183-фз об экспортном
Подборка наиболее важных документов по запросу 183-фз об экспортном (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и виды юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из анализа законодательства можно сказать, что под иностранным юридическим лицом понимается юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено (абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", абз. 10 ст. 1 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из анализа законодательства можно сказать, что под иностранным юридическим лицом понимается юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено (абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", абз. 10 ст. 1 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле").
Статья: Квадрокоптеры (БПЛА, БВС): регистрация и использование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Интересное определение БПЛА дано в журнале "Армейский сборник": под БПЛА следует понимать автоматизированный интерактивный беспилотный летательный аппарат, способный выполнять полет по заданному маршруту и поддерживать свою ориентацию в пространстве без вмешательства человека, но в то же время готовый реагировать на управляющие воздействия человека-оператора (Солдатов Е.Л., Кульнев С.В., Лемешкин Р.Н. Беспилотные летательные аппараты // Армейский сборник. 2010. N 3. С. 42 - 45, Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (постатейный) (Шевченко А.В.) (отв. ред. С.Н. Бурцев) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011), п. 6 комментария к ст. 1).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Интересное определение БПЛА дано в журнале "Армейский сборник": под БПЛА следует понимать автоматизированный интерактивный беспилотный летательный аппарат, способный выполнять полет по заданному маршруту и поддерживать свою ориентацию в пространстве без вмешательства человека, но в то же время готовый реагировать на управляющие воздействия человека-оператора (Солдатов Е.Л., Кульнев С.В., Лемешкин Р.Н. Беспилотные летательные аппараты // Армейский сборник. 2010. N 3. С. 42 - 45, Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (постатейный) (Шевченко А.В.) (отв. ред. С.Н. Бурцев) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011), п. 6 комментария к ст. 1).
Нормативные акты
Справочная информация: "Списки (перечни) товаров и технологий, в отношении которых осуществляется экспортный контроль"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются постановлениями Правительства РФ в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле".
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются постановлениями Правительства РФ в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле".
Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)
"О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774);
(ред. от 07.04.2025)
"О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774);
Статья: Понятие и идентификация товаров и технологий двойного назначения в контексте права
(Саввиди К.М.)
("Современное право", 2025, N 1)- Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <1>;
(Саввиди К.М.)
("Современное право", 2025, N 1)- Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <1>;
Статья: Понятия таможенного права: проблемы толкования
(Шкиперов А.А., Альбов А.П., Арутюнян Г.В., Бурыгин А.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 6)Между тем общественные отношения, возникающие на основании и в процессе осуществления таможенными органами валютного, экспортного, других видов государственного контроля, рассмотрения дел об административных правонарушениях, производства дознания по уголовным делам о преступлениях и др. являются административными, но не таможенными правоотношениями, несмотря на наличие в них субъекта в лице таможенных органов, поскольку такие отношения урегулированы источниками не таможенного права (такими как Федеральные законы от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ и др.).
(Шкиперов А.А., Альбов А.П., Арутюнян Г.В., Бурыгин А.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 6)Между тем общественные отношения, возникающие на основании и в процессе осуществления таможенными органами валютного, экспортного, других видов государственного контроля, рассмотрения дел об административных правонарушениях, производства дознания по уголовным делам о преступлениях и др. являются административными, но не таможенными правоотношениями, несмотря на наличие в них субъекта в лице таможенных органов, поскольку такие отношения урегулированы источниками не таможенного права (такими как Федеральные законы от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ и др.).
Статья: Импортозамещение как вектор государственной экономической политики: правовой аспект
(Илюхина Ю.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Импортозамещение как вектор государственной экономической политики имеет непосредственное отношение к регулированию внешнеэкономической деятельности, которая в законодательстве определена как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле") <23>. Российский законодатель особое внимание уделяет правовому регулированию внешнеторговой деятельности, выделяя в его рамках два основных инструмента: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Оба считаются методами государственного регулирования внешней торговли товарами, при этом первый осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, а второй - путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (п. 17, 24 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") <24>.
(Илюхина Ю.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Импортозамещение как вектор государственной экономической политики имеет непосредственное отношение к регулированию внешнеэкономической деятельности, которая в законодательстве определена как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле") <23>. Российский законодатель особое внимание уделяет правовому регулированию внешнеторговой деятельности, выделяя в его рамках два основных инструмента: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Оба считаются методами государственного регулирования внешней торговли товарами, при этом первый осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, а второй - путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (п. 17, 24 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") <24>.
Статья: Идентификация в сфере искусственного интеллекта и робототехники: сравнительное исследование
(Архипов В.В., Грачева А.В., Наумов В.Б.)
("Закон", 2023, N 2)Показательным является определение идентификации, сформулированное в ст. 7 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле". Здесь под идентификацией объекта понимается не просто установление сведений о нем, но соотнесение характеристик объекта с характеристиками контролируемой продукции и сопутствующее установление ограничений, применяемых к объекту идентификации. Именно такой подход к идентификации представляется наиболее релевантным для объектов в области искусственного интеллекта и робототехники.
(Архипов В.В., Грачева А.В., Наумов В.Б.)
("Закон", 2023, N 2)Показательным является определение идентификации, сформулированное в ст. 7 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле". Здесь под идентификацией объекта понимается не просто установление сведений о нем, но соотнесение характеристик объекта с характеристиками контролируемой продукции и сопутствующее установление ограничений, применяемых к объекту идентификации. Именно такой подход к идентификации представляется наиболее релевантным для объектов в области искусственного интеллекта и робототехники.
Статья: Особенности правового механизма экспортного контроля товаров двойного назначения
(Вербицкая Т.В.)
("Юрист", 2023, N 11)Следует отметить, что в ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <14> содержатся исчерпывающие определения экспортного контроля и контролируемых товаров и технологий, однако отсутствует определение товаров двойного назначения; в ст. 4, 5 данного Федерального закона контроль за экспортом продукции военного и двойного назначения определен в качестве одного из принципов экспортного контроля.
(Вербицкая Т.В.)
("Юрист", 2023, N 11)Следует отметить, что в ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <14> содержатся исчерпывающие определения экспортного контроля и контролируемых товаров и технологий, однако отсутствует определение товаров двойного назначения; в ст. 4, 5 данного Федерального закона контроль за экспортом продукции военного и двойного назначения определен в качестве одного из принципов экспортного контроля.
Статья: Некоторые аспекты регламентации передачи прав на информационную технологию
(Максуров А.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 2)Правообладатель может передать право для использования единой технологии на территории иностранных государств только с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств. Передача права в данном случае должна соответствовать требованиям законодательства о внешнеэкономической деятельности, в частности Федеральным законам от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [22], от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" [23], от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" [24] и т.п.
(Максуров А.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 2)Правообладатель может передать право для использования единой технологии на территории иностранных государств только с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств. Передача права в данном случае должна соответствовать требованиям законодательства о внешнеэкономической деятельности, в частности Федеральным законам от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [22], от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" [23], от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" [24] и т.п.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)- Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)- Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
Статья: Актуальные проблемы осуществления таможенного контроля как метода экспортного контроля в Российской Федерации при перемещении товаров и технологий двойного назначения между государствами - членами ЕАЭС
(Шкиперов А.А., Скворцова В.А., Винькова Т.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)<4> Абзац 4 ст. 7 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" // СПС "КонсультантПлюс".
(Шкиперов А.А., Скворцова В.А., Винькова Т.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)<4> Абзац 4 ст. 7 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Право международной торговли на современном этапе
(Аксенов А.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)<18> Так, правовой основой для построения российской государственной внешнеторговой политики служат международные интеграционные акты, подписанные в рамках ЕАЭС, - Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017, а также акты ВТО: Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами 1994 (ГАТС), Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей 1994 (ТРИМС), Соглашение по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности 1994 (ТРИПС) и др. К числу основополагающих национальных публично-правовых актов в этой области относятся Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" и др.
(Аксенов А.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)<18> Так, правовой основой для построения российской государственной внешнеторговой политики служат международные интеграционные акты, подписанные в рамках ЕАЭС, - Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017, а также акты ВТО: Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами 1994 (ГАТС), Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей 1994 (ТРИМС), Соглашение по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности 1994 (ТРИПС) и др. К числу основополагающих национальных публично-правовых актов в этой области относятся Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" и др.