«б» пункта 1 части 1 статьи 95
Подборка наиболее важных документов по запросу «б» пункта 1 части 1 статьи 95 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2024 N 08АП-8855/2024, 08АП-8587/2024 по делу N А75-22608/2023
Требование: О взыскании убытков в связи с расторжением государственного контракта на оказание услуг, расходов по уплате государственной пошлины.
Решение: Требование удовлетворено в части.Изменение помимо срока оказания услуг, иных существенных условий заключенного государственного контракта, таких как формат проведения Конгресса с "очного" на онлайн формат с привлечением участников в дистанционной форме, количества участников Конгресса, объемов по обеспечению участников Конгресса транспортом, проживанием, питанием, а также требований к помещениям и необходимому оборудованию, добавления новых позиций закупаемых услуг, является препятствием для применения части 65 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пункта 12.6 Контракта, также приведет к нарушению подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Требование: О взыскании убытков в связи с расторжением государственного контракта на оказание услуг, расходов по уплате государственной пошлины.
Решение: Требование удовлетворено в части.Изменение помимо срока оказания услуг, иных существенных условий заключенного государственного контракта, таких как формат проведения Конгресса с "очного" на онлайн формат с привлечением участников в дистанционной форме, количества участников Конгресса, объемов по обеспечению участников Конгресса транспортом, проживанием, питанием, а также требований к помещениям и необходимому оборудованию, добавления новых позиций закупаемых услуг, является препятствием для применения части 65 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пункта 12.6 Контракта, также приведет к нарушению подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Так, в одном из дел сторонами уже после выполнения подрядчиком всех работ в полном объеме заключено дополнительное соглашение к контракту об уменьшении стоимости работ по нему. Суды отметили, что в данном случае стороны фактически не меняли условия контракта, а зафиксировали действительную стоимость уже выполненных работ (в сторону уменьшения) в порядке пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, что невозможно расценить как меру поддержки исполнителя.
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Так, в одном из дел сторонами уже после выполнения подрядчиком всех работ в полном объеме заключено дополнительное соглашение к контракту об уменьшении стоимости работ по нему. Суды отметили, что в данном случае стороны фактически не меняли условия контракта, а зафиксировали действительную стоимость уже выполненных работ (в сторону уменьшения) в порядке пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, что невозможно расценить как меру поддержки исполнителя.
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Так, в одном из дел сторонами уже после выполнения подрядчиком всех работ в полном объеме заключено дополнительное соглашение к контракту об уменьшении стоимости работ по нему. В данном случае стороны фактически не меняли условия контракта, а зафиксировали действительную стоимость уже выполненных работ (в сторону уменьшения) согласно подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Поскольку данного рода изменение условий контракта допускается законом и не является мерой поддержки исполнителя, суд сделал вывод, что заключение дополнительного соглашения не может рассматриваться как изменение условий контракта, на которые указано в Правилах списания неустоек, утвержденных Постановлением N 783 (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 по делу N А53-4911/2021).
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Так, в одном из дел сторонами уже после выполнения подрядчиком всех работ в полном объеме заключено дополнительное соглашение к контракту об уменьшении стоимости работ по нему. В данном случае стороны фактически не меняли условия контракта, а зафиксировали действительную стоимость уже выполненных работ (в сторону уменьшения) согласно подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Поскольку данного рода изменение условий контракта допускается законом и не является мерой поддержки исполнителя, суд сделал вывод, что заключение дополнительного соглашения не может рассматриваться как изменение условий контракта, на которые указано в Правилах списания неустоек, утвержденных Постановлением N 783 (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 по делу N А53-4911/2021).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Суды согласились с антимонопольным органом, что изменение условий контракта в нарушение требований подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ привело к дополнительному расходованию денежных средств бюджета Российской Федерации и пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Суды согласились с антимонопольным органом, что изменение условий контракта в нарушение требований подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ привело к дополнительному расходованию денежных средств бюджета Российской Федерации и пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ.
Приказ Минпромторга России от 26.01.2021 N 184
"Об утверждении типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, информационной карты типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2021 N 64537)<34> Данный подпункт включается в текст Контракта в случае установления такой возможности Заказчиком в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2019, N 18, ст. 2195).
"Об утверждении типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, информационной карты типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2021 N 64537)<34> Данный подпункт включается в текст Контракта в случае установления такой возможности Заказчиком в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2019, N 18, ст. 2195).
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ провести экспертизу с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что такое лицо не допускается к проведению экспертизы, поскольку может иметь имущественные интересы в заключении контракта (пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). Так, например, на практике может сложится ситуация, когда по результатам экспертизы будут выявлены недостатки товара (результатов работ, услуг), препятствующие приемке, в результате чего контракт будет расторгнут в связи с неисполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств (ч. 11 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В таком случае у заказчика возникнет право заключить контракт с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, а при отказе последнего - с последующими участниками закупки, не отозвавшими свои заявки (ч. 17.1, пп. "б" п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, несмотря на то что процедура определения поставщика на момент проведения экспертизы завершена, имущественный интерес в заключении контракта сохраняется у участников закупки вплоть до полного исполнения контракта сторонами.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что такое лицо не допускается к проведению экспертизы, поскольку может иметь имущественные интересы в заключении контракта (пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). Так, например, на практике может сложится ситуация, когда по результатам экспертизы будут выявлены недостатки товара (результатов работ, услуг), препятствующие приемке, в результате чего контракт будет расторгнут в связи с неисполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств (ч. 11 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В таком случае у заказчика возникнет право заключить контракт с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, а при отказе последнего - с последующими участниками закупки, не отозвавшими свои заявки (ч. 17.1, пп. "б" п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, несмотря на то что процедура определения поставщика на момент проведения экспертизы завершена, имущественный интерес в заключении контракта сохраняется у участников закупки вплоть до полного исполнения контракта сторонами.
Готовое решение: Как заказчику или победителю закупки отказаться от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракт, заключенный по результатам электронной процедуры, расторгнут по ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик может заключить новый контракт. Участник, которому предложено это сделать, может отказаться. В таком случае информация о нем не направляется в ФАС для внесения в РНП (п. 3 ч. 3 ст. 51, ч. 17.1, пп. б п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракт, заключенный по результатам электронной процедуры, расторгнут по ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик может заключить новый контракт. Участник, которому предложено это сделать, может отказаться. В таком случае информация о нем не направляется в ФАС для внесения в РНП (п. 3 ч. 3 ст. 51, ч. 17.1, пп. б п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).