131-фз полномочия района
Подборка наиболее важных документов по запросу 131-фз полномочия района (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Передача ими полномочий
(КонсультантПлюс, 2025)"...часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает возможность взаимной передачи части своих полномочий органами местного самоуправления муниципального района и входящих в него поселений по соглашению между ними.
(КонсультантПлюс, 2025)"...часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает возможность взаимной передачи части своих полномочий органами местного самоуправления муниципального района и входящих в него поселений по соглашению между ними.
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2025 N 16-2/2025, 16-2847/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что судьями нижестоящих инстанций применены нормы статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, содержащие полномочия органов местного самоуправления городского округа и муниципального района, вопреки доводам жалобы не свидетельствует о существенном нарушении, поскольку приведенные положения по своему содержанию аналогичны требованиям предъявляемым к органам местного самоуправления городского поселения, которые изложены в статье 14 данного Федерального закона.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что судьями нижестоящих инстанций применены нормы статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, содержащие полномочия органов местного самоуправления городского округа и муниципального района, вопреки доводам жалобы не свидетельствует о существенном нарушении, поскольку приведенные положения по своему содержанию аналогичны требованиям предъявляемым к органам местного самоуправления городского поселения, которые изложены в статье 14 данного Федерального закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В ряде муниципальных образований приняты административные регламенты по осуществлению муниципального контроля, который почему-то назван муниципальной функцией, а не вопросом местного значения, как это определено Законом <1>, что, безусловно, неверно, поскольку п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона N 294-ФЗ предусмотрено принятие административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Такой контроль, как упоминалось в предыдущем параграфе, не становится муниципальным. Однако этим же пунктом ч. 2 ст. 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесена "разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности". Конечно, такая формулировка не вносит ясность в муниципальное правовое регулирование, по крайней мере до 1 января 2022 г., когда должны были быть утверждены все положения о видах муниципального контроля (ч. 4 ст. 98 Закона N 248-ФЗ). Поэтому представляется нелогичным принятие в 2021 г. административных регламентов, в частности утвержденного Постановлением администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара от 30 марта 2021 г. N 147 Административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам торговли в соответствии с законодательством Российской Федерации в границах Промышленного внутригородского района городского округа Самара <2>. Еще раз подчеркнем, контроль за исполнением муниципальных нормативных актов не является муниципальным контролем как таковым в смысле, который придается ему новейшим законодательством. И в отношении торговли ст. 16.2 Закона N 131-ФЗ сформулирована как полномочие внутригородского района по созданию условий для обеспечения жителей услугами торговли, а не организация услуг торговли, предполагающая контроль.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В ряде муниципальных образований приняты административные регламенты по осуществлению муниципального контроля, который почему-то назван муниципальной функцией, а не вопросом местного значения, как это определено Законом <1>, что, безусловно, неверно, поскольку п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона N 294-ФЗ предусмотрено принятие административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Такой контроль, как упоминалось в предыдущем параграфе, не становится муниципальным. Однако этим же пунктом ч. 2 ст. 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесена "разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности". Конечно, такая формулировка не вносит ясность в муниципальное правовое регулирование, по крайней мере до 1 января 2022 г., когда должны были быть утверждены все положения о видах муниципального контроля (ч. 4 ст. 98 Закона N 248-ФЗ). Поэтому представляется нелогичным принятие в 2021 г. административных регламентов, в частности утвержденного Постановлением администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара от 30 марта 2021 г. N 147 Административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам торговли в соответствии с законодательством Российской Федерации в границах Промышленного внутригородского района городского округа Самара <2>. Еще раз подчеркнем, контроль за исполнением муниципальных нормативных актов не является муниципальным контролем как таковым в смысле, который придается ему новейшим законодательством. И в отношении торговли ст. 16.2 Закона N 131-ФЗ сформулирована как полномочие внутригородского района по созданию условий для обеспечения жителей услугами торговли, а не организация услуг торговли, предполагающая контроль.
Статья: Проблемные вопросы реализации государственных полномочий, переданных органам муниципальной власти
(Денисов Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Без сомнения, законодатель хорошо понимает, что в основу разграничения полномочий должны быть положены предметы ведения. В качестве примера может выступать все та же ситуация с функцией охраны общественного порядка, первоначально закрепленная за органами местного самоуправления. Законодатель, внеся поправки в Конституцию, устранил явно не относящийся к компетенции органов местного самоуправления вопрос охраны общественного порядка. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ данные полномочия оставляет за органами местного самоуправления только в городских округах и муниципальных районах, в то время как в соответствии с п. 33 ст. 14 данного Закона органы местного самоуправления поселений только создают условия для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
(Денисов Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Без сомнения, законодатель хорошо понимает, что в основу разграничения полномочий должны быть положены предметы ведения. В качестве примера может выступать все та же ситуация с функцией охраны общественного порядка, первоначально закрепленная за органами местного самоуправления. Законодатель, внеся поправки в Конституцию, устранил явно не относящийся к компетенции органов местного самоуправления вопрос охраны общественного порядка. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ данные полномочия оставляет за органами местного самоуправления только в городских округах и муниципальных районах, в то время как в соответствии с п. 33 ст. 14 данного Закона органы местного самоуправления поселений только создают условия для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"5. Местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"5. Местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об архивном деле в Российской Федерации"4. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в сфере архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
(ред. от 13.12.2024)
"Об архивном деле в Российской Федерации"4. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в сфере архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья: Муниципальные округа: миф или потребность?
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)После анализа ст. ст. 14 и 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ приходим к выводам о том, что примерно 40% от общего объема полномочий муниципального района и городского поселения составляют исключительные и обеспечивающие (по 20% каждый из видов полномочий). Но вот больше половины полномочий - дублирующие. Соответственно, два муниципальных образования на одной и той же территории выполняют одну и ту же функцию. Отсюда двойное расходование бюджета.
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)После анализа ст. ст. 14 и 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ приходим к выводам о том, что примерно 40% от общего объема полномочий муниципального района и городского поселения составляют исключительные и обеспечивающие (по 20% каждый из видов полномочий). Но вот больше половины полномочий - дублирующие. Соответственно, два муниципальных образования на одной и той же территории выполняют одну и ту же функцию. Отсюда двойное расходование бюджета.
Вопрос: Вправе ли органы местного самоуправления (администрация района) вызывать на комиссию по неуплате налогов?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ). Так, в п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе иными полномочиями в соответствии с Законом N 131-ФЗ, уставами муниципальных образований.
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ). Так, в п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе иными полномочиями в соответствии с Законом N 131-ФЗ, уставами муниципальных образований.
Статья: Избирательные комиссии муниципальных образований: проблемы и нарушения
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Исключение из структуры органов местного самоуправления было обусловлено отчасти тем, что "избирательная комиссия муниципального образования не решает вопросов местного значения, что является одним из важнейших признаков органа местного самоуправления" <10>. Одним из мотивов применения подобной юридической конструкции, как мы понимаем, стали соображения о том, что полномочия по подготовке муниципальных выборов следует признавать отдельными государственными полномочиями, а следовательно, в силу норм Федерального закона N 131-ФЗ ими могли бы наделяться только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления поселений оставались бы безосновательно лишенными права создания муниципальных избирательных комиссий <11>.
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Исключение из структуры органов местного самоуправления было обусловлено отчасти тем, что "избирательная комиссия муниципального образования не решает вопросов местного значения, что является одним из важнейших признаков органа местного самоуправления" <10>. Одним из мотивов применения подобной юридической конструкции, как мы понимаем, стали соображения о том, что полномочия по подготовке муниципальных выборов следует признавать отдельными государственными полномочиями, а следовательно, в силу норм Федерального закона N 131-ФЗ ими могли бы наделяться только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления поселений оставались бы безосновательно лишенными права создания муниципальных избирательных комиссий <11>.
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)При сложившихся обстоятельствах особый интерес представляет апелляционное определение Забайкальского краевого суда, удовлетворившего требование о взыскании компенсации морального вреда с городского округа Чита. Разрешая вопрос о том, является ли собака, укусившая несовершеннолетнего, безнадзорной, суд указал следующее: по смыслу норм закона (ст. 17 Закона N 498-ФЗ, ст. 14.1, 16.1 Закона N 131-ФЗ, Закон Забайкальского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев") безнадзорной и подлежащей отлову является собака, находящаяся в общественном месте без сопровождающего лица, независимо от того, имеет она собственника или нет. Соответственно, юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является причинение вреда здоровью истцу в результате укуса собаки, находившейся на улице населенного пункта - г. Чита без сопровождающего лица и вследствие этого подлежавшей отлову (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 15 декабря 2022 г. по делу N 33-4089/2022, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 марта 2023 г. N 88-6021/2023).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)При сложившихся обстоятельствах особый интерес представляет апелляционное определение Забайкальского краевого суда, удовлетворившего требование о взыскании компенсации морального вреда с городского округа Чита. Разрешая вопрос о том, является ли собака, укусившая несовершеннолетнего, безнадзорной, суд указал следующее: по смыслу норм закона (ст. 17 Закона N 498-ФЗ, ст. 14.1, 16.1 Закона N 131-ФЗ, Закон Забайкальского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев") безнадзорной и подлежащей отлову является собака, находящаяся в общественном месте без сопровождающего лица, независимо от того, имеет она собственника или нет. Соответственно, юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является причинение вреда здоровью истцу в результате укуса собаки, находившейся на улице населенного пункта - г. Чита без сопровождающего лица и вследствие этого подлежавшей отлову (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 15 декабря 2022 г. по делу N 33-4089/2022, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 марта 2023 г. N 88-6021/2023).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории соответствующего муниципального образования п. 12 ч. 1 ст. 15, п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям муниципального района и городского, муниципального округов соответственно.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории соответствующего муниципального образования п. 12 ч. 1 ст. 15, п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям муниципального района и городского, муниципального округов соответственно.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Применяемые меры имеют эффект. Значение также приобретают используемые в муниципалитетах формы взаимодействия с органами местного самоуправления. В связи с этим важным представляется развитие данного вопроса, заимствование практики других муниципалитетов. Для преодоления проблемы пассивности населения в решении общих для муниципального образования или для конкретной территории вопросов используются поощрительные меры, среди которых, например, выдача билетов в учреждения культуры, повышение статуса руководителей органов ТОС через выдачу специальных удостоверений и др. Руководители ТОС должны обладать подтверждающими их полномочия документами. В связи с этим в федеральное законодательство может быть добавлена норма, устанавливающая обязанность органов местного самоуправления выдавать удостоверения руководителям органов ТОС. Выдачу документа целесообразно осуществлять после регистрации устава ТОС. Абзац 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ логично дополнить предложением: "Уполномоченный орган местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района выдает официальный документ, подтверждающий полномочия руководителя органа ТОС, - удостоверение руководителя органа ТОС".
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Применяемые меры имеют эффект. Значение также приобретают используемые в муниципалитетах формы взаимодействия с органами местного самоуправления. В связи с этим важным представляется развитие данного вопроса, заимствование практики других муниципалитетов. Для преодоления проблемы пассивности населения в решении общих для муниципального образования или для конкретной территории вопросов используются поощрительные меры, среди которых, например, выдача билетов в учреждения культуры, повышение статуса руководителей органов ТОС через выдачу специальных удостоверений и др. Руководители ТОС должны обладать подтверждающими их полномочия документами. В связи с этим в федеральное законодательство может быть добавлена норма, устанавливающая обязанность органов местного самоуправления выдавать удостоверения руководителям органов ТОС. Выдачу документа целесообразно осуществлять после регистрации устава ТОС. Абзац 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ логично дополнить предложением: "Уполномоченный орган местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района выдает официальный документ, подтверждающий полномочия руководителя органа ТОС, - удостоверение руководителя органа ТОС".
Статья: Комплексное развитие территории муниципального образования: правовая и организационная основа
(Антонова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Помимо этого, обращает на себя внимание тот факт, что Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет такое полномочие только за поселениями и городскими округами, не упоминая ни о муниципальном районе, ни о муниципальном округе, ни о внутригородском районе.
(Антонова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Помимо этого, обращает на себя внимание тот факт, что Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет такое полномочие только за поселениями и городскими округами, не упоминая ни о муниципальном районе, ни о муниципальном округе, ни о внутригородском районе.
Статья: Конституционный принцип доверия в современном российском обществе
(Нарутто С.В., Никитина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает досрочное прекращение полномочий главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации (ч. 6.1 ст. 36). Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено полномочие парламента субъекта РФ принять решение о недоверии (доверии) главе субъекта, а также отдельным министрам, если этот законодательный орган участвовал в их назначении (п. "б" ч. 1 ст. 19). Также Президент РФ вправе отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия Президента за выявление фактов коррупции (п. "г" ч. 1 ст. 19). Служебным законодательством предусмотрено увольнение государственных и муниципальных служащих в связи с утратой доверия <2>.
(Нарутто С.В., Никитина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает досрочное прекращение полномочий главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации (ч. 6.1 ст. 36). Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено полномочие парламента субъекта РФ принять решение о недоверии (доверии) главе субъекта, а также отдельным министрам, если этот законодательный орган участвовал в их назначении (п. "б" ч. 1 ст. 19). Также Президент РФ вправе отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия Президента за выявление фактов коррупции (п. "г" ч. 1 ст. 19). Служебным законодательством предусмотрено увольнение государственных и муниципальных служащих в связи с утратой доверия <2>.
Статья: К вопросу об обеспечении доступности медицинской помощи органами местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Доступность медицинской помощи выступает и одним из принципов охраны здоровья. Применительно к охране здоровья, в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 323-ФЗ, у органов местного самоуправления имеются определенные полномочия, которые связаны с мерами медицинского, социального, правового, санитарно-противоэпидемического характера. При этом, осуществляя меры медицинского характера в сфере охраны здоровья, органы местного самоуправления и обеспечивают доступность медицинской помощи, т.е. доступность медицинских услуг, ориентированных на поддержание и восстановление здоровья. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <9> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) у органов местного самоуправления городского округа, муниципального района, муниципального округа есть полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Подчеркнем - по созданию условий! Что касается доступности, то это полномочие закреплено за органами государственной власти субъектов РФ.
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Доступность медицинской помощи выступает и одним из принципов охраны здоровья. Применительно к охране здоровья, в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 323-ФЗ, у органов местного самоуправления имеются определенные полномочия, которые связаны с мерами медицинского, социального, правового, санитарно-противоэпидемического характера. При этом, осуществляя меры медицинского характера в сфере охраны здоровья, органы местного самоуправления и обеспечивают доступность медицинской помощи, т.е. доступность медицинских услуг, ориентированных на поддержание и восстановление здоровья. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <9> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) у органов местного самоуправления городского округа, муниципального района, муниципального округа есть полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Подчеркнем - по созданию условий! Что касается доступности, то это полномочие закреплено за органами государственной власти субъектов РФ.
Статья: Проблемы формирования муниципальных бюджетов в условиях институциональных изменений
(Косинский П.Д., Новиков А.О., Вольфсон Э.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Справедливости ради следует отметить, что ФЗ N 131-ФЗ предусматривается передача части полномочий с одного уровня на другой по соглашениям, заключаемым между указанными типами муниципальных образований. Пользуясь этим правом, практически все сельские поселения передали свои полномочия муниципальным районам, и, на наш взгляд, Закон N 136-ФЗ лишь зафиксировал факт в части распределения полномочий. Кроме того, Законом предусматриваются новые типы муниципальных образований" <8>.
(Косинский П.Д., Новиков А.О., Вольфсон Э.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Справедливости ради следует отметить, что ФЗ N 131-ФЗ предусматривается передача части полномочий с одного уровня на другой по соглашениям, заключаемым между указанными типами муниципальных образований. Пользуясь этим правом, практически все сельские поселения передали свои полномочия муниципальным районам, и, на наш взгляд, Закон N 136-ФЗ лишь зафиксировал факт в части распределения полномочий. Кроме того, Законом предусматриваются новые типы муниципальных образований" <8>.