212 фз пенсионный
Подборка наиболее важных документов по запросу 212 фз пенсионный (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1110 "Наследование" ГК РФ"Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования М., С., Ш. о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области обязанности произвести возврат суммы излишне уплаченных ФИО46 М.А. страховых взносов суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 218, 1110, 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", установив факт переплаты ФИО47 М.А. по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходил из того, что истцы как наследники ФИО48 М.А. имеют право на получение излишне уплаченных наследодателем сумм страховых взносов, включенных в наследственную массу, в связи с чем обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области произвести возврат суммы излишне уплаченных ФИО49 М.А. страховых взносов в пользу М. в сумме 25 588 руб. 77 коп., в пользу С. в сумме 25 588 руб. 77 коп., в пользу Ш. в сумме 51 177 руб. 54 коп."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 428 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"С введением в действие названных законов данный правовой механизм изменен. На работодателей возложена обязанность по уплате за период с 1 января 2013 года страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 583 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ), а с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам. Условия назначения пенсии по старости применяются, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в порядке, действовавшем до дня вступления в силу того же Федерального закона (часть 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ, часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)"Оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", суды удовлетворили заявленное требование, признав, что установленная обществом компенсация на питание работников по своему назначению носит социальный характер, не зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, не является вознаграждением за труд, не является стимулирующими или компенсационными выплатами.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)"Оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", суды удовлетворили заявленное требование, признав, что установленная обществом компенсация на питание работников по своему назначению носит социальный характер, не зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, не является вознаграждением за труд, не является стимулирующими или компенсационными выплатами.
Статья: Взносы в социальные фонды: политико-правовые аспекты реформ
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)С 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" <10> и Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, оформивший сопутствующие изменения в иные законодательные акты <11>. В результате данных изменений в законодательстве фонды стали контролировать исчисление и уплату страховых взносов с 2010 г.
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)С 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" <10> и Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, оформивший сопутствующие изменения в иные законодательные акты <11>. В результате данных изменений в законодательстве фонды стали контролировать исчисление и уплату страховых взносов с 2010 г.
Нормативные акты
Справочная информация: "Пособие по временной нетрудоспособности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)5.1. Размер среднего заработка за расчетный период определяется за последние два календарных года, которые предшествовали году наступления временной нетрудоспособности застрахованного лица (расчетный период). При этом учитываются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)5.1. Размер среднего заработка за расчетный период определяется за последние два календарных года, которые предшествовали году наступления временной нетрудоспособности застрахованного лица (расчетный период). При этом учитываются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
(ред. от 29.09.2025)
"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)"Оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", суды удовлетворили заявленное требование, признав, что установленная обществом компенсация на питание работников по своему назначению носит социальный характер, не зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, не является вознаграждением за труд, не является стимулирующими или компенсационными выплатами.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)"Оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", суды удовлетворили заявленное требование, признав, что установленная обществом компенсация на питание работников по своему назначению носит социальный характер, не зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, не является вознаграждением за труд, не является стимулирующими или компенсационными выплатами.
Статья: Компенсация за задержку зарплаты: начислять страховые взносы или нет?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Такой же позиции придерживался и Минтруд России в период, когда исчисление и уплата страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), ст. 9 которого содержала положения, аналогичные подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ. В письмах от 28.04.2016 N 17-3/ООГ-692, от 27.04.2016 N 17-4/ООГ-701, от 23.10.2015 N 17-3/В-517, от 03.08.2015 N 17-3/В-398 специалисты трудового ведомства указывали, что на денежную компенсацию, выплачиваемую работнику организацией-работодателем за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, не распространяется действие ст. 9 Закона N 212-ФЗ и, следовательно, данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты в рамках трудовых отношений.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Такой же позиции придерживался и Минтруд России в период, когда исчисление и уплата страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), ст. 9 которого содержала положения, аналогичные подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ. В письмах от 28.04.2016 N 17-3/ООГ-692, от 27.04.2016 N 17-4/ООГ-701, от 23.10.2015 N 17-3/В-517, от 03.08.2015 N 17-3/В-398 специалисты трудового ведомства указывали, что на денежную компенсацию, выплачиваемую работнику организацией-работодателем за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, не распространяется действие ст. 9 Закона N 212-ФЗ и, следовательно, данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты в рамках трудовых отношений.
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<23> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738 (утратил юридическую силу).
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<23> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738 (утратил юридическую силу).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данный пункт введен с 3 января 2014 г. Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 358-ФЗ <130>, которым также указанные документы обозначены в качестве исключения в пункте 5 данной части, называющем такой вид исполнительных документов, как акты органов, осуществляющих контрольные функции. Указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (наименование в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ) <131> в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды. Об этих изменениях сообщено в Письме ФССП России от 31 января 2014 г. N 00014/14/4906-АП "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" <132>. Названный Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ признан утратившим силу Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ <133> в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ <134>, внесшего изменения в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование";
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данный пункт введен с 3 января 2014 г. Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 358-ФЗ <130>, которым также указанные документы обозначены в качестве исключения в пункте 5 данной части, называющем такой вид исполнительных документов, как акты органов, осуществляющих контрольные функции. Указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (наименование в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ) <131> в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды. Об этих изменениях сообщено в Письме ФССП России от 31 января 2014 г. N 00014/14/4906-АП "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" <132>. Названный Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ признан утратившим силу Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ <133> в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ <134>, внесшего изменения в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование";
Статья: Изменения в Законе об обязательном пенсионном страховании: отказ от предельной величины базы для страховых взносов
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)В 2009 г. был принят Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Согласно этому Закону указанная предельная величина, свыше которой страховой тариф по обязательному пенсионному страхованию был установлен в размере 10%, составила 415 тыс. руб.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)В 2009 г. был принят Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Согласно этому Закону указанная предельная величина, свыше которой страховой тариф по обязательному пенсионному страхованию был установлен в размере 10%, составила 415 тыс. руб.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)- работодателем (страхователем) путем уплаты за период с 1 января 2022 г. страховых взносов по дополнительному тарифу, который был предусмотрен на период до проведения специальной оценки условий их труда согласно ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" <1> с включением соответствующих периодов их трудовой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанном основании;
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)- работодателем (страхователем) путем уплаты за период с 1 января 2022 г. страховых взносов по дополнительному тарифу, который был предусмотрен на период до проведения специальной оценки условий их труда согласно ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" <1> с включением соответствующих периодов их трудовой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанном основании;
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Анализ условия о доле доходов от реализации, дающей право на применение пониженного тарифа страховых взносов, в настоящее время включенной в НК РФ, проведен с учетом действия до 1 января 2017 г. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" <20> (далее - Закон N 212-ФЗ). Практика применения данной нормы показала недостаточную ее ясность.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Анализ условия о доле доходов от реализации, дающей право на применение пониженного тарифа страховых взносов, в настоящее время включенной в НК РФ, проведен с учетом действия до 1 января 2017 г. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" <20> (далее - Закон N 212-ФЗ). Практика применения данной нормы показала недостаточную ее ясность.