1 части 1 статьи 30 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу 1 части 1 статьи 30 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
(постатейный)
(под ред. Б.Е. Кошелюка)
("Проспект", 2019)Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
(постатейный)
(под ред. Б.Е. Кошелюка)
("Проспект", 2019)Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
"Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(постатейный)
(под ред. Р.Ю. Закирова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
(постатейный)
(под ред. Р.Ю. Закирова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
Вопрос: Об отклонении заявки участника закупки при утрате им статуса субъекта малого предпринимательства.
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 24-06-09/87685)В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СМП, СОНКО).
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 24-06-09/87685)В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СМП, СОНКО).
Статья: Развитие законодательства об участии субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2018, N 2)Необходимо обратить внимание на еще одну проблему, возникшую при участии СМП в государственных закупках. В Законе о контрактной системе ст. 30, содержащая правила об участии СМП и СОНКО в закупках, именуется "Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках", в ч. 3 данной статьи установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установленными в ч. 1 ст. 30 способами в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. В ч. 1 ст. 30 установлена обязанность заказчиков осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, путем проведения таких способов закупок установленных в п. 1 ч. 1, как: открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2018, N 2)Необходимо обратить внимание на еще одну проблему, возникшую при участии СМП в государственных закупках. В Законе о контрактной системе ст. 30, содержащая правила об участии СМП и СОНКО в закупках, именуется "Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках", в ч. 3 данной статьи установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установленными в ч. 1 ст. 30 способами в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. В ч. 1 ст. 30 установлена обязанность заказчиков осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, путем проведения таких способов закупок установленных в п. 1 ч. 1, как: открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (декабрь 2019 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Часть 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе устанавливает, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Часть 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе устанавливает, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта.
Вопрос: О размере обеспечения исполнения контракта (договора), подлежащего казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 29.08.2025 N 02-12-12/84667)Согласно части 6.1 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту (договору) подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта (договора). При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта (договора) размер такого обеспечения устанавливается в размере до 10 процентов от НМЦК (от цены контракта (договора) в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта (договора) по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 29.08.2025 N 02-12-12/84667)Согласно части 6.1 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту (договору) подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта (договора). При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта (договора) размер такого обеспечения устанавливается в размере до 10 процентов от НМЦК (от цены контракта (договора) в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта (договора) по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Статья: Обзор затруднений, возникающих у заказчиков при осуществлении "закупок с полки"
(Чернюк Е., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не меньше определенного в соответствии с данной нормой "при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО". "Закупка с полки" к числу конкурентных способов определения поставщика не относится (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Формально она является закупкой у единственного поставщика, а такие закупки вычитаются из совокупного годового объема закупок заказчика при определении объема закупок, от которого отсчитывается необходимый минимум закупок у СМП, СОНКО (см. п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
(Чернюк Е., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не меньше определенного в соответствии с данной нормой "при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО". "Закупка с полки" к числу конкурентных способов определения поставщика не относится (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Формально она является закупкой у единственного поставщика, а такие закупки вычитаются из совокупного годового объема закупок заказчика при определении объема закупок, от которого отсчитывается необходимый минимум закупок у СМП, СОНКО (см. п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Ситуация: Обзор основных изменений по неустойкам (штрафам, пеням) при закупке по Закону N 44-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уменьшен размер штрафа для СМП (СОНКО), если контракт с ними заключен в результате закупки по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уменьшен размер штрафа для СМП (СОНКО), если контракт с ними заключен в результате закупки по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
Статья: Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)При этом в случае, если начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 20 млн рублей, заказчик вправе проводить закупку исключительно среди СМП и СОНКО. В рамках данного правила суды, учитывая приведенные законодательные положения и позицию, содержащуюся в письме Министерства экономического развития РФ от 28 января 2016 г. N ОГ-Д28-1174 <7>, обоснованно делают вывод о том, что при осуществлении совместной закупки, НМЦК которой составляет более 20 млн рублей, заказчик не вправе устанавливать ограничение участников закупки только из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Иное толкование, по мнению судейского сообщества, противоречит п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, целям ограничения по цене контракта для субъектов малого бизнеса, поскольку по результатам проведения совместного конкурса победителем заключаются контракты со всеми заказчиками на общую сумму закупки <8>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)При этом в случае, если начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 20 млн рублей, заказчик вправе проводить закупку исключительно среди СМП и СОНКО. В рамках данного правила суды, учитывая приведенные законодательные положения и позицию, содержащуюся в письме Министерства экономического развития РФ от 28 января 2016 г. N ОГ-Д28-1174 <7>, обоснованно делают вывод о том, что при осуществлении совместной закупки, НМЦК которой составляет более 20 млн рублей, заказчик не вправе устанавливать ограничение участников закупки только из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Иное толкование, по мнению судейского сообщества, противоречит п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, целям ограничения по цене контракта для субъектов малого бизнеса, поскольку по результатам проведения совместного конкурса победителем заключаются контракты со всеми заказчиками на общую сумму закупки <8>.
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (сентябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Не более 20 млн руб. (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)Не более 20 млн руб. (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ)
Вопрос: Об определении заказчиком размера обеспечения исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 24-06-06/77541)При этом, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от НМЦК (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ), уменьшенной на размер такого аванса (пункт 3 части 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 24-06-06/77541)При этом, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от НМЦК (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ), уменьшенной на размер такого аванса (пункт 3 части 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).