120-фз несовершеннолетние
Подборка наиболее важных документов по запросу 120-фз несовершеннолетние (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Права подозреваемых и обвиняемых" Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений""Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") (п. 2 постановления)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При рассмотрении административных исковых заявлений о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа следует учитывать, что в силу требований п. 7 ст. 15 Федерального закона N 120-ФЗ несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При рассмотрении административных исковых заявлений о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа следует учитывать, что в силу требований п. 7 ст. 15 Федерального закона N 120-ФЗ несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
Статья: К вопросу реализации идеи экономии административной репрессии в отношении несовершеннолетних лиц
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в ст. 23.2 указывает, что дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) <1>. Напомним, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <2> (далее - Закон N 120-ФЗ) несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, а в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моменту совершения административного деликта 16-летнего возраста. Таким образом, если противоправное деяние было совершено лицом, достигшим возраста административной ответственности, но не достигшим возраста совершеннолетия, дело об административном правонарушении будет рассмотрено КДНиЗП. Это правило распространяется и на момент наступления совершеннолетия лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, поскольку, согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании норм, действовавших во время совершения противоправного деяния.
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в ст. 23.2 указывает, что дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) <1>. Напомним, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <2> (далее - Закон N 120-ФЗ) несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, а в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моменту совершения административного деликта 16-летнего возраста. Таким образом, если противоправное деяние было совершено лицом, достигшим возраста административной ответственности, но не достигшим возраста совершеннолетия, дело об административном правонарушении будет рассмотрено КДНиЗП. Это правило распространяется и на момент наступления совершеннолетия лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, поскольку, согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании норм, действовавших во время совершения противоправного деяния.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)ОТВЕТ. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона N 120-ФЗ несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3 - 6 пункта 2 данной статьи, могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)ОТВЕТ. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона N 120-ФЗ несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3 - 6 пункта 2 данной статьи, могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации.
Готовое решение: Какие есть особенности при увольнении несовершеннолетнего работника
(КонсультантПлюс, 2025)За согласием следует обращаться в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданную высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, или аналогичную муниципальную комиссию, созданную органом местного самоуправления (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, п. 2, пп. "в" п. 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав).
(КонсультантПлюс, 2025)За согласием следует обращаться в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданную высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, или аналогичную муниципальную комиссию, созданную органом местного самоуправления (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, п. 2, пп. "в" п. 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Ситуация: Каков порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Несовершеннолетние могут быть направлены в СУВУЗТ до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на три года (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 7 ст. 15 Закона N 120-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Несовершеннолетние могут быть направлены в СУВУЗТ до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на три года (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 7 ст. 15 Закона N 120-ФЗ).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
Статья: Правовые нюансы применения института официального предостережения в отношении несовершеннолетних
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) вправе принимать отдельные решения в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в том числе не достигших возраста привлечения к административной ответственности. По представлению субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений КДНиЗП в основном применяют следующие меры воздействия:
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) вправе принимать отдельные решения в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в том числе не достигших возраста привлечения к административной ответственности. По представлению субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений КДНиЗП в основном применяют следующие меры воздействия:
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В качестве примера соответствующего федерального закона следует упомянуть Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <97>, в п. 1 ст. 16 "Органы опеки и попечительства" которого (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ <98>) предусмотрено, что ООиП:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В качестве примера соответствующего федерального закона следует упомянуть Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <97>, в п. 1 ст. 16 "Органы опеки и попечительства" которого (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ <98>) предусмотрено, что ООиП:
Статья: Особые производства в современном дифференцированном уголовном процессе России (постановка проблемы)
(Пупышева Л.А.)
("Мировой судья", 2021, N 6)Точно так же бездоказателен вывод А.В. Солодилова о том, что предусмотренный ст. 26 - 30 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" порядок разрешения вопросов о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа подростка, не достигшего возраста уголовной ответственности, является самостоятельным особым производством в уголовном процессе <14>. Иначе придется признать названный Федеральный закон источником уголовно-процессуального права, что не соответствует правовым реалиям. Поэтому не случайно более чем за 20 лет действия Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ регулируемая им процедура помещения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не воспринята УПК РФ и осталась по своей природе административно-процессуальной.
(Пупышева Л.А.)
("Мировой судья", 2021, N 6)Точно так же бездоказателен вывод А.В. Солодилова о том, что предусмотренный ст. 26 - 30 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" порядок разрешения вопросов о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа подростка, не достигшего возраста уголовной ответственности, является самостоятельным особым производством в уголовном процессе <14>. Иначе придется признать названный Федеральный закон источником уголовно-процессуального права, что не соответствует правовым реалиям. Поэтому не случайно более чем за 20 лет действия Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ регулируемая им процедура помещения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не воспринята УПК РФ и осталась по своей природе административно-процессуальной.