2025)Головной исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Головной исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
Вопрос: Можно ли не информировать контрагента-поставщика о том, что договор заключается в рамках государственного оборонного заказа, в том числе в случае, если будет перечисляться сумма не более 3 млн руб. в месяц? Каковы последствия для поставщика? Может ли договор быть расторгнут по инициативе поставщика?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ)).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.06.2015 N 159-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации""Информация об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предоставляется кредитными организациями в соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".".
(ред. от 28.12.2024)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации""Информация об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предоставляется кредитными организациями в соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".".
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О банках и банковской деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Информация об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предоставляется кредитными организациями в соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка, в случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
(ред. от 31.07.2025)
"О банках и банковской деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Информация об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предоставляется кредитными организациями в соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка, в случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Согласно общему правилу, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 8.3, в статье 8.4 Закона N 275-ФЗ, суть специального режима отдельных счетов заключается в том, что списание денежных средств с них допускается только на другие отдельные счета, открываемые в рамках исполнения ГОЗ, для осуществления выплат лицам, входящим в кооперацию головного исполнителя. Изъятия из данного правила перечислены в подпунктах "а" - "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Закона N 275-ФЗ и содержатся в перечне исключений, изложенных в статье 8.4 указанного Закона.
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Согласно общему правилу, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 8.3, в статье 8.4 Закона N 275-ФЗ, суть специального режима отдельных счетов заключается в том, что списание денежных средств с них допускается только на другие отдельные счета, открываемые в рамках исполнения ГОЗ, для осуществления выплат лицам, входящим в кооперацию головного исполнителя. Изъятия из данного правила перечислены в подпунктах "а" - "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Закона N 275-ФЗ и содержатся в перечне исключений, изложенных в статье 8.4 указанного Закона.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- предоставление информации кредитными организациями государственному заказчику государственного оборонного заказа, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка: об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (ст. ст. 8.9 - 8.13) (ч. 37 комментируемой статьи);
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- предоставление информации кредитными организациями государственному заказчику государственного оборонного заказа, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка: об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (ст. ст. 8.9 - 8.13) (ч. 37 комментируемой статьи);
Вопрос: Может ли исполнитель оплатить семинар по гособоронзаказу с отдельного счета, открытого для исполнения гособоронзаказа, образовательной организации, не имеющей отдельного счета для исполнения гособоронзаказа?
(Консультация эксперта, 2024)Суть специального режима данного счета заключается в том, что списание денежных средств с него допускается только на другие отдельные счета, открываемые в рамках исполнения государственного оборонного заказа, для осуществления выплат лицам, входящим в кооперацию головного исполнителя. Изъятия из данного правила перечислены в пп. "а" - "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ и содержатся в перечне исключений, изложенных в ст. 8.4 упомянутого Закона (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.12.2018 N 303-ЭС18-10508).
(Консультация эксперта, 2024)Суть специального режима данного счета заключается в том, что списание денежных средств с него допускается только на другие отдельные счета, открываемые в рамках исполнения государственного оборонного заказа, для осуществления выплат лицам, входящим в кооперацию головного исполнителя. Изъятия из данного правила перечислены в пп. "а" - "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ и содержатся в перечне исключений, изложенных в ст. 8.4 упомянутого Закона (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.12.2018 N 303-ЭС18-10508).
Вопрос: Организация планирует заключить договор поставки товара в рамках гособоронзаказа на сумму менее 3 млн руб. В договоре указан номер ИГК, но отсутствует указание на открытие специального счета. Организация не является исполнителем первого уровня. Обязана ли организация вести раздельный учет?
(Консультация эксперта, 2023)- включает положения типовых условий контрактов, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 275-ФЗ, в контракты, заключаемые с исполнителями (п. 1.1);
(Консультация эксперта, 2023)- включает положения типовых условий контрактов, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 275-ФЗ, в контракты, заключаемые с исполнителями (п. 1.1);
Вопрос: В банк поступило постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства (взыскиваются задолженность по налогам и сумма исполнительского сбора со счета N 40706). Банк списал денежные средства со счета и перечислил их на депозитный счет судебных приставов. Правомерны ли действия банка?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ)).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)47. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)47. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вопрос: Может ли индивидуальный предприниматель быть исполнителем гособоронзаказа?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, - это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, - это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Вопрос: Общество обязано осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Вместе с тем оно является исполнителем по гособоронзаказу в соответствии с Законом N 275-ФЗ. В соответствии с каким законом общество обязано осуществлять закупки в рамках исполнения гособоронзаказа?
(Консультация эксперта, 2023)Вместе с тем оно входит в кооперацию головного исполнителя и является исполнителем по договору, заключенному в рамках исполнения гособоронзаказа в соответствии с Законом N 275-ФЗ.
(Консультация эксперта, 2023)Вместе с тем оно входит в кооперацию головного исполнителя и является исполнителем по договору, заключенному в рамках исполнения гособоронзаказа в соответствии с Законом N 275-ФЗ.
Статья: Административная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 8 Закона N 275-ФЗ головной исполнитель обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта. В комментируемом деле речь шла о нарушении срока государственного контракта именно головным исполнителем. В связи с чем антимонопольный орган необоснованно сослался на нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ, поскольку данная норма не относится к головным исполнителям государственного оборонного заказа. Она касается исполнителей, заключающих договоры в целях выполнения государственного оборонного заказа.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 8 Закона N 275-ФЗ головной исполнитель обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта. В комментируемом деле речь шла о нарушении срока государственного контракта именно головным исполнителем. В связи с чем антимонопольный орган необоснованно сослался на нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ, поскольку данная норма не относится к головным исполнителям государственного оборонного заказа. Она касается исполнителей, заключающих договоры в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Вопрос: Вправе ли исполнители, участвующие в поставках продукции по государственному оборонному заказу, не применять уровень рентабельности, определенный государственным заказчиком?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) формирование цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязанностью государственного заказчика. При этом государственный заказчик, формируя цену государственного контракта, устанавливает цену продукции, поставляемой единственным поставщиком, в том числе на основе анализа представленного единственным поставщиком предложения о цене, подготавливаемого с участием исполнителей, входящих в его кооперацию (пункты 129, 155 Положения N 1465).
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) формирование цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязанностью государственного заказчика. При этом государственный заказчик, формируя цену государственного контракта, устанавливает цену продукции, поставляемой единственным поставщиком, в том числе на основе анализа представленного единственным поставщиком предложения о цене, подготавливаемого с участием исполнителей, входящих в его кооперацию (пункты 129, 155 Положения N 1465).