126 ужт
Подборка наиболее важных документов по запросу 126 ужт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как взыскать договорную и законную неустойку
(КонсультантПлюс, 2025)- особенности исчисления срока исковой давности. В частности, такие особенности есть в транспортных уставах и кодексах, например в ст. 126 УЖТ РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)- особенности исчисления срока исковой давности. В частности, такие особенности есть в транспортных уставах и кодексах, например в ст. 126 УЖТ РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 126. Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 126. Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Вопрос: Организация (грузоотправитель) заключила с контрагентом (перевозчиком) договор перевозки железнодорожным транспортом. Обязан ли перевозчик соблюдать по аналогии закона досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный ст. 797 ГК РФ (предъявление перевозчиком претензии к грузоотправителю)?
(Консультация эксперта, 2010)Вместе с тем согласно ст. 126 Закона N 18-ФЗ иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
(Консультация эксперта, 2010)Вместе с тем согласно ст. 126 Закона N 18-ФЗ иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Статья: Транспортная экспедиция или предоставление железнодорожного подвижного состава. Субъектный состав и исковая давность
(Белик И.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Таким образом, именно массовость правоотношений и проблемы сохранения доказательств объясняют годичную исковую давность как родовой признак отношений по перевозке (п. 3 ст. 797 ГК) и отдельных ее видов (п. 1 ст. 408 КТМ <20>, ст. 42 УАТ <21>, ст. 125 и 126 УЖТ <22>, п. 3 ст. 164 КВВТ <23>).
(Белик И.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Таким образом, именно массовость правоотношений и проблемы сохранения доказательств объясняют годичную исковую давность как родовой признак отношений по перевозке (п. 3 ст. 797 ГК) и отдельных ее видов (п. 1 ст. 408 КТМ <20>, ст. 42 УАТ <21>, ст. 125 и 126 УЖТ <22>, п. 3 ст. 164 КВВТ <23>).
Статья: Судебно-арбитражная практика в области транзитных правоотношений: создание оборотного цифрового документа
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)<21> Статья 797 ГК РФ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; ст. 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555; ст. 126 Устава железнодорожного транспорта РФ // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170; ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001; ст. 128 Воздушного кодекса РФ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; пар. 2 Кодекса торгового мореплавания РФ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)<21> Статья 797 ГК РФ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; ст. 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555; ст. 126 Устава железнодорожного транспорта РФ // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170; ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001; ст. 128 Воздушного кодекса РФ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; пар. 2 Кодекса торгового мореплавания РФ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В Определении ВС РФ от 19 февраля 2015 г. N 306-ЭС14-1894 сделан весьма интересный вывод по исковой давности применительно к требованиям о взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно списанных денежных средств с лицевого счета общества, составляющих сумму НДС при оплате услуг по охране и сопровождению грузов при перевозке их на экспорт. Суд отметил, что поскольку исковые требования истца заявлены из отношений, связанных с перевозкой (связаны с наличием разногласий относительно обоснованности списания денежных средств с лицевого счета в рамках договора о расчетах), неверно именовать и обосновывать данные требования как требования из неосновательного обогащения. К предъявленным требованиям как требованиям из отношений, связанных с перевозкой, подлежит применению специальный сокращенный срок исковой давности для отношений перевозки, установленный нормами ст. 797 ГК РФ и ст. 126 УЖТ РФ.
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В Определении ВС РФ от 19 февраля 2015 г. N 306-ЭС14-1894 сделан весьма интересный вывод по исковой давности применительно к требованиям о взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно списанных денежных средств с лицевого счета общества, составляющих сумму НДС при оплате услуг по охране и сопровождению грузов при перевозке их на экспорт. Суд отметил, что поскольку исковые требования истца заявлены из отношений, связанных с перевозкой (связаны с наличием разногласий относительно обоснованности списания денежных средств с лицевого счета в рамках договора о расчетах), неверно именовать и обосновывать данные требования как требования из неосновательного обогащения. К предъявленным требованиям как требованиям из отношений, связанных с перевозкой, подлежит применению специальный сокращенный срок исковой давности для отношений перевозки, установленный нормами ст. 797 ГК РФ и ст. 126 УЖТ РФ.
"Сроки в гражданском праве. Исковая давность"
(3-е издание, исправленное и дополненное)
(Кириллова М.Я., Крашенинников П.В.)
("Статут", 2016)Применительно к железнодорожной перевозке срок исковой давности составляет один год (ст. ст. 125 и 126 Устава железнодорожного транспорта РФ <1>). При этом данный срок исчисляется:
(3-е издание, исправленное и дополненное)
(Кириллова М.Я., Крашенинников П.В.)
("Статут", 2016)Применительно к железнодорожной перевозке срок исковой давности составляет один год (ст. ст. 125 и 126 Устава железнодорожного транспорта РФ <1>). При этом данный срок исчисляется:
"Давность в российском налоговом праве: Монография"
(Базаров Б.Б.)
(под ред. Е.Ю. Грачевой)
("Проспект", 2016)- завершая сравнение исковой давности, хочется отметить, что на настоящее время она является наиболее подробно урегулированным видом давности в российском законодательстве, так как ей посвящена не только отдельная глава Гражданского кодекса РФ <1>, расположенная в той его части, которая устанавливает общие положения для этой отрасли права (глава 12 подраздела 5 раздела 1 части первой ГК РФ), но также и целый ряд специальных норм, расположенных в иных главах и частях Кодекса (ст. ст. 181, 725, 797, 966 ГК РФ) и других законах (ст. ст. 408 - 412 КТМ РФ; ст. 161 КВВТ РФ; ст. ст. 125 - 126 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; ст. 13 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"; п. п. 9 - 10 ст. 26 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и т.д.); при этом обращаем внимание на то, что все специальные нормы об исковой давности неплохо взаимоувязаны с общими положениями о ней; нельзя не отметить, что исковая давность является старейшим видом давности и институтом гражданского права, который на протяжении уже нескольких сотен лет вызывает большой, неподдельный и неиссякаемый интерес у представителей юридической науки (она подвергалась и подвергается систематическому и скрупулезному изучению не только в цивилистике, но и в общей теории права, науке процессуального права), свидетельством чему является не только несколько десятков монографических исследований <2>, но и многие сотни статей в периодических изданиях <3>, причем и те, и другие изданы и издаются на разных исторических этапах ее существования); вся эта научная и нормативная база позволяет некоторым исследователям делать выводы о том, что исковая давность выходит за рамки института гражданского права и является межотраслевым институтом, поэтому не исключена возможность ее применения к публичным отношениям, для чего целесообразно внести в действующее законодательство ряд изменений <4>; по нашему мнению, подобные мысли являются весьма спорными и носят "местечковый" характер, так как не учитывают уже сложившуюся палитру видов давности в различных отраслях права (которая, собственно, и была продемонстрирована нами в настоящей главе), а также противоречат концепции межотраслевого института давности, сторонниками которой мы являемся;
(Базаров Б.Б.)
(под ред. Е.Ю. Грачевой)
("Проспект", 2016)- завершая сравнение исковой давности, хочется отметить, что на настоящее время она является наиболее подробно урегулированным видом давности в российском законодательстве, так как ей посвящена не только отдельная глава Гражданского кодекса РФ <1>, расположенная в той его части, которая устанавливает общие положения для этой отрасли права (глава 12 подраздела 5 раздела 1 части первой ГК РФ), но также и целый ряд специальных норм, расположенных в иных главах и частях Кодекса (ст. ст. 181, 725, 797, 966 ГК РФ) и других законах (ст. ст. 408 - 412 КТМ РФ; ст. 161 КВВТ РФ; ст. ст. 125 - 126 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; ст. 13 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"; п. п. 9 - 10 ст. 26 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и т.д.); при этом обращаем внимание на то, что все специальные нормы об исковой давности неплохо взаимоувязаны с общими положениями о ней; нельзя не отметить, что исковая давность является старейшим видом давности и институтом гражданского права, который на протяжении уже нескольких сотен лет вызывает большой, неподдельный и неиссякаемый интерес у представителей юридической науки (она подвергалась и подвергается систематическому и скрупулезному изучению не только в цивилистике, но и в общей теории права, науке процессуального права), свидетельством чему является не только несколько десятков монографических исследований <2>, но и многие сотни статей в периодических изданиях <3>, причем и те, и другие изданы и издаются на разных исторических этапах ее существования); вся эта научная и нормативная база позволяет некоторым исследователям делать выводы о том, что исковая давность выходит за рамки института гражданского права и является межотраслевым институтом, поэтому не исключена возможность ее применения к публичным отношениям, для чего целесообразно внести в действующее законодательство ряд изменений <4>; по нашему мнению, подобные мысли являются весьма спорными и носят "местечковый" характер, так как не учитывают уже сложившуюся палитру видов давности в различных отраслях права (которая, собственно, и была продемонстрирована нами в настоящей главе), а также противоречат концепции межотраслевого института давности, сторонниками которой мы являемся;
"Гражданское право: Учебник"
(том 2)
(под ред. О.Н. Садикова)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2007)Для исков транспортных организаций к грузовладельцам срок давности в силу общей редакции п. 3 ст. 797 ГК составляет один год. Для возможных исков к пассажирам УЖТ (ст. 126), КВВТ (ст. 164) также предусматривают давность в один год. На других видах транспорта специальных норм по этому поводу нет, поэтому должен применяться общий срок, установленный ст. 196 ГК, - 3 года. Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозок, подлежат приостановлению, перерыву и восстановлению согласно общим нормам ГК (гл. 12). Законом предусмотрена выплата процентов на сумму признанной перевозчиком претензии или сумму, выплачиваемую по решению суда (ст. 395 ГК, ст. 413 КТМ, ст. 168 УАТ).
(том 2)
(под ред. О.Н. Садикова)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2007)Для исков транспортных организаций к грузовладельцам срок давности в силу общей редакции п. 3 ст. 797 ГК составляет один год. Для возможных исков к пассажирам УЖТ (ст. 126), КВВТ (ст. 164) также предусматривают давность в один год. На других видах транспорта специальных норм по этому поводу нет, поэтому должен применяться общий срок, установленный ст. 196 ГК, - 3 года. Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозок, подлежат приостановлению, перерыву и восстановлению согласно общим нормам ГК (гл. 12). Законом предусмотрена выплата процентов на сумму признанной перевозчиком претензии или сумму, выплачиваемую по решению суда (ст. 395 ГК, ст. 413 КТМ, ст. 168 УАТ).
Статья: Применение исковой давности и повреждение вагона, контейнера
(Трубин Е.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)В тексте статьи 797 ГК РФ говорится о требованиях, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, а УЖТ РФ употребляет два других термина: ИСКИ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПЕРЕВОЗОК (статьи 121, 122, 125 и 126 УЖТ РФ), и иски, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗА (статья 120 УЖТ РФ).
(Трубин Е.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)В тексте статьи 797 ГК РФ говорится о требованиях, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, а УЖТ РФ употребляет два других термина: ИСКИ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПЕРЕВОЗОК (статьи 121, 122, 125 и 126 УЖТ РФ), и иски, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗА (статья 120 УЖТ РФ).
"Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2007)Правовые основания предъявления исков и сроки исковой давности установлены в ст. ст. 125 и 126 Устава.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2007)Правовые основания предъявления исков и сроки исковой давности установлены в ст. ст. 125 и 126 Устава.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2022 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Сокращенный (годичный) срок исковой давности, установленный ст. 797 ГК РФ, а равно ст. 126 Устава железнодорожного транспорта, не распространяется на требования, основанные на нормах главы 59 ГК РФ ("Обязательства вследствие причинения вреда"). Причиняемый одной из сторон договора перевозки вред окружающей среде не охватывается правоотношениями по исполнению договора перевозки. Поэтому, если в ходе перевозки по обстоятельствам, за которые отвечает грузоотправитель, был причинен вред окружающей среде и перевозчик принял меры по его устранению, затраты, понесенные последним, возмещаются грузоотправителем по правилам деликтного права; соответственно, к такому притязанию не применяется сокращенный годичный срок исковой давности. По этой же причине, если страховая компания, в которой перевозчик застраховал свою гражданскую ответственность, возместила перевозчику понесенные затраты, к этой страховой компании в порядке суброгации переходит не договорное, а деликтное притязание перевозчика к грузоотправителю.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Сокращенный (годичный) срок исковой давности, установленный ст. 797 ГК РФ, а равно ст. 126 Устава железнодорожного транспорта, не распространяется на требования, основанные на нормах главы 59 ГК РФ ("Обязательства вследствие причинения вреда"). Причиняемый одной из сторон договора перевозки вред окружающей среде не охватывается правоотношениями по исполнению договора перевозки. Поэтому, если в ходе перевозки по обстоятельствам, за которые отвечает грузоотправитель, был причинен вред окружающей среде и перевозчик принял меры по его устранению, затраты, понесенные последним, возмещаются грузоотправителем по правилам деликтного права; соответственно, к такому притязанию не применяется сокращенный годичный срок исковой давности. По этой же причине, если страховая компания, в которой перевозчик застраховал свою гражданскую ответственность, возместила перевозчику понесенные затраты, к этой страховой компании в порядке суброгации переходит не договорное, а деликтное притязание перевозчика к грузоотправителю.