212 фз доп тарифы
Подборка наиболее важных документов по запросу 212 фз доп тарифы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 428 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"С введением в действие названных законов данный правовой механизм изменен. На работодателей возложена обязанность по уплате за период с 1 января 2013 года страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 583 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ), а с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам. Условия назначения пенсии по старости применяются, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в порядке, действовавшем до дня вступления в силу того же Федерального закона (часть 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ, часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 428 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с ДД.ММ.ГГГГ дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с ДД.ММ.ГГГГ - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой (с ДД.ММ.ГГГГ - страховой) пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой (страховой) пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой (страховой) пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)- работодателем (страхователем) путем уплаты за период с 1 января 2022 г. страховых взносов по дополнительному тарифу, который был предусмотрен на период до проведения специальной оценки условий их труда согласно ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" <1> с включением соответствующих периодов их трудовой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанном основании;
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)- работодателем (страхователем) путем уплаты за период с 1 января 2022 г. страховых взносов по дополнительному тарифу, который был предусмотрен на период до проведения специальной оценки условий их труда согласно ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" <1> с включением соответствующих периодов их трудовой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанном основании;
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
В каком порядке нужно исчислять пенсионные взносы по доптарифам за месяц, в котором утвержден отчет по результатам СОУТ
(КонсультантПлюс, 2025)Даны следующие разъяснения. Результаты специальной оценки условий труда используются с даты утверждения отчета, составленного по итогам ее проведения. Соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов, уплачиваемых в ПФР. За месяц, в котором был утвержден отчет, пенсионные взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, уплачиваются только с части выплат, начисленной за период со дня его утверждения до конца месяца.
В каком порядке нужно исчислять пенсионные взносы по доптарифам за месяц, в котором утвержден отчет по результатам СОУТ
(КонсультантПлюс, 2025)Даны следующие разъяснения. Результаты специальной оценки условий труда используются с даты утверждения отчета, составленного по итогам ее проведения. Соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов, уплачиваемых в ПФР. За месяц, в котором был утвержден отчет, пенсионные взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, уплачиваются только с части выплат, начисленной за период со дня его утверждения до конца месяца.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Суды пришли к выводу об отсутствии у учреждения оснований для применения предусмотренных ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат, произведенных работникам учреждения, занятым на видах работ, указанных подп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 г. - подп. 17 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ), поскольку указанные работники выработали льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получают указанную пенсию. При этом суды исходили из того, что работающим пенсионерам учреждения, занятым на упомянутом виде работ, уже была назначена трудовая пенсия по старости в связи с работой в особых условиях труда, которую они получают, и повторного назначения им указанной пенсии, а соответственно, исчисления в этих целях какого-либо льготного стажа законодательство Российской Федерации не предусматривает. Поскольку в отношении работающих пенсионеров, выработавших льготных стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда и получающих эту пенсию, у пенсионного фонда не возникает обязательств по досрочному назначению этим лицам названной пенсии, суды признали недействительным решение пенсионного фонда в оспариваемой части.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Суды пришли к выводу об отсутствии у учреждения оснований для применения предусмотренных ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат, произведенных работникам учреждения, занятым на видах работ, указанных подп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 г. - подп. 17 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ), поскольку указанные работники выработали льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получают указанную пенсию. При этом суды исходили из того, что работающим пенсионерам учреждения, занятым на упомянутом виде работ, уже была назначена трудовая пенсия по старости в связи с работой в особых условиях труда, которую они получают, и повторного назначения им указанной пенсии, а соответственно, исчисления в этих целях какого-либо льготного стажа законодательство Российской Федерации не предусматривает. Поскольку в отношении работающих пенсионеров, выработавших льготных стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда и получающих эту пенсию, у пенсионного фонда не возникает обязательств по досрочному назначению этим лицам названной пенсии, суды признали недействительным решение пенсионного фонда в оспариваемой части.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)При этом в п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ установлено, что результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 г., которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)При этом в п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ установлено, что результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 г., которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Исчисляются ли пенсионные взносы по доптарифам на выплаты пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, но продолжают работать в тех же условиях
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России разъяснил, что страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам исчисляются со всех выплат и вознаграждений в пользу работника, за исключением сумм, предусмотренных в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Выплаты в пользу лиц, являющихся получателями пенсии, в данной статье не поименованы. В ст. 58.3 названного Закона установлено, что дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ. Таким образом, с выплат в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда, страховые взносы исчисляются по дополнительным тарифам.
Исчисляются ли пенсионные взносы по доптарифам на выплаты пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, но продолжают работать в тех же условиях
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России разъяснил, что страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам исчисляются со всех выплат и вознаграждений в пользу работника, за исключением сумм, предусмотренных в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Выплаты в пользу лиц, являющихся получателями пенсии, в данной статье не поименованы. В ст. 58.3 названного Закона установлено, что дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ. Таким образом, с выплат в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда, страховые взносы исчисляются по дополнительным тарифам.
Вопрос: Следует ли начислять по дополнительным тарифам страховые взносы на ОПС с заработной платы работника, занятого на работах с вредными условиями труда менее 80% рабочего времени?
(Консультация эксперта, 2025)С выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2019 N 301-ЭС19-11403). Конституционный Суд РФ не стал рассматривать спор по данному вопросу, указав, что вышеуказанная позиция соответствует нормам законодательства, которые не могут расцениваться как нарушающие конституционные права работодателя (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 N 2890-О). Несмотря на то что судебная практика сформирована по Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ, она, по нашему мнению, может применяться по аналогии и на данный момент, когда страховые взносы регулируются НК РФ.
(Консультация эксперта, 2025)С выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2019 N 301-ЭС19-11403). Конституционный Суд РФ не стал рассматривать спор по данному вопросу, указав, что вышеуказанная позиция соответствует нормам законодательства, которые не могут расцениваться как нарушающие конституционные права работодателя (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 N 2890-О). Несмотря на то что судебная практика сформирована по Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ, она, по нашему мнению, может применяться по аналогии и на данный момент, когда страховые взносы регулируются НК РФ.
Вопрос: Должна ли организация начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты кабельщику-спайщику, занятому на вредных работах менее 80% от общего рабочего времени, если спецоценка в организации не была проведена в связи с тяжелым финансовым положением? И если должна, то по какому тарифу?
(Консультация эксперта, 2023)Несмотря на то что судебная практика сформирована по Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", полагаем, она применима к нормам НК РФ.
(Консультация эксперта, 2023)Несмотря на то что судебная практика сформирована по Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", полагаем, она применима к нормам НК РФ.
Корреспонденция счетов: Как рассчитать и отразить в учете оплату дополнительного отпуска работнице, занятой на работах с вредными условиями труда?..
(Консультация эксперта, 2025)<1> Разъяснения ФСС РФ, приведенные в Письме от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, основаны на нормах утратившего силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Однако, поскольку содержание пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 422 НК РФ, по сути, аналогично содержанию ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, считаем, что данные разъяснения применимы и в отношении страховых взносов, начисляемых после того, как Закон N 212-ФЗ утратил силу.
(Консультация эксперта, 2025)<1> Разъяснения ФСС РФ, приведенные в Письме от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, основаны на нормах утратившего силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Однако, поскольку содержание пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 422 НК РФ, по сути, аналогично содержанию ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, считаем, что данные разъяснения применимы и в отношении страховых взносов, начисляемых после того, как Закон N 212-ФЗ утратил силу.