119 ужт
Подборка наиболее важных документов по запросу 119 ужт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Может ли грузоотправитель предъявить претензию перевозчику в связи с утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, если нарушил требования к упаковке груза
(КонсультантПлюс, 2025)Если перевозчик принял груз к перевозке, то, по нашему мнению, он обязан зафиксировать, что выявил ненадлежащую упаковку груза, когда обнаружил его несохранность. Такой вывод можно сделать исходя из анализа ст. 119 УЖТ РФ. Эта норма указывает, что обстоятельства - основания возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя и других упомянутых в норме лиц удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт, в частности, составляется, чтобы удостоверить повреждение (порчу) груза, багажа и возможные причины такого повреждения, обнаружения перевозочных документов без груза (абз. 3, 4 ч. 2 ст. 119 УЖТ РФ). И в нем должны точно и подробно описываться состояние груза и те обстоятельства, при которых обнаружена несохранность груза (абз. 2 ч. 8 ст. 119 УЖТ РФ). Кроме того, при его составлении на станции отправления, в пути следования или на станции назначения перевозчик делает отметку о его составлении в железнодорожной транспортной накладной (п. 52 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом).
(КонсультантПлюс, 2025)Если перевозчик принял груз к перевозке, то, по нашему мнению, он обязан зафиксировать, что выявил ненадлежащую упаковку груза, когда обнаружил его несохранность. Такой вывод можно сделать исходя из анализа ст. 119 УЖТ РФ. Эта норма указывает, что обстоятельства - основания возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя и других упомянутых в норме лиц удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт, в частности, составляется, чтобы удостоверить повреждение (порчу) груза, багажа и возможные причины такого повреждения, обнаружения перевозочных документов без груза (абз. 3, 4 ч. 2 ст. 119 УЖТ РФ). И в нем должны точно и подробно описываться состояние груза и те обстоятельства, при которых обнаружена несохранность груза (абз. 2 ч. 8 ст. 119 УЖТ РФ). Кроме того, при его составлении на станции отправления, в пути следования или на станции назначения перевозчик делает отметку о его составлении в железнодорожной транспортной накладной (п. 52 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом).
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 119. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 119. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Статья: Документальное отражение операций реализации в организациях розничной и оптовой торговли
(Гуккаев В.Б.)
("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 9)Однако такого рода расхождения, возникающие при приемке товаров от транспортных компаний или организаций связи, оформляются актом в соответствии с правилами, действующими на данном виде транспорта и в организациях связи. Например, по факту обнаруженной недостачи представителями железной дороги и потерпевшей стороны составляется коммерческий акт в соответствии с требованиями Транспортного устава железных дорог Российской Федерации.
(Гуккаев В.Б.)
("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 9)Однако такого рода расхождения, возникающие при приемке товаров от транспортных компаний или организаций связи, оформляются актом в соответствии с правилами, действующими на данном виде транспорта и в организациях связи. Например, по факту обнаруженной недостачи представителями железной дороги и потерпевшей стороны составляется коммерческий акт в соответствии с требованиями Транспортного устава железных дорог Российской Федерации.
Статья: Применение ответственности при осуществлении перевозок (Начало)
(Ивачев И.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 48)Статья 119 Устава железнодорожного транспорта устанавливает, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт составляется при возникновении следующих обстоятельств:
(Ивачев И.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 48)Статья 119 Устава железнодорожного транспорта устанавливает, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт составляется при возникновении следующих обстоятельств:
Статья: Об актуальных вопросах юридической ответственности перевозчика за несохранность принятых к перевозке грузов на железнодорожном транспорте
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда города Москвы", 2009, N 6)Недостачу груза, исходя из содержания ст. 119 Устава, можно определить как разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшего в пункт назначения, которая превышает норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов.
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда города Москвы", 2009, N 6)Недостачу груза, исходя из содержания ст. 119 Устава, можно определить как разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшего в пункт назначения, которая превышает норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов.
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)При железнодорожных перевозках для предъявления претензии в случае утраты груза прикладывать к ней коммерческий акт не нужно. Такой вывод следует из абз. 2 ч. 3 ст. 120 УЖТ РФ. В случае повреждения (порчи) груза обязанность составить коммерческий акт лежит на перевозчике (абз. 3 ч. 2, ч. 14 ст. 119 УЖТ РФ). Если перевозчик отказался составить коммерческий акт, грузополучатель обязан в определенные сроки подать перевозчику письменное заявление, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Перевозчик в свою очередь должен в определенный срок дать мотивированный ответ на это заявление (ч. 13 ст. 119 УЖТ РФ). Возможность грузоотправителя или грузополучателя самостоятельно и без участия перевозчика составить коммерческий акт не предусмотрена УЖТ РФ. Из абз. 3 ч. 3 ст. 120 УЖТ РФ следует, что, если перевозчик не составил коммерческий акт, к претензии в случае недостачи, порчи (повреждения) груза следует приложить документ об обжаловании отказа перевозчика в составлении акта. То есть отсутствие коммерческого акта само по себе не является препятствием для предъявления грузоотправителем претензии перевозчику.
(КонсультантПлюс, 2025)При железнодорожных перевозках для предъявления претензии в случае утраты груза прикладывать к ней коммерческий акт не нужно. Такой вывод следует из абз. 2 ч. 3 ст. 120 УЖТ РФ. В случае повреждения (порчи) груза обязанность составить коммерческий акт лежит на перевозчике (абз. 3 ч. 2, ч. 14 ст. 119 УЖТ РФ). Если перевозчик отказался составить коммерческий акт, грузополучатель обязан в определенные сроки подать перевозчику письменное заявление, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Перевозчик в свою очередь должен в определенный срок дать мотивированный ответ на это заявление (ч. 13 ст. 119 УЖТ РФ). Возможность грузоотправителя или грузополучателя самостоятельно и без участия перевозчика составить коммерческий акт не предусмотрена УЖТ РФ. Из абз. 3 ч. 3 ст. 120 УЖТ РФ следует, что, если перевозчик не составил коммерческий акт, к претензии в случае недостачи, порчи (повреждения) груза следует приложить документ об обжаловании отказа перевозчика в составлении акта. То есть отсутствие коммерческого акта само по себе не является препятствием для предъявления грузоотправителем претензии перевозчику.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Коммерческий акт составляется при выдаче груза. Транспортное законодательство подробно регламентирует сроки и порядок составления коммерческих актов. Так, согласно ст. 119 УЖТ при выгрузке грузов в местах общего пользования коммерческий акт составляется в день выгрузки; при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки и непосредственно после выгрузки грузов; в пути следования грузов - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. При невозможности составить коммерческий акт в указанные выше сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. Также на железнодорожном транспорте недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Коммерческий акт составляется при выдаче груза. Транспортное законодательство подробно регламентирует сроки и порядок составления коммерческих актов. Так, согласно ст. 119 УЖТ при выгрузке грузов в местах общего пользования коммерческий акт составляется в день выгрузки; при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки и непосредственно после выгрузки грузов; в пути следования грузов - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. При невозможности составить коммерческий акт в указанные выше сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. Также на железнодорожном транспорте недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.
Вопрос: ...Организация заказала запчасти у иногороднего поставщика. Запчасти были получены по транспортной железнодорожной накладной на железнодорожной станции в поврежденной упаковке, в которой не хватало нескольких запчастей из заказа. Данное обстоятельство не было зафиксировано в документах. Перевозчик акт о повреждении и недостаче не оформил. Несоответствие поступивших материалов количеству, указанному в документах поставщика, было зафиксировано в акте по форме N М-7, который оформлялся на складе организации. Телеграммы для вызова отправителя (поставщика) организация не направляла, в его адрес направлена только претензия в письменной форме. Возможно ли взыскать с поставщика убытки в судебном порядке?
(Консультация эксперта, 2013)Согласно ст. 119 Федерального закона N 18-ФЗ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. При повреждении (порче) груза, а также при несоответствии наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе, составляется коммерческий акт. Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он обнаружил указанные обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указал грузополучатель (получатель). Несоставление коммерческого акта о повреждении упаковки и недостаче товара свидетельствует о нарушении покупателем обязанностей, предусмотренных в п. 3 ст. 513 ГК РФ. В соответствии с данной нормой, если покупатель получает поставленные товары от транспортной организации, он обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, и принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
(Консультация эксперта, 2013)Согласно ст. 119 Федерального закона N 18-ФЗ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. При повреждении (порче) груза, а также при несоответствии наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе, составляется коммерческий акт. Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он обнаружил указанные обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указал грузополучатель (получатель). Несоставление коммерческого акта о повреждении упаковки и недостаче товара свидетельствует о нарушении покупателем обязанностей, предусмотренных в п. 3 ст. 513 ГК РФ. В соответствии с данной нормой, если покупатель получает поставленные товары от транспортной организации, он обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, и принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
Статья: Правовая ответственность за простой железнодорожных вагонов
(Иванова М.В., Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2015, N 1)Согласно ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
(Иванова М.В., Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2015, N 1)Согласно ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Статья: Как не платить штрафы ОАО "РЖД"
(Иншина Р.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Что касается актов общей формы, то в соответствии со ст. 119 УЖТ РФ данным документом удостоверяются обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности. Акт общей формы должен быть подписан уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
(Иншина Р.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Что касается актов общей формы, то в соответствии со ст. 119 УЖТ РФ данным документом удостоверяются обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности. Акт общей формы должен быть подписан уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
Вопрос: Правомерно ли требование о взыскании убытков с перевозчика за порчу груза вследствие несоблюдения надлежащего температурного режима?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 41 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния груза в случае прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне. При составлении коммерческого акта о порче продовольственного и скоропортящегося грузов к нему прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме изотермических вагонов, контейнеров (ст. 119 Устава железнодорожного транспорта).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 41 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния груза в случае прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне. При составлении коммерческого акта о порче продовольственного и скоропортящегося грузов к нему прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме изотермических вагонов, контейнеров (ст. 119 Устава железнодорожного транспорта).
Вопрос: Применяется ли к грузоотправителю штраф за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, если перегруз был обнаружен перевозчиком на станции назначения, а на станции отправления и в пути следования он обнаружен перевозчиком не был?
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010)На основании ст. 119 УЖДТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010)На основании ст. 119 УЖДТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.