224 фз государственно
Подборка наиболее важных документов по запросу 224 фз государственно (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государство как инвестор: бюджетно-правовой аспект
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)<20> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" // СЗ РФ. 2005. N 30 (часть II). Ст. 3126; Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4350.
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)<20> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" // СЗ РФ. 2005. N 30 (часть II). Ст. 3126; Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4350.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Закон о государственно-частном партнерстве - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Закон о государственно-частном партнерстве - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"1) если в соответствии с частями 1 - 3, 9 статьи 9 настоящего Федерального закона измененные акты (решения) не применяются к организации, реализующей проект, публично-правовое образование не несет ответственности за изменение указанных актов (решений) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и условиями концессионного соглашения и (или) соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве;
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"1) если в соответствии с частями 1 - 3, 9 статьи 9 настоящего Федерального закона измененные акты (решения) не применяются к организации, реализующей проект, публично-правовое образование не несет ответственности за изменение указанных актов (решений) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и условиями концессионного соглашения и (или) соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве;
Статья: Развитие договорных механизмов государственно-частного партнерства как фактор достижения устойчивого экономического роста
(Козлова Е.Б.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Государственно-частное партнерство, согласно ст. 1 и 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", есть основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров в целях привлечения в экономику частных инвестиций и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления. Приоритет экономических целей государственно-частного партнерства обусловливает и более детальную разработанность экономической составляющей данного института по сравнению с его правовой компонентой.
(Козлова Е.Б.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Государственно-частное партнерство, согласно ст. 1 и 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", есть основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров в целях привлечения в экономику частных инвестиций и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления. Приоритет экономических целей государственно-частного партнерства обусловливает и более детальную разработанность экономической составляющей данного института по сравнению с его правовой компонентой.
Статья: Комплексное развитие территорий: итоги, проблемы, перспективы
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В настоящее время для повышения результативности применения механизма КРТ много говорят о необходимости партнерства органов исполнительной власти и местного самоуправления с девелоперскими компаниями. Сегодня идеология государственно-частного партнерства строится на идее привлечения частных партнеров к решению вопросов, отнесенных в соответствии с законодательством к полномочиям органов исполнительной власти и местного самоуправления, в целях привлечения в экономику частных инвестиций и повышения качества публичных услуг (см. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации...").
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В настоящее время для повышения результативности применения механизма КРТ много говорят о необходимости партнерства органов исполнительной власти и местного самоуправления с девелоперскими компаниями. Сегодня идеология государственно-частного партнерства строится на идее привлечения частных партнеров к решению вопросов, отнесенных в соответствии с законодательством к полномочиям органов исполнительной власти и местного самоуправления, в целях привлечения в экономику частных инвестиций и повышения качества публичных услуг (см. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации...").
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В России есть также и регулирование, связанное с ГЧП. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные проекты Российской Федерации" одним из видов объектов государственно-частного партнерства являются информационные технологии, которые подразумевают под собой программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы либо их совокупность [332]. Соответственно, в данное понятие включены технологии ИИ, в отношение которых может быть заключено соглашение государственно-частного партнерства или договор концессии, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования таких объектов информационных технологий. При этом отсутствуют комплексные правовые механизмы, учитывающие специфику и особенности применения технологий ИИ в различных инфраструктурных сферах [333].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В России есть также и регулирование, связанное с ГЧП. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные проекты Российской Федерации" одним из видов объектов государственно-частного партнерства являются информационные технологии, которые подразумевают под собой программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы либо их совокупность [332]. Соответственно, в данное понятие включены технологии ИИ, в отношение которых может быть заключено соглашение государственно-частного партнерства или договор концессии, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования таких объектов информационных технологий. При этом отсутствуют комплексные правовые механизмы, учитывающие специфику и особенности применения технологий ИИ в различных инфраструктурных сферах [333].
Статья: О методах оценки финансовых рисков исполнителей проектов ГЧП
(Стерник С.Г., Арефьев Р.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)2) соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Стерник С.Г., Арефьев Р.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)2) соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Трансакционные издержки и участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)<2> См.: Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ГЧП).
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)<2> См.: Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ГЧП).
Статья: Трансформация форм инвестирования кредитных организаций в условиях цифровизации на примере Российской Федерации и Азербайджанской Республики
(Кырлан М.Г.)
("Современное право", 2025, N 5)В России проектное финансирование регулируется как общими нормами ГК РФ (глава 42 "Заем и кредит"), так и специальными положениями, например, Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако ключевые риски, такие как неопределенность доходов от проекта, часто требуют дополнительных гарантий, не всегда предусмотренных законодательством. В Азербайджане правовое регулирование проектного финансирования осуществляется в рамках ГК Азербайджанской Республики и специальных законов, таких как Закон Азербайджанской Республики от 22.06.2022 N 551-VIQ "Об инвестиционной деятельности". Важную роль играет также Закон Азербайджанской Республики от 16.01.2004 N 590-IIQ "О банках", определяющий правовые основы банковской деятельности в сфере проектного финансирования. При этом существующая нормативная база требует дальнейшего совершенствования для более эффективного управления рисками в крупных инвестиционных проектах. Соответственно, в России проектное и корпоративное финансирование все чаще используется при реализации крупных инвестиционных проектов и содействии бизнесу. Банки участвуют не только в роли кредиторов, но и в организованных выпусках облигаций и сделках M&A, направленных на долгосрочное развитие корпоративного сектора и стабилизацию финансовых потоков.
(Кырлан М.Г.)
("Современное право", 2025, N 5)В России проектное финансирование регулируется как общими нормами ГК РФ (глава 42 "Заем и кредит"), так и специальными положениями, например, Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако ключевые риски, такие как неопределенность доходов от проекта, часто требуют дополнительных гарантий, не всегда предусмотренных законодательством. В Азербайджане правовое регулирование проектного финансирования осуществляется в рамках ГК Азербайджанской Республики и специальных законов, таких как Закон Азербайджанской Республики от 22.06.2022 N 551-VIQ "Об инвестиционной деятельности". Важную роль играет также Закон Азербайджанской Республики от 16.01.2004 N 590-IIQ "О банках", определяющий правовые основы банковской деятельности в сфере проектного финансирования. При этом существующая нормативная база требует дальнейшего совершенствования для более эффективного управления рисками в крупных инвестиционных проектах. Соответственно, в России проектное и корпоративное финансирование все чаще используется при реализации крупных инвестиционных проектов и содействии бизнесу. Банки участвуют не только в роли кредиторов, но и в организованных выпусках облигаций и сделках M&A, направленных на долгосрочное развитие корпоративного сектора и стабилизацию финансовых потоков.
Статья: Право и 3D-биопечать: проблемы, риски, перспективы
(Романовский Г.Б., Романовская О.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Подобный опыт дает положительный эффект, аналогичный сценарий может быть распространен в России. Для его реализации необходимо задействовать потенциал Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В России есть свои разработки, где следует выделить лабораторию 3D Bioprinting Solutions, на базе которой объединяли усилия компания "ИНВИТРО" и Роскосмос <5>. Результатом сотрудничества стала биопечать мышечной ткани на борту Международной космической станции (российский сегмент). Есть удачная попытка 3D-печати щитовидной железы <6>. В настоящее время реализуются проекты совместно с Главным военным клиническим госпиталем им. Н.Н. Бурденко Министерства обороны РФ и Национальным исследовательским технологическим университетом МИСИС, цель которых создание компактного 3D-биопринтера в виде роборуки для применения в операционной in situ. Такая модель будет использоваться, например, для печати кожи на месте ожога. В декабре 2023 г. была проведена первая успешная подобная операция на человеке <7>. Университет МИСИС объявил в феврале 2023 г. о наборе на новую образовательную программу по подготовке специалистов в области архитектуры органов. Такие проекты нуждаются в государственной поддержке, поскольку уже сейчас многими экспертами констатируются факты давления со стороны основных участников рынка, пытающихся сформировать собственные правила поведения в новой отрасли, но учитывающих в большей мере интересы собственных компаний. Партнером инициатив выступает государственная корпорация "Росатом". Государственная поддержка может быть осуществлена благодаря принятию правительственной программы развития, которая могла бы также объединить усилия различных субъектов по достижению сформулированных целей.
(Романовский Г.Б., Романовская О.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Подобный опыт дает положительный эффект, аналогичный сценарий может быть распространен в России. Для его реализации необходимо задействовать потенциал Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В России есть свои разработки, где следует выделить лабораторию 3D Bioprinting Solutions, на базе которой объединяли усилия компания "ИНВИТРО" и Роскосмос <5>. Результатом сотрудничества стала биопечать мышечной ткани на борту Международной космической станции (российский сегмент). Есть удачная попытка 3D-печати щитовидной железы <6>. В настоящее время реализуются проекты совместно с Главным военным клиническим госпиталем им. Н.Н. Бурденко Министерства обороны РФ и Национальным исследовательским технологическим университетом МИСИС, цель которых создание компактного 3D-биопринтера в виде роборуки для применения в операционной in situ. Такая модель будет использоваться, например, для печати кожи на месте ожога. В декабре 2023 г. была проведена первая успешная подобная операция на человеке <7>. Университет МИСИС объявил в феврале 2023 г. о наборе на новую образовательную программу по подготовке специалистов в области архитектуры органов. Такие проекты нуждаются в государственной поддержке, поскольку уже сейчас многими экспертами констатируются факты давления со стороны основных участников рынка, пытающихся сформировать собственные правила поведения в новой отрасли, но учитывающих в большей мере интересы собственных компаний. Партнером инициатив выступает государственная корпорация "Росатом". Государственная поддержка может быть осуществлена благодаря принятию правительственной программы развития, которая могла бы также объединить усилия различных субъектов по достижению сформулированных целей.
Статья: О мерах экономического стимулирования инвесторов в комплексном развитии территории
(Максимкина Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Нам представляется, что с такой точкой зрения трудно согласиться. В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о ГЧП) предусмотрены следующие цели соглашения о ГЧП:
(Максимкина Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Нам представляется, что с такой точкой зрения трудно согласиться. В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о ГЧП) предусмотрены следующие цели соглашения о ГЧП:
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)7. В ч. 6 комментируемой статьи устанавливается изъятие из сферы действия ч. 4 и 5 данной статьи для нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, осуществляемых на основе соглашений с участием Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Изъятие не затрагивает случаи, связанные с реализацией проектов государственно-частного партнерства, осуществляемых на основе соглашений, публичным партнером по которым являются субъект Российской Федерации, орган власти федеральной территории или муниципальное образование. В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)7. В ч. 6 комментируемой статьи устанавливается изъятие из сферы действия ч. 4 и 5 данной статьи для нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, осуществляемых на основе соглашений с участием Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Изъятие не затрагивает случаи, связанные с реализацией проектов государственно-частного партнерства, осуществляемых на основе соглашений, публичным партнером по которым являются субъект Российской Федерации, орган власти федеральной территории или муниципальное образование. В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Статья: Об одностороннем отказе от исполнения договора государственно-частного партнерства
(Фроловский Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)<2> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4350 (далее - ФЗ о ГЧП).
(Фроловский Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)<2> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4350 (далее - ФЗ о ГЧП).