152-ФЗ ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу 152-ФЗ ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных""Заказ на выполнение работ <данные изъяты> от 11.03.2019 на имя Б. не отнесен к документам инвентарного дела, в связи с чем копия с него снята быть не может. Сведения, содержавшиеся в заказе, составляют персональные данные гражданина, распространение которых без его согласия недопустимо в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". За указанные действия предусмотрена административная ответственность в том числе для юридических лиц."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных""Таким образом, оснований для взыскания компенсации морального вреда за нарушение Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" не имеется, поскольку в данном случае информация, обязанность указания которой законом возложена на взыскателя при подаче заявления о выдаче судебного приказа, предоставляется определенному лицу - судебному органу, осуществляющему в пределах своей компетенции обработку персональных данных и обязанного в силу статьи 7 Федерального закона N 152-ФЗ обеспечить их конфиденциальность, и указание ООО "Энергосбыт Волга" данных З.И. в поданном суду заявлении о выдаче судебного приказа не влечет за собой ответственности в виде компенсации морального вреда, поскольку не свидетельствует о незаконном сборе, хранении и распространении персональных данных."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Блокчейн "в законе": перспективы легального использования технологии в процессе сбора, хранения и обработки персональных данных граждан РФ
(Родикова В.А.)
("Право и экономика", 2023, N 5)В случае администрирования реестра (назначения ответственного за включение/исключение из него лица, полноту, достоверность и порядок использования информации, например, в СРО) такой реестр перестает быть распределенным; если же речь идет о классическом одноранговом блокчейне со свободным data-потоком, предотвратить нецелевое использование в том числе персональных данных не представляется возможным. Вышеперечисленное влечет за собой однозначные правовые риски для юридического лица - оператора данных (держателя реестра), в частности, штрафные санкции в порядке уголовной ответственности (ст. 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни"), административной ответственности (ст. 13.11 КоАП РФ "Нарушение законодательства РФ в области персональных данных"), а также гражданско-правовой (ст. ст. 15 "Возмещение убытков" в результате нарушения правил обработки персональных данных, 151 ГК РФ "Компенсация морального вреда", ст. 24 Федерального закона N 152-ФЗ "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона"), и дисциплинарной ответственности (ст. ст. 90, 192 "Дисциплинарные взыскания", пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 "Разглашение работником персональных данных" ТК РФ).
(Родикова В.А.)
("Право и экономика", 2023, N 5)В случае администрирования реестра (назначения ответственного за включение/исключение из него лица, полноту, достоверность и порядок использования информации, например, в СРО) такой реестр перестает быть распределенным; если же речь идет о классическом одноранговом блокчейне со свободным data-потоком, предотвратить нецелевое использование в том числе персональных данных не представляется возможным. Вышеперечисленное влечет за собой однозначные правовые риски для юридического лица - оператора данных (держателя реестра), в частности, штрафные санкции в порядке уголовной ответственности (ст. 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни"), административной ответственности (ст. 13.11 КоАП РФ "Нарушение законодательства РФ в области персональных данных"), а также гражданско-правовой (ст. ст. 15 "Возмещение убытков" в результате нарушения правил обработки персональных данных, 151 ГК РФ "Компенсация морального вреда", ст. 24 Федерального закона N 152-ФЗ "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона"), и дисциплинарной ответственности (ст. ст. 90, 192 "Дисциплинарные взыскания", пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 "Разглашение работником персональных данных" ТК РФ).
Статья: Блокчейн-технологии и персональные данные граждан: перспективы правового регулирования
(Родикова В.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)В случае администрирования реестра (назначения ответственного за включение/исключение из него лица, полноту, достоверность и порядок использования информации, например в СРО) такой реестр перестает быть распределенным. Если же речь идет о классическом одноранговом блокчейне со свободным потоком данных, предотвратить нецелевое использование в том числе персональных данных не представляется возможным. Вышеперечисленное влечет за собой однозначные правовые риски для юридического лица - оператора данных (держателя реестра), в частности штрафные санкции в порядке уголовной ответственности (ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни" Уголовного кодекса РФ), административной ответственности (ст. 13.11 "Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также гражданско-правовой (ст. 15 "Возмещение убытков", 151 "Компенсация морального вреда" Гражданского кодекса РФ, ст. 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" Федерального закона N 152-ФЗ) и дисциплинарной ответственности (ст. 90 "Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника", 192 "Дисциплинарные взыскания", подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя" Трудового кодекса РФ).
(Родикова В.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)В случае администрирования реестра (назначения ответственного за включение/исключение из него лица, полноту, достоверность и порядок использования информации, например в СРО) такой реестр перестает быть распределенным. Если же речь идет о классическом одноранговом блокчейне со свободным потоком данных, предотвратить нецелевое использование в том числе персональных данных не представляется возможным. Вышеперечисленное влечет за собой однозначные правовые риски для юридического лица - оператора данных (держателя реестра), в частности штрафные санкции в порядке уголовной ответственности (ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни" Уголовного кодекса РФ), административной ответственности (ст. 13.11 "Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также гражданско-правовой (ст. 15 "Возмещение убытков", 151 "Компенсация морального вреда" Гражданского кодекса РФ, ст. 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" Федерального закона N 152-ФЗ) и дисциплинарной ответственности (ст. 90 "Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника", 192 "Дисциплинарные взыскания", подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя" Трудового кодекса РФ).
Статья: Персональные данные в кадрах: что и кому можно обрабатывать, а что грозит миллионными штрафами
(Лагутин М.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)Например, сведения о здоровье правомерно обрабатывать, если работодатель проводит обязательные медицинские осмотры для определенных категорий работников или обеспечивает специальные условия труда для сотрудников с ограниченными возможностями. Особое место занимает вопрос сбора справок о судимости работников. Если это прямо не предусмотрено отраслевым законодательством, то запрашивать такие сведения от работников строго запрещено (ч. 3 ст. 10 152-ФЗ). У компаний, незаконно обрабатывающих сведения о судимости работников, появляется риск ответственности за обработку сведений вне предусмотренных законом случаев по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ. Кроме того, в случае если произойдет утечка таких данных, то компании может прийти штраф от 10 до 15 миллионов рублей по ч. 16 ст. 13.11 КоАП РФ. После достижения целей обработки такие данные подлежат уничтожению или обезличиванию.
(Лагутин М.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)Например, сведения о здоровье правомерно обрабатывать, если работодатель проводит обязательные медицинские осмотры для определенных категорий работников или обеспечивает специальные условия труда для сотрудников с ограниченными возможностями. Особое место занимает вопрос сбора справок о судимости работников. Если это прямо не предусмотрено отраслевым законодательством, то запрашивать такие сведения от работников строго запрещено (ч. 3 ст. 10 152-ФЗ). У компаний, незаконно обрабатывающих сведения о судимости работников, появляется риск ответственности за обработку сведений вне предусмотренных законом случаев по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ. Кроме того, в случае если произойдет утечка таких данных, то компании может прийти штраф от 10 до 15 миллионов рублей по ч. 16 ст. 13.11 КоАП РФ. После достижения целей обработки такие данные подлежат уничтожению или обезличиванию.
Статья: Что Роскомнадзор проверит в первую очередь и за что накажет
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)Лицам, ответственным за организацию обработки персональных данных, посвящена ст. 22.1 Закона N 152-ФЗ. Непосредственно в ч. 4 ст. 22.1 Закона N 152-ФЗ закреплены обязанности ответственного лица:
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)Лицам, ответственным за организацию обработки персональных данных, посвящена ст. 22.1 Закона N 152-ФЗ. Непосредственно в ч. 4 ст. 22.1 Закона N 152-ФЗ закреплены обязанности ответственного лица:
Статья: Несоответствие некоторых составов административных правонарушений в области связи и информации требованиям принципа правовой определенности
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Так, если оператор, созданный (учрежденный), например, в 2010 г., не уведомил Роскомнадзор о начале обработки персональных данных, то это является "невыполнением" обязанности, предусмотренной ст. 22 Закона N 152-ФЗ, данное нарушение было совершено в момент, когда истек срок для подачи такого уведомления, а истекает он с момента начала обработки персональных данных, исходя из ч. 1 ст. 22 Закона N 152-ФЗ. Ввиду отсутствия административной ответственности именно за это конкретное деяние до 30 мая 2025 г. применение новой нормы к такому давнему невыполнению будет противоречить принципу отсутствия обратной силы закона, впервые предусматривающего или отягчающего ответственность. Привлечь к ответственности за невыполнение обязанности, совершенное до вступления в силу Закона N 420-ФЗ, представляется невозможным.
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Так, если оператор, созданный (учрежденный), например, в 2010 г., не уведомил Роскомнадзор о начале обработки персональных данных, то это является "невыполнением" обязанности, предусмотренной ст. 22 Закона N 152-ФЗ, данное нарушение было совершено в момент, когда истек срок для подачи такого уведомления, а истекает он с момента начала обработки персональных данных, исходя из ч. 1 ст. 22 Закона N 152-ФЗ. Ввиду отсутствия административной ответственности именно за это конкретное деяние до 30 мая 2025 г. применение новой нормы к такому давнему невыполнению будет противоречить принципу отсутствия обратной силы закона, впервые предусматривающего или отягчающего ответственность. Привлечь к ответственности за невыполнение обязанности, совершенное до вступления в силу Закона N 420-ФЗ, представляется невозможным.