131 фз водоснабжение
Подборка наиболее важных документов по запросу 131 фз водоснабжение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Учитывая местоположение спорных объектов, апелляционный суд исходя из того, что в силу положений пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ организация водоснабжения и водоотведения в д. Емельяново Вологодского муниципального округа относится к полномочиям органов местного самоуправления Вологодского муниципального округа, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности исковых требований Администрации города о передаче спорного имущества в муниципальную собственность Вологодского муниципального округа.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 294 "Право хозяйственного ведения" ГК РФ"Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 210, 215, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении, и водоотведении", оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств, факта ненадлежащего исполнения МУП г. Бийска "Водоканал" обязанности по содержанию и капитальному ремонту сетей водоснабжения и водоотведения, пришел к выводу о возложении на МУП г. Бийска "Водоканал" обязанности по произведению расчета стоимости работ по капитальному ремонту, реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения, имеющих процент износа 90 и более и отраженных в таблицах 2.18, 2.19, 2.22, 2.24, 2.26, 2.28, 2.30 акта технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения МУП г. Бийска "Водоканал" от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, составлению проектно-сметной документации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязанности провести работы по ремонту, реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения в объемах, предусмотренных проектно-сметной документацией, в течение пяти лет со дня вступления решения суда в законную силу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В положениях статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) не указано на наличие у органа местного самоуправления права самостоятельно принимать решения об отнесении имущества, находящегося в собственности коммерческих организаций, к социально значимому, что явилось основанием для отмены решения Совета депутатов от 11.06.2021 N 94 "О признании объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав имущества ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация", социально значимыми объектами муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области", в соответствии с которым объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в составе имущества общества признаны социально значимыми объектами и конкурсному управляющему общества предложено учесть социальную значимость имущества (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2022, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 и АС СЗО от 30.01.2023 по делу N А56-88244/2021).
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В положениях статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) не указано на наличие у органа местного самоуправления права самостоятельно принимать решения об отнесении имущества, находящегося в собственности коммерческих организаций, к социально значимому, что явилось основанием для отмены решения Совета депутатов от 11.06.2021 N 94 "О признании объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав имущества ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация", социально значимыми объектами муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области", в соответствии с которым объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в составе имущества общества признаны социально значимыми объектами и конкурсному управляющему общества предложено учесть социальную значимость имущества (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2022, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 и АС СЗО от 30.01.2023 по делу N А56-88244/2021).
Статья: Комплексное развитие территории муниципального образования: правовая и организационная основа
(Антонова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Если обратиться к перечню вопросов местного значения, закрепленных в соответствующих статьях Федерального закона N 131-ФЗ, то мы увидим, что вопросы касаются всех сфер жизнедеятельности населения муниципального образования: от обеспечения населения электро-, тепло-, газо- и водоснабжением, транспортными услугами до создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. То есть весь комплекс задач по созданию благоприятных условий проживания населения в муниципальном образовании. И поэтому не говорить о необходимости комплексного социально-экономического, культурного развития муниципального образования нельзя. Именно совокупность решения всех этих вопросов позволяет рассматривать муниципальное образование как единую социально-экономическую систему. И в связи с этим комплексное социально-экономическое развитие любого муниципального образования как управленческий процесс является сущностной характеристикой муниципальной власти, условием создания определенного уровня развития духовной и экономической сфер на его территории. А для этого должны быть созданы правовые и организационные условия формирования и реализации программ комплексного развития муниципального образования.
(Антонова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Если обратиться к перечню вопросов местного значения, закрепленных в соответствующих статьях Федерального закона N 131-ФЗ, то мы увидим, что вопросы касаются всех сфер жизнедеятельности населения муниципального образования: от обеспечения населения электро-, тепло-, газо- и водоснабжением, транспортными услугами до создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. То есть весь комплекс задач по созданию благоприятных условий проживания населения в муниципальном образовании. И поэтому не говорить о необходимости комплексного социально-экономического, культурного развития муниципального образования нельзя. Именно совокупность решения всех этих вопросов позволяет рассматривать муниципальное образование как единую социально-экономическую систему. И в связи с этим комплексное социально-экономическое развитие любого муниципального образования как управленческий процесс является сущностной характеристикой муниципальной власти, условием создания определенного уровня развития духовной и экономической сфер на его территории. А для этого должны быть созданы правовые и организационные условия формирования и реализации программ комплексного развития муниципального образования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вопрос: О росте цен на твердое топливо (уголь, дрова, пеллеты).
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Кроме того, согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Кроме того, согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.
Вопрос: Где можно получить информацию о гарантирующей организации, в которую следует обращаться заявителю для заключения договоров холодного водоснабжения и (или) водоотведения?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья: Бесхозяйные сети: понятие, ответственность за их содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к ведению уполномоченных органов муниципального, городского округа (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к ведению уполномоченных органов муниципального, городского округа (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статья: Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Подобный подход, увы, в значительной степени перечеркивает ту работу по разграничению полномочий между тремя уровнями публичной власти, которая велась в стране и на правительственном, и на законодательном уровнях с 2001 г. и которая была одной из существенных компонент реформы региональной и местной власти в 2003 г. Если к этому присовокупить еще одну норму из уже названного Закона "О Государственном Совете Российской Федерации" о том, что "законами субъектов Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации", невзирая на то, как это разграничено в федеральном законе, то об определенности компетенции местного самоуправления можно забыть. В то же время необходимо напомнить, что согласно ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в последующих редакциях) (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) перераспределение полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления законами субъекта Федерации осуществляется только тогда, когда такая возможность предусмотрена в соответствующем "отраслевом" федеральном законе. Поскольку Федеральный закон N 131-ФЗ в части установления компетенций местного самоуправления является специальным законом, а Федеральный закон о Государственном Совете - общим, действуют нормы Федерального закона N 131-ФЗ. Это и понятно - в противном случае региональное законодательство имело бы приоритет над федеральным: федеральный закон устанавливает определенное разграничение полномочий между всеми тремя уровнями публичной власти по конкретным предметам ведения (градостроительство, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение и т.п.), а региональный закон их произвольно меняет.
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Подобный подход, увы, в значительной степени перечеркивает ту работу по разграничению полномочий между тремя уровнями публичной власти, которая велась в стране и на правительственном, и на законодательном уровнях с 2001 г. и которая была одной из существенных компонент реформы региональной и местной власти в 2003 г. Если к этому присовокупить еще одну норму из уже названного Закона "О Государственном Совете Российской Федерации" о том, что "законами субъектов Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации", невзирая на то, как это разграничено в федеральном законе, то об определенности компетенции местного самоуправления можно забыть. В то же время необходимо напомнить, что согласно ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в последующих редакциях) (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) перераспределение полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления законами субъекта Федерации осуществляется только тогда, когда такая возможность предусмотрена в соответствующем "отраслевом" федеральном законе. Поскольку Федеральный закон N 131-ФЗ в части установления компетенций местного самоуправления является специальным законом, а Федеральный закон о Государственном Совете - общим, действуют нормы Федерального закона N 131-ФЗ. Это и понятно - в противном случае региональное законодательство имело бы приоритет над федеральным: федеральный закон устанавливает определенное разграничение полномочий между всеми тремя уровнями публичной власти по конкретным предметам ведения (градостроительство, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение и т.п.), а региональный закон их произвольно меняет.
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Указанные различия выражаются, в частности, в том, что в рамках коммунальных концессий концессионеру нередко передается водопроводно-канализационное или теплосетевое хозяйство городского округа, то есть одного или нескольких объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") <7>. Соответственно, коммунальная инфраструктура городского округа может быть разрозненной с точки зрения технологической связи (например, одной для города как центрального населенного пункта и отдельной для поселков, сел и деревень, входящих в состав городского округа), но единой с точки зрения функциональной связи ввиду определения в отраслевых схемах (схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) соответствующей зоны эксплуатационной ответственности гарантирующей организации.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Указанные различия выражаются, в частности, в том, что в рамках коммунальных концессий концессионеру нередко передается водопроводно-канализационное или теплосетевое хозяйство городского округа, то есть одного или нескольких объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") <7>. Соответственно, коммунальная инфраструктура городского округа может быть разрозненной с точки зрения технологической связи (например, одной для города как центрального населенного пункта и отдельной для поселков, сел и деревень, входящих в состав городского округа), но единой с точки зрения функциональной связи ввиду определения в отраслевых схемах (схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) соответствующей зоны эксплуатационной ответственности гарантирующей организации.
Вопрос: Какие установлены правила приема сточных вод в городскую канализацию?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении, обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении, обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
Статья: Споры о передаче имущества, закрепленного за учреждением, собственнику
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)Судьи подтвердили тот факт, что коммунальные сети, находящиеся в федеральной собственности, подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (Постановление АС ЗСО от 11.05.2022 N Ф04-1386/2022 по делу N А45-21472/2021). Данная инженерная инфраструктура необходима для обслуживания многоквартирного дома, а п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ <3> прямо относит к вопросам местного значения организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения граждан.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)Судьи подтвердили тот факт, что коммунальные сети, находящиеся в федеральной собственности, подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (Постановление АС ЗСО от 11.05.2022 N Ф04-1386/2022 по делу N А45-21472/2021). Данная инженерная инфраструктура необходима для обслуживания многоквартирного дома, а п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ <3> прямо относит к вопросам местного значения организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения граждан.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако отсутствие в Законе N 131-ФЗ и Законе N 294-ФЗ упоминания о муниципальном контроле вовсе не воспринималось органами государственной власти как невозможность его осуществления органами местного самоуправления. В частности, в этих Законах не был обозначен муниципальный контроль в отношении организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в "Барнаульском деле" пояснил, что "понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг" <1>. В 2017 г. в Закон N 131-ФЗ был введен п. 4.1 ч. 1 ст. 14, закрепивший муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако отсутствие в Законе N 131-ФЗ и Законе N 294-ФЗ упоминания о муниципальном контроле вовсе не воспринималось органами государственной власти как невозможность его осуществления органами местного самоуправления. В частности, в этих Законах не был обозначен муниципальный контроль в отношении организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в "Барнаульском деле" пояснил, что "понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг" <1>. В 2017 г. в Закон N 131-ФЗ был введен п. 4.1 ч. 1 ст. 14, закрепивший муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)124. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)124. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Некоторые перечисляемые полномочия порой дублируются либо в чем-то не совпадают: в этих случаях применяются ч. 2 ст. 2 "Водное законодательство" и другие нормы ВК РФ. Так, к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Некоторые перечисляемые полномочия порой дублируются либо в чем-то не совпадают: в этих случаях применяются ч. 2 ст. 2 "Водное законодательство" и другие нормы ВК РФ. Так, к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.