Интернет-интервью с В.Ф. Яковлевым,
Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
"Работа арбитражных судов в 2002 году"

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию отчет корреспондента компании "Консультант Плюс" об интервью с Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлевым, которое состоялось 20 февраля 2003 года. Благодарим всех, кто прислал нам свои вопросы.

Основной темой интервью была заявлена деятельность арбитражных судов в прошедшем году. В ходе встречи В.Ф. Яковлевым также были освещены вопросы, касающиеся нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Мы были вынуждены исключить вопросы не по заданной теме, а также те, которые касаются конкретных судебных дел, находящихся в настоящее время в производстве арбитражных судов различного уровня.

1Корр.: Уважаемый Вениамин Федорович! Спасибо за то, что Вы согласились встретиться с нами и ответить на вопросы посетителей нашего сервера. Давайте перейдем к вопросам.

Вопрос: Прошедший год для арбитражных судов ознаменовался не только правоприменительной деятельностью, но и законотворческой. В подготовке каких законопроектов Вы принимали участие и какова их судьба на сегодня? (Алексей, Самара)

Ответ: Да, действительно, Высший Арбитражный Суд России очень много и серьезно занимается законотворческой работой. У нас есть Управление законодательства, на которое возложена такая обязанность. Однако и другие структурные подразделения, и судьи нашего суда принимают самое активное участие в подобной деятельности.

Прошедший год ознаменовался тем, что были подготовлены и приняты серьезнейшие правовые документы. Речь идет, в первую очередь, о двух кодексах: АПК РФ и КоАП РФ. Далее следует назвать такие важные законы, как "О несостоятельности (банкротстве)", "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в РФ", "Об органах судейского сообщества в РФ", "О третейских судах в РФ". Все эти законы приняты и уже вступили в силу. Высший Арбитражный Суд принимал самое живое участие в рабочих группах всех названных законопроектов.

Вопрос: Мне показалось, что в 2002 г. ВАС РФ меньше занимался обобщением и анализом судебной практики по сравнению с предыдущими годами. Почему это происходит - не осталось "белых пятен" на правовом поле или вам некогда этим заниматься? Каковы перспективы? (Преподаватель юридического факультета, Воронеж)

Ответ: Не могу согласиться с автором вопроса. В прошедшем году Президиумом Высшего Арбитражного Суда России было принято пять информационных писем по актуальным вопросам правоприменения. Были подготовлены обзоры практики разрешения споров, связанных с арендой, с применением норм о договоре залога и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами, о практике применения части второй статьи 1002, статей 140 и 317 ГК РФ, связанных с договором мены. Особое внимание мы уделили вопросам введения в действие Арбитражного процессуального кодекса России, а также подготовке и принятию нового Регламента арбитражных судов.

Что касается вопроса занятости. Действительно, Высшим Арбитражным Судом ежегодно рассматривается очень большое количество заявлений о пересмотре дел в порядке надзора. Так, в 2002 г. их было 18 500. По сравнению с предыдущим годом число увеличилось приблизительно на 1 600 заявлений. Президиумом было рассмотрено более 500 протестов. Много это или мало? Учитывая, что в нашем суде всего 56 судей, наверное, много.

Однако надо помнить, что на Высший Арбитражный Суд Российской Федерации возложена обязанность обеспечения единства судебной практики. Мы должны выполнять роль "камертона" правоприменения в области хозяйственной деятельности. И мы подобную работу проделываем постоянно. Теперь же, в связи с вводом в действие нового АПК у Высшего Арбитражного Суда появится возможность уделять данному направлению деятельности больше внимания. Я коснусь этого вопроса чуть позже - когда буду отвечать на серию поступивших вопросов об изменениях в работе Высшего Арбитражного Суда.

Вопрос: Сейчас много говорится о том, чтобы судьям сделать высокую заработную плату. А от вашей работы есть ли прибыль государственной казне? (Панкратов, ветеран ВОВ)

Ответ: Согласно статистическим данным в 2002 году сумма государственной пошлины, перечисленная истцами в доход федерального бюджета по делам, принятым к производству арбитражными судами, составила 975 млн. рублей. Кроме того, по рассмотренным делам органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам арбитражными судами выдано 409 142 исполнительных листа на взыскание госпошлины на сумму 1 039 млн. рублей.

Ответ, по-моему, напрашивается сам собой. Но связи здесь не может быть никакой, т.к. государство заинтересовано в том, чтобы правосудие у нас осуществлялось независимым, беспристрастным судом. А во всем мире одним из условий независимости судей считается их финансовая независимость, т.е. достойный заработок. Судья не должен задумываться над тем, чем ему завтра накормить своих детей.

Вопрос: В прошлые годы число дел, слушающихся в арбитражных судах, постоянно росло. Что было в 2002 году? Какие тенденции? Не считаете ли Вы, что рост количества дел приводит к снижению качества решений? (Дмитрий, Москва)

Ответ: Как следует из данных статистики, объем судебной работы продолжает расти. В 2002 году на рассмотрение в арбитражные суды поступило 854 748 заявлений. Это на 14,6% больше, чем в 2001 году.

Из числа поступивших - 18 467 (а это - 2,2% от общего числа заявлений) составляют заявления по новым категориям дел, отнесенным к подведомственности арбитражных судов Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности:

  • об оспаривании нормативных актов - 219
  • об административных правонарушениях - 11 467
  • между акционерами и акционерными обществами, участниками иных товариществ и обществ - 6 671
  • об оспаривании решений третейских судов - 52
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений - 58

Из указанного числа новых категорий дел около 6 тысяч передано в арбитражные суды из судов общей юрисдикции в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Несмотря на возросший объем работы в отчетном периоде процент обжалования принятых судебных актов во все инстанции, проверяющие их законность и обоснованность, изменился очень незначительно. А именно: в апелляционную инстанцию - с 12,5 (2001 г.) до 12,2% (2002 г.), в кассационную инстанцию - с 8,7 до 8,4%, в порядке надзора - с 2,8 до 2,6% соответственно.

Во всех трех инстанциях, проверяющих законность и обоснованность судебных актов, в 2002 году отменены и изменены судебные акты по 4,9% дел (2001 год - по 5,0% дел).

Что касается вопроса перегрузки судов - это общая проблема правосудия во всем мире. Арбитражные суды России, благодаря новым процессуальным нормам, заложенным в АПК 2002 г., имеют реальную перспективу относительно улучшения доступности правосудия. Почему я говорю о доступности правосудия? Потому что в конечном итоге проблема перегрузки судов негативно отражается именно на этом параметре. Качество судебных решений - одна из составляющих доступности правосудия.

Мы долго думали над тем, как сделать так, чтобы справляться с новыми объемами работ, причем с постоянно возрастающими. Изучали мировой, зарубежный опыт и в конце концов нашли некоторые способы, которые и ввели в Арбитражный процессуальный кодекс. Ну какие? Я перечислю некоторые.

Во-первых, дифференциация судебных процедур, в том числе введение по отдельным категориям дел так называемой упрощенной процедуры, более быстрой. Введение упрощенной процедуры возможно только по делам или небольшим по суммам - малозначительным, или по делам простым - где по существу и спора-то между сторонами нет. Упрощенная процедура - это более быстрое судопроизводство.

Во-вторых, мы сориентировали суды на возможно более широкое применение (использование с их помощью) так называемых примирительных методов разрешения споров. Более активное третейское разбирательство (третейских судов, коммерческого арбитража - как российского, так и зарубежного).

Далее, использование переговорных процедур, посредничества - разумеется самими сторонами, но при положительном, благоприятном отношении со стороны судов. И конечно же, оказание помощи сторонам в разрешении конфликта с тем, чтобы конфликты заканчивались не судебным решением, а мировым соглашением с обеих сторон. Такие мировые соглашения могут утверждаться судом и тогда они приобретают силу судебного решения. Стало быть, вот такие способы, которые очень широко используются в зарубежных судебных системах при разрешении именно коммерческих споров.

Мы постарались все это в наш Кодекс внести, чтобы методы современные, мягкие, либеральные, демократичные, соответствующие высокому уровню культуры, использовались и у нас все в более широких масштабах. А при таких условиях и качество судебных решений не будет вызывать нареканий.

Вопрос: Каково соотношение гражданско-правовых и административных споров, рассмотренных арбитражными судами в 2002 г.? Не наступил ли тот момент, когда уже надо задуматься о создании административных судов в России? (Адвокат О.П.Петровичев, Москва)

Ответ: На протяжении 11 лет существования арбитражных судов сложилась определенная тенденция - количество дел, вытекающих из административных правоотношений, ежегодно росло более быстрыми темпами по сравнению с гражданско-правовыми спорами. Если в 1992 году их доля в общем объеме рассмотренных дел составляла всего 1,6%, то в 2001 году - более 50%.

Статистика прошедшего года свидетельствует об изменениях в данном соотношении. Впервые за несколько лет количество административных споров в 30 арбитражных судах не только не увеличилось, а даже уменьшилось в среднем на 10-20%. В целом по системе количество административных споров увеличилось на 3,2%, а гражданско-правовых - на 6,4%.

Что это - новая тенденция? Связано это как-то с новым АПК? Нам все это еще предстоит осмыслить и проанализировать.

Относительно перспективы создания административных судов. Если в дальнейшем произойдет такая специализация, то здесь возможны различные решения. Вообще говоря, если нам административное судопроизводство выделять, то я думаю, что его, в конечном счете, можно выделить и из судов общей юрисдикции, и из арбитражных судов. И создать отдельную систему административных судов. Вот тогда этот административный процесс, административно-процессуальная форма и будет использоваться этими административными судами как руководство к действию.

Но пока отдельная система административных судов (я подчеркиваю, отдельные от судов общей юрисдикции и от арбитражных судов) не существует, это административно-процессуальное право будет применяться и судами общей юрисдикции, и арбитражными судами.

И я думаю, что здесь требуется определенная этапность, и она у нас в системе арбитражных судов есть. Ведь уже в 1995 году в структуре наших судов появились, наряду с гражданскими коллегиями, административные коллегии. Это был первый шаг. Следующий шаг - мы ввели в Арбитражный процессуальный кодекс определенные особенности судопроизводства по административным делам. Потом, я думаю, следует сделать следующий шаг - это принятие Административно-процессуального кодекса. Возможно, и нового АПК.

Когда-нибудь в будущем, когда у нашего государства появятся лишние деньги - вот тогда, может быть, оно создаст отдельную систему административных судов. А пока, я думаю, то, что мы сделали 7 лет назад, создав административные коллегии, это уже хорошо. Внутри этих административных коллегий у нас есть более тонкая специализация - налоговые споры, таможенные и т.д. И я думаю, что это правильный путь. Потому что иной способ, то есть создание отдельных налоговых, таможенных и других судов - это же огромные деньги. Не получится ничего из этого. Во-первых огромные затраты, во-вторых - нет специалистов, профессионалов. Никого нет. Пока.

Вопрос: Как на сегодняшний день обстоит дело с назначением новых судей арбитражных судов? Есть проблемы? (Ломакин Сергей Васильевич, пенсионер. Санкт-Петербург).

Ответ: Да, действительно, проблемы в этом вопросе есть. Дело в том, что обновленное законодательство, регулирующее статус судей и порядок наделения их полномочиями, деятельность органов судейского сообщества, а также Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы" привели к существенному увеличению объема и усложнению кадровой работы в судах.

Введение конкурсного и более гласного отбора кандидатов на должности судей повысили требования к уровню их профессиональной подготовки, деловым и моральным качествам. Это хорошо, но усложнился порядок оформления документов на них, а значит, и удлинилась процедура назначения.

Истекший год отличается от предыдущего увеличением числа представляемых кандидатов на должности судей, а также уже назначенных судей арбитражных судов. В 2002 году нашим Управлением кадров были изучены и оформлены материалы почти на 400 кандидатов на должности судей и руководителей арбитражных судов. В общей сложности потребовалось проработать более 6500 документов. За год судьями назначено 274 человека, что в 2,3 раза больше, чем в 2001 году (в том числе 16 руководителей судов против 7 в 2001 году). В том числе впервые назначены 244 судьи. Работа, конечно же, проделана огромная.

Но нельзя не отметить, что внесение изменений в законодательство, связанных с порядком назначения на должности судей, не ускорило процедуру прохождения кандидатов - чего мы все очень желаем, а всего лишь усложнило и затянуло ее. При этом появились определенные возможности для "вбрасывания" различного рода негативной информации о претендентах, чаще всего не соответствующей действительности, с целью воспрепятствовать назначению, как правило, достойных или неудобных кандидатов.

Затрудняет работу также отсутствие единых требований к документам, представляемым на кандидатов в судьи. Однако обнадеживает тот факт, что в Администрации Президента Российской Федерации совместно с Высшим Арбитражным Судом и Верховным Судом подготовлены и одобрены Рекомендации о порядке формирования личного дела кандидатов, подготовлен и в ближайшее время будет рассмотрен проект Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей. Ну а пока вакансии ждут своего заполнения. Постараемся, чтобы это были действительно лучшие представители юридического мира.

Вопрос: Уважаемый Вениамин Федорович, планируется ли разделение первой и апелляционной инстанций? Если да, то когда? Спасибо. (Кирилл Манулкин. Санкт-Петербург)

Ответ: В 2002 году Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации подготовлены и направлены в Администрацию Президента Российской Федерации предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Наши предложения направлены на реализацию концепции совершенствования законодательства о судебной системе. При их подготовке думали мы о дальнейшем развитии арбитражных судов в Российской Федерации, их оптимизации, приближении к месту нахождения лиц, судебную защиту которых обеспечивают арбитражные суды.

В частности, предлагается образовать 20 арбитражных апелляционных судов, отдельных от арбитражных судов субъектов Российской Федерации. При этом сохраняется как бы окружной принцип образования апелляционных судов, который был использован при образовании арбитражных судов кассационной инстанции. Такое решение позволит "развести" первую и апелляционную судебные инстанции, т.е. исключить положение, при котором в одном и том же арбитражном суде принимается решение, а потом осуществляется его проверка.

В целях приближения правосудия к месту нахождения лиц, участвующих в деле, обеспечения им возможности в короткий срок и с наименьшими затратами добраться до суда предлагается в отдельных регионах или местностях с большим количеством дел создавать так называемые постоянные судебные присутствия арбитражных судов. Их будет 10.

Названный законопроект уже согласован с Администрацией Президента Российской Федерации, в декабре 2002 г. на него получено положительное заключение Правительства. Очень скоро Президент внесет этот законопроект в Государственную Думу.

Таким образом, появится 30 наших подразделений, которые будут отправлять апелляционное правосудие. Осуществляться это будет поэтапно. Предполагается, что первые апелляционные суды появятся к концу этого года. Дальше эта работа будет интенсивно продолжаться в 2004 году и должна быть завершена в 2005 году.

Вопрос: Как новый АПК изменил экономическое правосудие? (Сергей. Самара)

Ответ: Новый Кодекс делает правосудие более доступным и более оперативным, но при этом обеспечивает высокое качество, то есть законность и обоснованность решений. В частности, мы перенесли центр тяжести на подготовку дела и, при необходимости, на проведение предварительного судебного заседания.

Раньше у нас по традиции и по закону считалось, что главное - это судебное заседание, на котором принимается решение. Теперь акцент смещается на более ранние стадии, с таким расчетом, чтобы к моменту, когда стороны приходят на судебное разбирательство, дело уже полностью было подготовлено к рассмотрению, а судебное заседание проводилось только один раз. И по его итогам будет вынесено законное решение. При этом сохраняется принцип состязательности, при котором стороны имеют возможность защищать свои права и интересы в суде. Теперь они должны вовремя предоставлять все доказательства, ничего не утаивать.

В новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации принцип состязательности сочетается с активной ролью суда на стадии подготовки дела к слушанию. Суд организует работу сторон, помогает им, нацеливает их на то, что от них потребуется для вынесения законного и обоснованного решения, что именно они должны обосновать, какие доказательства предоставить, какие обстоятельства вообще должны быть предметом доказывания в суде. При этом Кодекс дает сторонам возможность предъявить любые доказательства, но в определенное время. И так, чтобы другая сторона вовремя получила эти доказательства и знала о них. Если ты этой возможностью не пользуешься - рискуешь опоздать: потом, даже на стадии апелляции, у тебя эти доказательства могут не принять. Таким образом эта подготовка превращает состязание сторон в совершенно открытое разбирательство. Каждая из сторон видит, какими доказательствами располагает другая сторона.

Если другая сторона что-то припрятала, так вот то, что она припрятала, не будет работать вообще, т.к. она не представила доказательства честно, открыто и главное - вовремя. Состязательность становится открытой. В этих условиях стороны видят, каковы аргументы и доказательства другой стороны, какие шансы у нее это дело выиграть, или она может его проиграть. И в этих условиях истец для того, чтобы, скажем, сократить свои расходы, отзывает свое исковое заявление или ищет примирения с ответчиком. Но то же самое делает и ответчик.

Вся эта работа должна быть хорошо организована судом на подготовительной стадии. К слову сказать, по этой модели разрешения коммерческих споров идет весь мир. При этом новый

Кодекс позволяет пресекать всякие процессуальные злоупотребления: попытки затянуть дело, заявлять без конца необоснованные ходатайства и т.д. Иными словами, правосудие выводится на здоровую, открытую состязательность. Теперь мы будет наблюдать за подлинным состязанием "рыцарей".

Таким образом, достигается цель правосудия - ликвидируется конфликт, но ликвидируется он в более сжатые сроки на основе активного участия самих сторон и под руководством суда. Подобного рода методы мы намерены использовать по нашему новому Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации.

На самом деле, новелл нашего судопроизводства гораздо больше. К сожалению, формат нашей сегодняшней встречи не дает возможности рассказать обо всем и в полном объеме. Если Вы, уважаемый Сергей из Самары, интересуетесь этим вопросом серьезно, то без особого труда сможете отследить все наши многочисленные выступления и публикации по данной теме в центральных средствах массовой информации, в специализированных юридических изданиях, а также в электронных средствах связи. Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить всех корреспондентов и главных редакторов печатных средств массовой информации, журналистов и руководителей телевизионных программ, а также разработчиков информационно-правовых баз за внимание к нашей работе и за высочайший профессионализм в доведении до общества социально значимой информации о судебной деятельности.

Вопрос: Есть в новом АПК РФ какие-либо моменты, которые могут вызвать трудности при применении его арбитражными судами? (Теслинов В.Г., Омск)

Ответ: К сожалению, в процессе подготовки и принятия Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по разным причинам появились положения, которые не вполне вписываются в общую систему его норм. Некоторые из них могут вызвать известное затруднение при отправлении правосудия. К их числу относятся правила ст. 19 Кодекса о том, что при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения спора из списка, утвержденного в установленном законом порядке. Как нам кажется, это правило не вполне соответствует требованиям ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обеспечении правосудия беспристрастным судом. Положение усугубляется и тем, что в соответствии с этой же ст. 19, а также ст. 21 суд не может отвести предложенную стороной кандидатуру арбитражного заседателя на том основании, что он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо есть иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Между тем в соответствии со ст. 19 Кодекса арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Но судья, в отличие от арбитражного заседателя, может быть отведен по причине наличия обстоятельств, вызывающих сомнение в его беспристрастности.

Следует сказать еще об одном моменте. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации четко регулирует участие прокурора в арбитражном процессе. Вместе с тем, на наш взгляд, прокурор совершенно необоснованно оказался лишенным права обращаться с исками в защиту неопределенного круга лиц. Представляется, что этим серьезно затруднится эффективность судебной защиты, например, акционеров и вкладчиков крупных хозяйственных обществ, банков и других кредитных организаций.

Вопрос: Изменилась ли роль прокурора в арбитражном процессе по новому АПК? (Антонова Н., Саратов)

Ответ: Новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации существенно меняет позицию прокурора в нашем процессе. Ограничиваются возможности предъявления иска прокурором. Ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает перечень случаев, когда прокурор может предъявить иск. Во-первых, в отношении законности нормативных актов; во-вторых, в отношении законности административных актов, если этими актами нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Прокурор может предъявить иск о признании сделки недействительной и о применении последствий ничтожной сделки в тех случаях, когда эти сделки совершены с участием государства, государственных структур, на базе государственной собственности. При защите интересов государства прокуроры по сути дела выступают как государственные адвокаты. А вот вмешательство прокуратуры в частные дела между коммерсантами теперь исключено. Прокурор не сможет защищать интересы одного коммерсанта против другого. Арбитражные суды теперь таких исков принимать не будут.

Помимо этого прокуратура потеряла возможность осуществления надзора за деятельностью суда, потому что прокуроры теперь могут вносить представления о пересмотре решений только в тех случаях, когда они выступают стороной в деле и по делам, перечисленным выше. Во всем остальном вмешательства прокуратуры быть не должно, в том числе и на уровне надзорной инстанции.

Еще один момент. Как и мы (я имею в виду Председателя Высшего Арбитражного Суда и его заместителей), Генеральный прокурор и его заместители потеряли право на принесение протеста. По новому АПК Генеральный прокурор и его заместители на основе заявлений сторон могут выносить только представления о рассмотрении дела в порядке надзора. И теперь это не идет автоматически на рассмотрение Президиума ВАС, а, как и заявление сторон, попадает на судебную коллегию, которая предварительно решает вопрос о приемлемости или неприемлемости рассмотрения дела на Президиуме Высшего Арбитражного Суда.

Вопрос: В новом АПК, который был принят в прошедшем году, обозначен новый для российской юстиции институт "посредничества" при разрешении экономических споров. Будет он развиваться в дальнейшем?

Ответ: Вы абсолютно правы, что этот институт только "обозначен" в нашем законе. Но мы, если честно, рады и этому, т.к. считаем данный факт большим достижением. До АПК 2002 г. в российском законодательстве посредничество даже и не упоминалось. У нас было очень много оппонентов. В проекте мы давали его более основательно, но все же хорошо, что этот институт в принципе остался. Это значит, что он у нас в законе уже есть, а раз он есть, то есть основа для его дальнейшего развития. Если бы мы в развитие подготовили хотя бы небольшой закон о посреднической деятельности, то это было бы неплохо. Хотя и в отсутствии такого закона посредническая деятельность имеет право на существование и на развитие.

Важно только, чтобы посредническая деятельность с самого начала сама себя не дискредитировала, т.е. не должно быть элементов недобросовестности, ничего криминального.

Посредничество - очень эффективный способ ведения переговоров. Что это такое? Если стороны сами не могут договориться, тогда они решают привлечь специалистов, экспертов. Есть люди, которые профессионально занимаются посредничеством.

Если этот институт имеет перспективу в мире, то он, думаю, имеет перспективу и в России.

Недавно я был в Совете Европы, в Страсбурге. Мы там рассматривали вопрос толкования и применения нашего Арбитражного процессуального кодекса. Также мы рассматривали вопрос и о посредничестве. При этом присутствовал Дэвид Шапиро. Он в прошлом был федеральным судьей, сейчас - судья в отставке. Переехал в Лондон и уже несколько лет занимается посредничеством. Там он создал целую Академию посредничества, потому что он не только сам занимается посредничеством по конкретным делам, но и написал научные работы, трактаты. Больше того, организовал подготовку посредников. В этой Академии читаются курсы по посредничеству. Он считает, что человек, не прошедший такую специальную подготовку, не сможет успешно заниматься посреднической деятельностью.

В чем роль посредника? Он помогает сторонам достичь соглашения. Если он помог, то ему стороны говорят "спасибо" и оплачивают его работу. А какое решение они вынесут, это уже дело сторон, а посредник решения не выносит. Стороны выносят решение в виде соглашения между собой на основе рекомендаций посредника. Думаю, что если у нас будет развиваться посредничество, это будет для нас очень хорошо.

Вопрос: Уважаемый Вениамин Федорович! Разъясните, пожалуйста, появилась ли теперь возможность подачи жалобы на личном приеме у судьи, как это предусмотрено, например, в Верховном Суде? Ведь формальные признаки несоответствия жалобы требованиям АПК могут быть выявлены сразу на этапе принятия документов, что позволит сократить сроки рассмотрения по существу. Кроме того, устные пояснения заявителя по делу могут существенно ускорить и облегчить работу судьи (Ольга Калинович, Тверь)

Ответ: Нет, возможности такой у сторон нет. Кроме того, распоряжением по Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации с 10 февраля 2003 года прекратился личный прием представителей организаций и граждан в связи с их письменными обращениями по судебным делам. Личный прием возможен лишь по вопросам организации и обеспечения деятельности арбитражных судов России, а также по жалобам на действия судей, не связанным с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и их процессуальных действий.

Вопрос: Почему в новом АПК вы записали, что представителями в процессе могут выступать только адвокаты или специалисты, состоящие в штате организации? Не нарушает ли это права иных практикующих юристов? (Дмитрий Грачев, г. Волжский Волгоградской обл.)

Ответ: Действительно, в новом АПК произошли изменения в части представительств. И они в основном касаются представителей юридических лиц. Эти изменения связаны с принятием закона об адвокатуре и адвокатской деятельности, в соответствии с которым предусмотрено, что такими представителями организации в арбитражном суде могут быть адвокаты либо штатные сотрудники организации. В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации соответствующие положения тоже нашли реализацию. Это требование не распространяется на граждан, индивидуальных предпринимателей, фермеров и других участников процесса, физических лиц, которые у нас тоже в процессе участвуют. В этом случае представителем может быть любой, за исключением тех ограничений, которые для представительств традиционно предъявляются в любом процессе. Общеизвестно, что во всем мире интересы сторон процесса представляют адвокаты. Для этого имеются веские основания: кандидаты в адвокаты проходят специальный отбор, сдают экзамен, подтверждающий профессиональную пригодность. Существует государственный и общественный контроль над деятельностью адвокатов, наконец, адвокаты страхуют профессиональную ответственность. Россия тоже постепенно приходит к осознанию особой роли адвоката.

Иными словами, статус адвоката - это определенная гарантия для клиентов. Почему эта гарантия не распространяется на граждан и коммерсантов? Дело тут исключительно в социальных проблемах. К сожалению, пока еще далеко не все наши соотечественники могут себе позволить нанять адвоката. Часто интересы граждан представляют их родственники, те или иные общественные организации и т.д. Но, еще раз повторяю, в принципе государство движется к признанию исключительного права адвокатов представлять интересы сторон.

Вопросы:

1. Введение ограничений для обращений лиц, участвующий в деле, в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - это результат "усталости" Президиума от потока рассматриваемых дел или причина в другом? (Денис Семенкин, г. Хабаровск).

2. С 1 января действуют новые правила надзорного производства. В чем их суть? (Алексей, Москва).

3. Произошли ли какие-то изменения в работе надзорной инстанции по новому АПК? (Сологуб М.Г., Пермь)

Ответ: Действительно, эти вопросы возможно объединить.

Новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации существенным образом перестраивает работу надзорной инстанции. В этой части новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации начал работу чуть позже основной части - с 1 января 2003 г. В чем суть изменений?

Если раньше на судебные решения приносились протесты руководителей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Прокуратуры Российской Федерации, то теперь этого не будет. Сторона, не согласная с решением нижестоящего суда, подает заявление в Высший Арбитражный суд Российской Федерации, и только коллегия судей теперь имеет право решать - усматриваются или не усматриваются закрепленные законом основания для пересмотра дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который и будет принимать постановление по данному делу.

Основания для пересмотра дела зафиксированы в ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их совсем немного: если решение по данному делу препятствует правильному разрешению другого дела; если данное судебное решение нарушает интересы неопределенного круга лиц и иные публичные интересы (к примеру, когда нарушаются интересы вкладчиков банка или акционеров акционерного общества - вот в этом случае и вступает в действие "тяжелая артиллерия" в виде Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), а также если судебное решение нарушает единообразие судебной практики.

Благодаря этим изменениям, и я уже выше обращал на это внимание, у Высшего Арбитражного Суда появилась возможность уделить больше времени и внимания главной своей задаче - обеспечению единства судебной практики.

Вопрос: Сократятся ли сроки рассмотрения дела при его прохождении от первой инстанции до надзорной? (Бороденко Егор, Мытищи).

Ответ: Одно из новшеств, связанное с повышением оперативности правосудия, - это дифференциация процессуальных процедур в зависимости от категорий дел. Скажем, в Кодексе исковая процедура по гражданским спорам и по административным делам неодинакова. Что очень важно - теперь есть упрощенная форма осуществления судопроизводства. Это более короткая и простая процедура, которая может идти даже без проведения судебного заседания, только на основе письменных документов. Но эта форма допускается, если стороны не возражают против нее, а также тогда, когда речь идет о бесспорных или небольших, мелких делах. Например, энергоснабжающий орган поставил энергию, а энергия не оплачена. Какой тут спор? Должник говорит, что у него денег нет. Все здесь ясно, а, тем не менее, такие дела мы рассматриваем по общей, достаточно тяжелой и сложной процедуре. Теперь все пойдет по-другому. Результатом будет более быстрое разрешение простых или мелких дел, а следовательно, освобождение судебного времени для рассмотрения более серьезных дел.

Что касается сроков. На подготовку и рассмотрение дела суду I инстанции отводится 3 месяца. Еще месяц на обжалование и месяц на рассмотрение в апелляционной инстанции. Если дело идет дальше, то 3 месяца на кассационное обжалование в округе и месяц на рассмотрение. И, наконец, в течение 3 месяцев решение может быть обжаловано в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. То есть максимум на все - год.

Вопрос: В чем заключаются функции помощника судьи, если протокол судебного заседания ведет секретарь? (Алексей, Н.Новгород)

Ответ: Мы очень довольны тем, что у нас наконец-то появились помощники судей. Помимо того, что мы рассматриваем их в качестве лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение судьями арбитражных судов своих полномочий, мы рассчитываем, что данная категория госслужащих явится главным резервом для формирования судейского корпуса арбитражных судов.

В обязанности помощника судьи входит изучение исковых заявлений и жалоб, внесение предложений по их рассмотрению. Он принимает участие в подготовке дела к судебному заседанию, включающее подбор законов и иных нормативных правовых актов; материалов судебной практики; подготовку заключений по сложным и спорным вопросам применения норм материального права, определение круга лиц, участвующих в деле, и оказание им содействия в представлении необходимых доказательств. Помощник судьи принимает участие в организации подготовки и проведения судебного процесса, а именно: контролирует изготовление и своевременное направление копий судебного акта, которыми извещаются или вызываются участники процесса, готовит для судьи информацию о надлежащем извещении лиц, а также о причинах их неявки в судебное заседание. Кстати сказать, ведение протокола судебного заседания в случае отсутствия в суде секретарей также возложено на помощников судей.

Далее, он осуществляет контроль по исковым заявлениям, заявлениям и жалобам, оставленным без движения, а также за делами, по которым отложено рассмотрение, приостановлено производство.

Как видите, список обязанностей у нашего помощника обширен. Совершенно очевидно, что специалист, способный вести такую работу, без труда впоследствии станет высококвалифицированным судей.

Корр.: Уважаемый Вениамин Федорович, благодарим за интервью и, пользуясь случаем, хотим поздравить Вас с недавно прошедшим днем рождения и подарить первый и второй тома собрания сочинений римских юристов - "Дигесты Юстиниана". Это первый в России полный перевод и издание одного из важнейших источников римского права. Наша компания принимает участие в осуществлении этого уникального проекта.

В.Ф. Яковлев: Спасибо за поздравления. Я также хотел бы поблагодарить компанию "Консультант Плюс" за предоставленную возможность общения с интернет-аудиторией и выразить надежду на наше дальнейшее сотрудничество.


В роли корреспондента выступил главный редактор www-сервера КонсультантПлюс Б.Г. Богатырев.
Фото - Т.М. Тверецкий.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: