25 части 1 статьи 93 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
(постатейный)
(под ред. Б.Е. Кошелюка)
("Проспект", 2019)Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
(постатейный)
(под ред. Б.Е. Кошелюка)
("Проспект", 2019)Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
"Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(постатейный)
(под ред. Р.Ю. Закирова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
(постатейный)
(под ред. Р.Ю. Закирова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)25) заключение контракта в соответствии с пунктом 6 части 2, пунктом 6 части 3, пунктом 2 части 4, частями 5, 6 и 8 статьи 52 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)25) заключение контракта в соответствии с пунктом 6 части 2, пунктом 6 части 3, пунктом 2 части 4, частями 5, 6 и 8 статьи 52 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи;
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (август 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)На основании изложенного, в соответствии с положениями, изложенными в подпунктах "г", "е" пункта 13 Правил, а также руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Комиссия ФАС России правомерно приняла решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)На основании изложенного, в соответствии с положениями, изложенными в подпунктах "г", "е" пункта 13 Правил, а также руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Комиссия ФАС России правомерно приняла решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Это ограничение не касается контрактов, заключенных с единственным поставщиком, поскольку извещение о закупке в таком случае не оформляется (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Исключение - контракты по результатам несостоявшихся конкурентных процедур, которые также заключаются на условиях извещения (п. п. 24, 25 ч. 1, п. 1 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Это ограничение не касается контрактов, заключенных с единственным поставщиком, поскольку извещение о закупке в таком случае не оформляется (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Исключение - контракты по результатам несостоявшихся конкурентных процедур, которые также заключаются на условиях извещения (п. п. 24, 25 ч. 1, п. 1 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: О сроке заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если электронный запрос котировок признан несостоявшимся.
(Письмо Минфина России от 31.10.2024 N 24-06-06/106631)В силу положений части 8 статьи 52, пункта 4 части 5 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в случае признания электронного запроса котировок несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом N 44-ФЗ либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Письмо Минфина России от 31.10.2024 N 24-06-06/106631)В силу положений части 8 статьи 52, пункта 4 части 5 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в случае признания электронного запроса котировок несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом N 44-ФЗ либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Готовое решение: Как составить и разместить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)с единственным поставщиком, которые заключены в соответствии с ч. 1, 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок. Информацию о контрактах, заключенных на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам закупок только среди СМП и СОНКО, указывать не надо;
(КонсультантПлюс, 2025)с единственным поставщиком, которые заключены в соответствии с ч. 1, 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок. Информацию о контрактах, заключенных на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам закупок только среди СМП и СОНКО, указывать не надо;
Готовое решение: Как направить заказчику протокол разногласий к государственному контракту
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях закупок у единственного поставщика составление протокола разногласий допускается. Так, в случае закупки у единственного поставщика в соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам несостоявшегося электронного конкурса или аукциона (в том числе закрытого) составление протокола разногласий предусмотрено порядком заключения контракта (п. 2 ч. 3 ст. 51, п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При иных закупках у единственного поставщика порядок заключения контракта не регламентирован. Поэтому составление протокола разногласий возможно в силу применения положений ГК РФ, поскольку законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях указанного Кодекса. Например, такой протокол может понадобиться для ответа заказчику о согласии заключить контракт на иных условиях или для урегулирования разногласий по отдельным условиям контракта на поставку товара (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 443, 507, п. п. 2, 3 ст. 528 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях закупок у единственного поставщика составление протокола разногласий допускается. Так, в случае закупки у единственного поставщика в соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам несостоявшегося электронного конкурса или аукциона (в том числе закрытого) составление протокола разногласий предусмотрено порядком заключения контракта (п. 2 ч. 3 ст. 51, п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При иных закупках у единственного поставщика порядок заключения контракта не регламентирован. Поэтому составление протокола разногласий возможно в силу применения положений ГК РФ, поскольку законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях указанного Кодекса. Например, такой протокол может понадобиться для ответа заказчику о согласии заключить контракт на иных условиях или для урегулирования разногласий по отдельным условиям контракта на поставку товара (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 443, 507, п. п. 2, 3 ст. 528 ГК РФ).
Готовое решение: Как составить описание объекта закупки (техническое задание) для закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Нормы, регулирующие порядок закупок у единственного поставщика, не обязывают заказчика составлять описание объекта закупки (Письмо Минфина России от 19.09.2025 N 24-06-06/91154). Исключение - контракты с единственным поставщиком, которые заключаются по результатам несостоявшихся конкурентных процедур на основании п. п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Они заключаются на условиях, предусмотренных извещением о несостоявшейся закупке, в том числе с учетом описания объекта закупки, содержащегося в таком извещении (п. 1 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Нормы, регулирующие порядок закупок у единственного поставщика, не обязывают заказчика составлять описание объекта закупки (Письмо Минфина России от 19.09.2025 N 24-06-06/91154). Исключение - контракты с единственным поставщиком, которые заключаются по результатам несостоявшихся конкурентных процедур на основании п. п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Они заключаются на условиях, предусмотренных извещением о несостоявшейся закупке, в том числе с учетом описания объекта закупки, содержащегося в таком извещении (п. 1 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка у единственного поставщика осуществляется по п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ из-за того, что не состоялась электронная процедура, закрытая электронная процедура, то контракт нужно заключить с использованием ЕИС, электронной площадки (специализированной электронной площадки) (ч. 3 ст. 24, ч. 6 ст. 50, ст. 51, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76, п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка у единственного поставщика осуществляется по п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ из-за того, что не состоялась электронная процедура, закрытая электронная процедура, то контракт нужно заключить с использованием ЕИС, электронной площадки (специализированной электронной площадки) (ч. 3 ст. 24, ч. 6 ст. 50, ст. 51, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76, п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если контракт заключен по результатам закупки среди СМП (СОНКО), то размер штрафа ограничен: 1% от цены контракта (этапа), но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб. Такой же размер штрафа применяется и по контракту, который заключается с единственным поставщиком после признания указанной закупки несостоявшейся. Это следует, в частности, из п. 3 Письма Минфина России от 06.10.2017 N 24-05-07/65542.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если контракт заключен по результатам закупки среди СМП (СОНКО), то размер штрафа ограничен: 1% от цены контракта (этапа), но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб. Такой же размер штрафа применяется и по контракту, который заключается с единственным поставщиком после признания указанной закупки несостоявшейся. Это следует, в частности, из п. 3 Письма Минфина России от 06.10.2017 N 24-05-07/65542.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (апрель 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ФАС России рассмотрела обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Обращение), направленное ФКУ "ФЦПИЛО" Минздрава России (далее - Заказчик) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ФАС России рассмотрела обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Обращение), направленное ФКУ "ФЦПИЛО" Минздрава России (далее - Заказчик) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Статья: Особенности правового регулирования осуществления закупок учреждениями здравоохранения
(Буткевич О.В., Кучер Е.С.)
("Юрист", 2024, N 9)При выборе способа осуществления закупки важную роль играет цель данной закупки и стоимость необходимых товаров. Электронный запрос котировок, в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, можно провести в случае непревышения НМЦК 10 млн рублей. Данный способ определения поставщика, независимо от годового объема закупок и НМЦК, заказчик имеет право применить в отношении закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Закупка на неконкурентной основе (у единственного поставщика) возможна только в случаях, прямо указанных в ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 4, 25, 28 ч. 1).
(Буткевич О.В., Кучер Е.С.)
("Юрист", 2024, N 9)При выборе способа осуществления закупки важную роль играет цель данной закупки и стоимость необходимых товаров. Электронный запрос котировок, в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, можно провести в случае непревышения НМЦК 10 млн рублей. Данный способ определения поставщика, независимо от годового объема закупок и НМЦК, заказчик имеет право применить в отношении закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Закупка на неконкурентной основе (у единственного поставщика) возможна только в случаях, прямо указанных в ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 4, 25, 28 ч. 1).