10 процентов к контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу 10 процентов к контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Подряд для государственных или муниципальных нужд: Подрядчик хочет взыскать оплату за выполненные дополнительные работы, производство которых не было согласовано
(КонсультантПлюс, 2025)Между Подрядчиком и Заказчиком заключен контракт на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд. Подрядчик выполнил дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, без согласования с Заказчиком. Стоимость дополнительных работ не превышает 10% стоимости контракта. Дополнительные работы Заказчиком не оплачены.
(КонсультантПлюс, 2025)Между Подрядчиком и Заказчиком заключен контракт на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд. Подрядчик выполнил дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, без согласования с Заказчиком. Стоимость дополнительных работ не превышает 10% стоимости контракта. Дополнительные работы Заказчиком не оплачены.
Важнейшая практика по ст. 95 Закона N 44-ФЗПодрядчик сможет взыскать стоимость дополнительных строительных работ, превышающую 10% цены контракта, если они одновременно:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать стоимость работ, услуг, не предусмотренных контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 4: Взыскание правомерно в пределах 10% от цены контракта, если заказчик согласился на проведение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг).
Можно ли взыскать стоимость работ, услуг, не предусмотренных контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 4: Взыскание правомерно в пределах 10% от цены контракта, если заказчик согласился на проведение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг).
Вопрос: Заключен контракт на оказание услуг по проведению медицинских исследований, в части исследований отпала необходимость их проведения. Если уменьшить цену контракта более чем на 10%, контракт необходимо расторгнуть или можно продолжить его исполнение?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 1
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 1
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) по результатам открытого аукциона на основании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключен договор подряда. В соответствии с условиями договора цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением следующего: цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества работ и используемых при выполнении работ товаров и иных условий контракта. Также контрактом предусмотрено право заказчика по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10 процентов объем предусмотренных контрактом работ при изменении потребности в таких работах. При выполнении дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально дополнительному объему таких работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10 процентов цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в соответствующем объеме работ стороны обязаны уменьшить цену контракта указанным образом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) по результатам открытого аукциона на основании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключен договор подряда. В соответствии с условиями договора цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением следующего: цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества работ и используемых при выполнении работ товаров и иных условий контракта. Также контрактом предусмотрено право заказчика по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10 процентов объем предусмотренных контрактом работ при изменении потребности в таких работах. При выполнении дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально дополнительному объему таких работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10 процентов цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в соответствующем объеме работ стороны обязаны уменьшить цену контракта указанным образом.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке бензина по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)На стадии исполнения контрактов увеличение количества товара и, соответственно, цены контракта в пределах 10% исходя из установленной в контракте цены единицы товара предусмотрено п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако, по мнению Минфина России, в случае, если контракт заключен по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, такое увеличение не может быть осуществлено (см. Письмо от 05.03.2020 N 24-03-07/16668).
(КонсультантПлюс, 2025)На стадии исполнения контрактов увеличение количества товара и, соответственно, цены контракта в пределах 10% исходя из установленной в контракте цены единицы товара предусмотрено п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако, по мнению Минфина России, в случае, если контракт заключен по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, такое увеличение не может быть осуществлено (см. Письмо от 05.03.2020 N 24-03-07/16668).
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность поставщика предоставлять информацию о субподрядчиках, с которыми заключены договоры на общую сумму, превышающую 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такое условие нужно включить, если цена контракта больше 1 млрд руб. для федеральных нужд или больше 100 млн руб. для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд (п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность поставщика предоставлять информацию о субподрядчиках, с которыми заключены договоры на общую сумму, превышающую 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такое условие нужно включить, если цена контракта больше 1 млрд руб. для федеральных нужд или больше 100 млн руб. для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд (п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775).
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- при строительстве - от 0,7 до 10% от цены государственного контракта;
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- при строительстве - от 0,7 до 10% от цены государственного контракта;
Готовое решение: Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении конкурса на выполнение НИОКР, технологических работ или оказание консультационных услуг кроме общих антидемпинговых мер вы можете установить в порядке рассмотрения и оценки заявок разные величины значимости критериев оценки заявок в зависимости от величины снижения НМЦК. Для заявок со снижением в 25 и более процентов установите величину значимости критерия "цена контракта" в размере 10 процентов. Для остальных заявок устанавливайте величины значимости критериев в общем порядке с учетом п. 36 Положения N 2604 и позиции 11 Приложения N 2 к указанному Положению (ч. 7, 8 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении конкурса на выполнение НИОКР, технологических работ или оказание консультационных услуг кроме общих антидемпинговых мер вы можете установить в порядке рассмотрения и оценки заявок разные величины значимости критериев оценки заявок в зависимости от величины снижения НМЦК. Для заявок со снижением в 25 и более процентов установите величину значимости критерия "цена контракта" в размере 10 процентов. Для остальных заявок устанавливайте величины значимости критериев в общем порядке с учетом п. 36 Положения N 2604 и позиции 11 Приложения N 2 к указанному Положению (ч. 7, 8 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)право изменить количество товара не более чем на 10% или снизить цену контракта без изменения количества товара (п. п. 2.6, 2.7, 3.4.9 типового контракта) теперь не зависит от того, была ли такая возможность предусмотрена извещением о закупке (п. п. 1.1, 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)право изменить количество товара не более чем на 10% или снизить цену контракта без изменения количества товара (п. п. 2.6, 2.7, 3.4.9 типового контракта) теперь не зависит от того, была ли такая возможность предусмотрена извещением о закупке (п. п. 1.1, 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)Если проводился электронный конкурс или электронный аукцион и участник снизил НМЦК на 25% и более (предложил сумму цен единиц товара, работы, услуги на 25% и более ниже начальной суммы этих цен), требуйте от него обеспечения исполнения контракта в повышенном размере. Оно должно быть в полтора раза больше установленного в извещении, но не менее 10% от НМЦК (от цены контракта - при закупке среди СМП и СОНКО) и не менее размера аванса (при наличии) (ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если проводился электронный конкурс или электронный аукцион и участник снизил НМЦК на 25% и более (предложил сумму цен единиц товара, работы, услуги на 25% и более ниже начальной суммы этих цен), требуйте от него обеспечения исполнения контракта в повышенном размере. Оно должно быть в полтора раза больше установленного в извещении, но не менее 10% от НМЦК (от цены контракта - при закупке среди СМП и СОНКО) и не менее размера аванса (при наличии) (ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Более того, ситуацию еще больше скрепляют рамки ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой объем работ и цена контракта не могут быть изменены более чем на 10%. Вместе с тем ВС РФ выразил позицию, согласно которой увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы <1>. С точки зрения теории не совсем очевидно, относится ли данное разъяснение к дополнительным работам или все же к дополнительному объему. Тем не менее суды применяют его и к тому, и к другому.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Более того, ситуацию еще больше скрепляют рамки ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой объем работ и цена контракта не могут быть изменены более чем на 10%. Вместе с тем ВС РФ выразил позицию, согласно которой увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы <1>. С точки зрения теории не совсем очевидно, относится ли данное разъяснение к дополнительным работам или все же к дополнительному объему. Тем не менее суды применяют его и к тому, и к другому.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств от СМП и СОНКО при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка осуществляется конкурентным способом, размер обеспечения гарантийных обязательств не может быть увеличен в ходе исполнения контракта. Такой размер устанавливается заказчиком в извещении о закупке и проекте контракта в пределах 10% от начальной (максимальной) цены контракта, которая, в свою очередь, уже не может измениться на стадии исполнения контракта (ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, даже при увеличении цены контракта размер обеспечения гарантийных обязательств не меняется.
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка осуществляется конкурентным способом, размер обеспечения гарантийных обязательств не может быть увеличен в ходе исполнения контракта. Такой размер устанавливается заказчиком в извещении о закупке и проекте контракта в пределах 10% от начальной (максимальной) цены контракта, которая, в свою очередь, уже не может измениться на стадии исполнения контракта (ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, даже при увеличении цены контракта размер обеспечения гарантийных обязательств не меняется.
Готовое решение: Как заключить контракт с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого цену можно изменить на тех же основаниях, что и при других видах закупки. Например, можно изменить количество товара и, соответственно, цену контракта в пределах 10% (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: положения п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не применяются к контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого цену можно изменить на тех же основаниях, что и при других видах закупки. Например, можно изменить количество товара и, соответственно, цену контракта в пределах 10% (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: положения п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не применяются к контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Готовое решение: Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов
(КонсультантПлюс, 2025)цена контракта превысила 1 млрд руб. (по контракту для федеральных нужд) или 100 млн руб. (по контракту для нужд субъекта) и объем переданных на субподряд работ более 10% от цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775);
(КонсультантПлюс, 2025)цена контракта превысила 1 млрд руб. (по контракту для федеральных нужд) или 100 млн руб. (по контракту для нужд субъекта) и объем переданных на субподряд работ более 10% от цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775);