1244 чаэс
Подборка наиболее важных документов по запросу 1244 чаэс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Поскольку право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, при их жизни, соответственно, оно не распространяется на них и после смерти инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Гражданин не согласен с отказом в выдаче удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин не согласен с отказом в выдаче удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин не согласен с отказом в выдаче удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) отдельные категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск (без учета отпуска за вредные и (или) опасные условия труда), который является мерой социальной поддержки и предоставляется ежегодно (см. табл. 4.2).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) отдельные категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск (без учета отпуска за вредные и (или) опасные условия труда), который является мерой социальной поддержки и предоставляется ежегодно (см. табл. 4.2).
Статья: Роль цифровых технологий в совершенствовании правового регулирования социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)В российском законодательстве используется термин "радиационный риск" и аналогичные ему (например, "риск радиационного ущерба"), но соответствующее понятие не определяется, очевидно, исходя из того, что его содержание в целом трактуется однозначно. В ряде случаев законодатель обращается к приему конкретизации: например, в ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) используется формулировка "риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, в результате чернобыльской катастрофы". Аналогичный подход применяется в законодательстве тех стран, где предоставление социальной защиты напрямую зависит от степени радиационного риска. Например, Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. N 1787-XII "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", увязывая объем соответствующих мер с величиной эффективной эквивалентной дозы облучения населения, оперирует категориями чрезвычайного, максимального, повышенного и минимального радиационного риска (ст. 4) <3>, не раскрывая содержания данных понятий.
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)В российском законодательстве используется термин "радиационный риск" и аналогичные ему (например, "риск радиационного ущерба"), но соответствующее понятие не определяется, очевидно, исходя из того, что его содержание в целом трактуется однозначно. В ряде случаев законодатель обращается к приему конкретизации: например, в ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) используется формулировка "риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, в результате чернобыльской катастрофы". Аналогичный подход применяется в законодательстве тех стран, где предоставление социальной защиты напрямую зависит от степени радиационного риска. Например, Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. N 1787-XII "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", увязывая объем соответствующих мер с величиной эффективной эквивалентной дозы облучения населения, оперирует категориями чрезвычайного, максимального, повышенного и минимального радиационного риска (ст. 4) <3>, не раскрывая содержания данных понятий.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Г. с 26 июля 2005 г. является получателем ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е., 2005 года рождения, на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон N 1244-1) как гражданина, постоянно проживающего на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Г. с 26 июля 2005 г. является получателем ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е., 2005 года рождения, на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон N 1244-1) как гражданина, постоянно проживающего на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Поскольку право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, при их жизни, соответственно, оно не распространяется на них и после смерти инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Поскольку право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, при их жизни, соответственно, оно не распространяется на них и после смерти инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Темпоральная характеристика радиационно обусловленного социального риска включает в себя указание на дату события, с которого началось экстраординарное радиационное воздействие; временной интервал такого воздействия на конкретного человека; дату его прекращения; дату наступления его последствий и продолжительность их существования. От этих характеристик социального риска зависит и объем социальной защиты, направленной на его компенсацию. Дата события может быть зафиксирована нормативно, как это сделано, например, в отношении аварии на ЧАЭС (ст. 1 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1), и эта дата актуальна для всех пострадавших, независимо от различий в степени радиационного воздействия, обусловленных среди прочего фактором времени, а именно постепенным снижением интенсивности радиационного воздействия. При этом концепция проживания населения в районах, пострадавших вследствие катастрофы, базируется на оценке радиационного, а следовательно, совмещаемого с ним социального риска в период до и после 1 января 1991 г. (ст. 6, 7, 19 названного Закона). Авария на ЧАЭС выступает основным, первичным событием в цепочке развертывания социального риска и обусловливает последующие события, участники которых подвергались радиационному воздействию в разные сроки и в силу различных причин (например, как проживающие на соответствующей территории либо задействованные в работах по ликвидации последствий аварии и т.д.). У каждого из таких граждан возникали персонифицированные события социального риска (эвакуация из зоны отчуждения, прибытие в данную зону для участия в работах по ликвидации последствий аварии и т.п.), а затем и их последствия - фактические (в частности, утрата имущества в связи с эвакуацией или переселением, радиационно обусловленные заболевания или инвалидность) либо презюмируемые (например, получение сверхнормативной дозы облучения за время проживания на территории той или иной зоны радиоактивного загрязнения).
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Темпоральная характеристика радиационно обусловленного социального риска включает в себя указание на дату события, с которого началось экстраординарное радиационное воздействие; временной интервал такого воздействия на конкретного человека; дату его прекращения; дату наступления его последствий и продолжительность их существования. От этих характеристик социального риска зависит и объем социальной защиты, направленной на его компенсацию. Дата события может быть зафиксирована нормативно, как это сделано, например, в отношении аварии на ЧАЭС (ст. 1 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1), и эта дата актуальна для всех пострадавших, независимо от различий в степени радиационного воздействия, обусловленных среди прочего фактором времени, а именно постепенным снижением интенсивности радиационного воздействия. При этом концепция проживания населения в районах, пострадавших вследствие катастрофы, базируется на оценке радиационного, а следовательно, совмещаемого с ним социального риска в период до и после 1 января 1991 г. (ст. 6, 7, 19 названного Закона). Авария на ЧАЭС выступает основным, первичным событием в цепочке развертывания социального риска и обусловливает последующие события, участники которых подвергались радиационному воздействию в разные сроки и в силу различных причин (например, как проживающие на соответствующей территории либо задействованные в работах по ликвидации последствий аварии и т.д.). У каждого из таких граждан возникали персонифицированные события социального риска (эвакуация из зоны отчуждения, прибытие в данную зону для участия в работах по ликвидации последствий аварии и т.п.), а затем и их последствия - фактические (в частности, утрата имущества в связи с эвакуацией или переселением, радиационно обусловленные заболевания или инвалидность) либо презюмируемые (например, получение сверхнормативной дозы облучения за время проживания на территории той или иной зоны радиоактивного загрязнения).
Вопрос: Как оформить дополнительный отпуск работнику-чернобыльцу и провести его в кадровом учете, если отпуск не оплачивается работодателем?
(Консультация эксперта, 2025)Одной из гарантий предусмотрено использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для работников время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней (ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1)).
(Консультация эксперта, 2025)Одной из гарантий предусмотрено использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для работников время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней (ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1)).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для чернобыльцев?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Первые две из указанных льгот предоставляются также вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 2 ст. 15 Закона N 1244-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Первые две из указанных льгот предоставляются также вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 2 ст. 15 Закона N 1244-1).
Готовое решение: Как предоставить налогоплательщику стандартный вычет "на себя"
(КонсультантПлюс, 2025)Основание - п. п. 1 - 4 ст. 13, ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
(КонсультантПлюс, 2025)Основание - п. п. 1 - 4 ст. 13, ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статья: О некоторых спорных вопросах предоставления и оплаты "чернобыльского" отпуска
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) предусмотрен дополнительный отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации, а также проживающим и работающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Продолжительность такого отпуска (от 7 до 21 дня ежегодно) зависит от статуса (категории) гражданина, учитывающего степень радиационного воздействия.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) предусмотрен дополнительный отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации, а также проживающим и работающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Продолжительность такого отпуска (от 7 до 21 дня ежегодно) зависит от статуса (категории) гражданина, учитывающего степень радиационного воздействия.
Готовое решение: Есть ли особенности в порядке предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска чернобыльцам
(КонсультантПлюс, 2025)Выдана Петрову Андрею Станиславовичу, для предоставления в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с целью оплаты ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13, п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
(КонсультантПлюс, 2025)Выдана Петрову Андрею Станиславовичу, для предоставления в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с целью оплаты ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13, п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Готовое решение: Как предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работнику
(КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях попросите работника представить вместе с заявлением дополнительные документы для предоставления ему отпуска. Например, если инвалид-чернобылец хочет взять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, специально предусмотренный законом для этой категории работников, попросите его представить удостоверение инвалида-чернобыльца (ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1).
(КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях попросите работника представить вместе с заявлением дополнительные документы для предоставления ему отпуска. Например, если инвалид-чернобылец хочет взять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, специально предусмотренный законом для этой категории работников, попросите его представить удостоверение инвалида-чернобыльца (ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1).
Вопрос: Работникам организации, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Можно ли перенести этот отпуск на следующий календарный год?
(Консультация эксперта, 2025)Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 18, п. 4 ч. 2 ст. 19, п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 1244-1).
(Консультация эксперта, 2025)Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 18, п. 4 ч. 2 ст. 19, п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 1244-1).
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 17.05.2021 N 03-04-05/37454 указывается, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, относятся в том числе военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 17.05.2021 N 03-04-05/37454 указывается, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, относятся в том числе военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.