101-фз о разграничении
Подборка наиболее важных документов по запросу 101-фз о разграничении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Анализ названных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что законодатель дифференцировал основания разграничения права собственности на землю по принадлежности находящихся на земельном участке объектов и по субъектам первоначального права на земельный участок. Отсутствие доказательств реализации определенного Законом N 101-ФЗ порядка разграничения государственной собственности на землю само по себе не свидетельствует о таком разграничении с 01.07.2006. Такое разграничение могло считаться состоявшимся с 01.07.2006 только при наличии определенных в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ для этого оснований. Соответствующие правовые подходы сформулированы Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.2015 N 302-ЭС14-8088, от 07.12.2015 N 554-ПЭК15."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2005 N 767-р о включении спорных земельных участков в Перечень участков, расположенных на территории Краснодарского края в границах Курганинского района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности (со дня его государственной регистрации, по правилам пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"), ко дню подписания администрацией и обществом договоров аренды от 05.10.2005, от 08.12.2005 существовало, и было реализовано собственником к моменту государственной регистрации (заключения) названных сделок.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2005 N 767-р о включении спорных земельных участков в Перечень участков, расположенных на территории Краснодарского края в границах Курганинского района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности (со дня его государственной регистрации, по правилам пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"), ко дню подписания администрацией и обществом договоров аренды от 05.10.2005, от 08.12.2005 существовало, и было реализовано собственником к моменту государственной регистрации (заключения) названных сделок.
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<2> Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" // СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060 (утратил силу).
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<2> Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" // СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060 (утратил силу).
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"Внести в Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 30, ст. 3060) следующие изменения:
(ред. от 25.12.2023)
"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"Внести в Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 30, ст. 3060) следующие изменения:
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г. было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г. было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Статья: Государственно-правовое регулирование использования и охраны защитных лесных насаждений в сельском хозяйстве
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)В Федеральном законе от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" земельные участки, занятые защитными лесонасаждениями, не упоминались. Критерий для разграничения государственной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, впервые был введен в 2016 г. Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" <29>. Таким критерием выступило отнесение указанных земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации по остаточному принципу: если они не находятся в собственности Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо не предоставлены физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)В Федеральном законе от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" земельные участки, занятые защитными лесонасаждениями, не упоминались. Критерий для разграничения государственной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, впервые был введен в 2016 г. Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" <29>. Таким критерием выступило отнесение указанных земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации по остаточному принципу: если они не находятся в собственности Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо не предоставлены физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.
Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)<2> С 1 июля 2006 г. ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2006 г.: абз. 3 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)<2> С 1 июля 2006 г. ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2006 г.: абз. 3 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Статья: К вопросу о конкуренции оснований возникновения права собственности субъектов Российской Федерации на землю в аспекте обеспечения их территориальной целостности и защиты особо охраняемых природных территорий
(Левченко О.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Для того чтобы продемонстрировать наличие указанной коллизии, возьмем абстрактный пример: представим земельный участок, расположенный в границах особо охраняемой природной территории, право собственности на который возникло по соответствующему основанию у субъекта Российской Федерации еще в период действия Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении собственности) [4], но на котором, ввиду сложившихся обстоятельств, расположены возведенные в последующем объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности другому субъекту Российской Федерации. И такой субъект, полагая, что именно он, в соответствии с нормами ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) [5], имеет полное право считать себя собственником спорного земельного участка, заявляет о своем праве и просит в судебном порядке признать право собственности на спорный земельный участок первоначального субъекта Российской Федерации отсутствующим. И как тогда следует поступить в такой ситуации? Каким образом справедливо конструировать практику правоприменения при прямом столкновении законных интересов равных субъектов Российской Федерации и какими принципами следует руководствоваться, из каких правовых ценностей исходить?
(Левченко О.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Для того чтобы продемонстрировать наличие указанной коллизии, возьмем абстрактный пример: представим земельный участок, расположенный в границах особо охраняемой природной территории, право собственности на который возникло по соответствующему основанию у субъекта Российской Федерации еще в период действия Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении собственности) [4], но на котором, ввиду сложившихся обстоятельств, расположены возведенные в последующем объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности другому субъекту Российской Федерации. И такой субъект, полагая, что именно он, в соответствии с нормами ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) [5], имеет полное право считать себя собственником спорного земельного участка, заявляет о своем праве и просит в судебном порядке признать право собственности на спорный земельный участок первоначального субъекта Российской Федерации отсутствующим. И как тогда следует поступить в такой ситуации? Каким образом справедливо конструировать практику правоприменения при прямом столкновении законных интересов равных субъектов Российской Федерации и какими принципами следует руководствоваться, из каких правовых ценностей исходить?
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Названная статья 30.1 была введена в Закон 1997 г. о регистрации Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ <435>, проект которого был разработан в целях совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю в направлении упрощения данной процедуры и сокращения сроков ее реализации от стадии формирования сведений о земельном участке до стадии государственной регистрации права собственности на земельный участок. Указанным Законом признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <436>, а Закон о введении ЗК РФ дополнен статьей 3.1, определяющей земельные участки, относимые в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности, собственности субъектов РФ (в т.ч. собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. В пункте 5 указанной новой статьи установлено, что изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у России, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно России, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Названная статья 30.1 была введена в Закон 1997 г. о регистрации Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ <435>, проект которого был разработан в целях совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю в направлении упрощения данной процедуры и сокращения сроков ее реализации от стадии формирования сведений о земельном участке до стадии государственной регистрации права собственности на земельный участок. Указанным Законом признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <436>, а Закон о введении ЗК РФ дополнен статьей 3.1, определяющей земельные участки, относимые в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности, собственности субъектов РФ (в т.ч. собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. В пункте 5 указанной новой статьи установлено, что изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у России, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно России, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.