12/34 КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу 12/34 КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7. Подсудность дел об административных правонарушениях,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7. Подсудность дел об административных правонарушениях,
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за причинение вреда здоровью
(КонсультантПлюс, 2025)К административной ответственности при причинении легкого вреда здоровью могут привлечь, например, за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте дорог. За такое нарушение могут наложить административный штраф (ч. 2 ст. 12.34 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)К административной ответственности при причинении легкого вреда здоровью могут привлечь, например, за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте дорог. За такое нарушение могут наложить административный штраф (ч. 2 ст. 12.34 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Постановлением по делу об административном правонарушении управление автомобильных дорог (ответчик по делу) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и назначено административное взыскание в виде административного штрафа. Данное постановление ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Постановлением по делу об административном правонарушении управление автомобильных дорог (ответчик по делу) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и назначено административное взыскание в виде административного штрафа. Данное постановление ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В пункте 22 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом ВС РФ 6 декабря 2017 года, и Определении СКЭС ВС РФ от 14.06.2018 N 308-АД17-22921 было разъяснено, что несоблюдение лицом требований Технического регламента Таможенного союза при выполнении на основании государственного контракта в качестве подрядчика работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог подлежит квалификации как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и статьей 12.34 КоАП РФ.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В пункте 22 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом ВС РФ 6 декабря 2017 года, и Определении СКЭС ВС РФ от 14.06.2018 N 308-АД17-22921 было разъяснено, что несоблюдение лицом требований Технического регламента Таможенного союза при выполнении на основании государственного контракта в качестве подрядчика работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог подлежит квалификации как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и статьей 12.34 КоАП РФ.
Статья: Развитие учения И.И. Веремеенко о соотношении контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности в области дорожного движения
(Антонов С.Н., Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Для легализации постоянного рейда в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения целесообразно предусмотреть возможность его применения в ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и в Положении о ФГКН в ОБДД. Это позволит оперативно вне рамок проведения КНМ привлекать к административной ответственности хозяйствующие субъекты, нарушающие ОТ, по ст. 12.34 КоАП РФ. В случае необходимости применения в рамках постоянного рейда иных мер реагирования (предписания, представления, требования о прекращении противоправных действий и др.) следует внести соответствующие изменения в ст. 90 Федерального закона N 248-ФЗ, а особенности их реализации предусмотреть в указанных выше правовых актах.
(Антонов С.Н., Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Для легализации постоянного рейда в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения целесообразно предусмотреть возможность его применения в ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и в Положении о ФГКН в ОБДД. Это позволит оперативно вне рамок проведения КНМ привлекать к административной ответственности хозяйствующие субъекты, нарушающие ОТ, по ст. 12.34 КоАП РФ. В случае необходимости применения в рамках постоянного рейда иных мер реагирования (предписания, представления, требования о прекращении противоправных действий и др.) следует внести соответствующие изменения в ст. 90 Федерального закона N 248-ФЗ, а особенности их реализации предусмотреть в указанных выше правовых актах.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)По результатам КНМ наибольшее количество дел (4 744) возбуждено по фактам несоблюдения требований по обеспечению БДД при осуществлении дорожной деятельности, в том числе если это повлекло вред здоровью (ст. 12.34 КоАП РФ).
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)По результатам КНМ наибольшее количество дел (4 744) возбуждено по фактам несоблюдения требований по обеспечению БДД при осуществлении дорожной деятельности, в том числе если это повлекло вред здоровью (ст. 12.34 КоАП РФ).
Статья: Отдельные особенности административной ответственности юридических и должностных лиц за правонарушения в области дорожного движения
(Батенов Ф.К.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Аналогично можно говорить и о мере ответственности юридических лиц, поскольку градация размеров штрафов, предусмотренных санкциями статей, объединенных в гл. 12 КоАП РФ, предполагает разброс размеров штрафных санкций от 50 000 до 500 000 рублей, причем размер штрафных санкций в отношении юридических лиц в большинстве случаев составляет от 400 000 рублей до 500 000 рублей или устанавливается безальтернативная санкция в виде штрафа в размере 500 000 рублей (есть и исключения: санкция ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусматривает размер административного штрафа для юридических лиц от 200 000 до 300 000 рублей).
(Батенов Ф.К.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Аналогично можно говорить и о мере ответственности юридических лиц, поскольку градация размеров штрафов, предусмотренных санкциями статей, объединенных в гл. 12 КоАП РФ, предполагает разброс размеров штрафных санкций от 50 000 до 500 000 рублей, причем размер штрафных санкций в отношении юридических лиц в большинстве случаев составляет от 400 000 рублей до 500 000 рублей или устанавливается безальтернативная санкция в виде штрафа в размере 500 000 рублей (есть и исключения: санкция ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусматривает размер административного штрафа для юридических лиц от 200 000 до 300 000 рублей).
Ситуация: Как возместить ущерб, если автомобиль попал в дорожную яму?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицо, ответственное за содержание автодорог, может быть привлечено инспектором ГИБДД к административной ответственности на основании вашего письменного заявления, поскольку именно оно обязано обеспечивать соответствие состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам. Соответствующее заявление необходимо подать инспектору ГИБДД на месте оформления ДТП. Привлечение лица, ответственного за содержание автодорог, к административной ответственности будет являться основанием для дальнейшего обращения к нему за компенсацией причиненного ущерба (ст. 12.34, п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ; п. 2 ст. 12 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 6 ст. 3, ст. 15 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ; п. 6 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицо, ответственное за содержание автодорог, может быть привлечено инспектором ГИБДД к административной ответственности на основании вашего письменного заявления, поскольку именно оно обязано обеспечивать соответствие состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам. Соответствующее заявление необходимо подать инспектору ГИБДД на месте оформления ДТП. Привлечение лица, ответственного за содержание автодорог, к административной ответственности будет являться основанием для дальнейшего обращения к нему за компенсацией причиненного ущерба (ст. 12.34, п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ; п. 2 ст. 12 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 6 ст. 3, ст. 15 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ; п. 6 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Западно-Сибирским транспортным прокурором выявлены значительные повреждения дорожного покрытия автомобильных дорог, пересекающих переезды, отсутствие дорожной разметки и знаков, световозвращателей на сигнальных столбиках, обустроенных дорожек и иные нарушения. В связи с этим транспортный прокурор внес начальнику Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" представление об устранении нарушений закона, в отношении лица, ответственного за содержание железнодорожных переездов, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) <12>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Западно-Сибирским транспортным прокурором выявлены значительные повреждения дорожного покрытия автомобильных дорог, пересекающих переезды, отсутствие дорожной разметки и знаков, световозвращателей на сигнальных столбиках, обустроенных дорожек и иные нарушения. В связи с этим транспортный прокурор внес начальнику Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" представление об устранении нарушений закона, в отношении лица, ответственного за содержание железнодорожных переездов, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) <12>.
Статья: Штрафы проверяющих. Оспаривать или взыскать с подрядчиков?
(Кузина М.)
("Жилищное право", 2021, N 5; "Административное право", 2021, N 3)Заказчика привлекли к административной ответственности (ст. 12.34 КоАП РФ). Основанием стало несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. Отсутствовал более суток дорожный знак "Пешеходный переход". Заказчик оплатил штраф и перевыставил сумму исполнителю в качестве убытков. Подрядчик не согласился с такими действиями. Он возражал относительно преюдициального значения постановлений по делу об административном правонарушении. Исполнитель указал, что не имел возможности представить доказательства своей невиновности в рамках указанного разбирательства, тем самым его виновность должна доказываться вновь. Суд указал, что преюдициальное значение не предусматривается, но результат рассмотрения дела принимается во внимание (ч. 3 ст. 69 АПК РФ, п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановление ВС РФ от 21.07.2015 N 310-АД15-7716, от 17.08.2015 N 308-АД15-8967). Исполнитель также указал на вину заказчика, который не выполнил обязанности по передаче ведомости расстановки знаков. Суд отклонил такой довод, поскольку исполнитель не уведомил об этом незамедлительно заказчика и не приостановил работу, как того требует закон (п. 1 ст. 716 ГК РФ). В таком случае ссылаться на такие обстоятельства исполнитель не вправе. Суд посчитал, что нарушение находится в причинно-следственной связи с действиями подрядчика и удовлетворил иск о взыскании средств (Постановление Шестого ААС от 25.09.2020 по делу N А73-5634/2020 оставлено в силе Постановлением АС Дальневосточного округа N Ф03-5226/2020 от 22.01.2021).
(Кузина М.)
("Жилищное право", 2021, N 5; "Административное право", 2021, N 3)Заказчика привлекли к административной ответственности (ст. 12.34 КоАП РФ). Основанием стало несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. Отсутствовал более суток дорожный знак "Пешеходный переход". Заказчик оплатил штраф и перевыставил сумму исполнителю в качестве убытков. Подрядчик не согласился с такими действиями. Он возражал относительно преюдициального значения постановлений по делу об административном правонарушении. Исполнитель указал, что не имел возможности представить доказательства своей невиновности в рамках указанного разбирательства, тем самым его виновность должна доказываться вновь. Суд указал, что преюдициальное значение не предусматривается, но результат рассмотрения дела принимается во внимание (ч. 3 ст. 69 АПК РФ, п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановление ВС РФ от 21.07.2015 N 310-АД15-7716, от 17.08.2015 N 308-АД15-8967). Исполнитель также указал на вину заказчика, который не выполнил обязанности по передаче ведомости расстановки знаков. Суд отклонил такой довод, поскольку исполнитель не уведомил об этом незамедлительно заказчика и не приостановил работу, как того требует закон (п. 1 ст. 716 ГК РФ). В таком случае ссылаться на такие обстоятельства исполнитель не вправе. Суд посчитал, что нарушение находится в причинно-следственной связи с действиями подрядчика и удовлетворил иск о взыскании средств (Постановление Шестого ААС от 25.09.2020 по делу N А73-5634/2020 оставлено в силе Постановлением АС Дальневосточного округа N Ф03-5226/2020 от 22.01.2021).
Ситуация: Какие документы подтверждают качество товаров, работ, услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что по общему правилу за нарушение требований технических регламентов, продажу отдельных видов товаров без нанесения средств идентификации, маркировки и (или) информации либо с нарушением установленного порядка их нанесения, а также отсутствие в документах необходимой информации изготовитель (исполнитель, продавец) может быть привлечен к административной ответственности (ст. ст. 6.34, 14.43, 14.43.1, 14.45, 15.12 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что по общему правилу за нарушение требований технических регламентов, продажу отдельных видов товаров без нанесения средств идентификации, маркировки и (или) информации либо с нарушением установленного порядка их нанесения, а также отсутствие в документах необходимой информации изготовитель (исполнитель, продавец) может быть привлечен к административной ответственности (ст. ст. 6.34, 14.43, 14.43.1, 14.45, 15.12 КоАП РФ).
Статья: Порядок установки дорожных знаков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в том числе за нарушение требований к установке дорожных знаков, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 26.12.2023 N 5-АД23-106-К2).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в том числе за нарушение требований к установке дорожных знаков, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 26.12.2023 N 5-АД23-106-К2).